Типы организации движения материального потока в производстве.




ЛОГИСТИКА

1. Значение логистики в деятельности современного предприятия.

Сегодня невозможно представить производственное или торговое предприятие, которое не занимается решением логистических задач. Логистика позволяет оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов» [1, с.13].

Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, — это «экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением продукции». Уменьшение издержек способствует снижению себестоимости продукции и в конечном счете может представлять собой важное орудие в конкурентной борьбе. Более выгодному рыночному позиционированию предприятия по сравнению с конкурентами в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что имеет важное, а иногда и определяющее значение для потребителя.

«Конкуренция всегда была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности... нередко исчезают с поля деловой деятельности, потому что не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения материалов» [3, с.17].

 

Умелая организация логистики приносит предприятию следующие выгоды:

Повышение эффективности производства.Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени — дополнительная экономия.
При правильной организации логистики на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства.
Снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь.
Лучшее использование производственных площадей.При должной организации логистики (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади.
Снижение травматизма.«Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов...»[3, с.19].

 

2. История и этапы развития логистики.

Логистика произошла от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.

 

3. Основные понятия и задачи логистики.

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

1. нужный товар;

2. необходимого качества;

3. в необходимом количестве доставлен;

4. в нужное время;

5. в нужное место;

6. с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финаносвые и информационные потоки.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Производственная логистика – область логистики, охватывающая процессы движения материальных потоков внутри предприятия.

Логистическая цепь – совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов, хранение продукции и сырья, производство товаров, распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

4. Макро и микро-логистика: сущность, задачи.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Микрологистика – область логистики,решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными информационными потоками на внутрипроизводственном уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких. Как погрузочно – разгрузочные, транспортно – складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контроля за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

 

5. Основные логистические показатели.

Показатели логистики:

· время поставки

· точность

· верность

· обязательность поставки

· готовность к поставке

· качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией

· гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения

· информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях

 

6. Логистические системы: понятие, основные типы.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, которые, как правило, состоят из нескольких подсистем.

Цель логистической системы – доставка товаров в заданные места в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек.

Макрологистические системы – это крупная система управления материальными потоками, которая функционирует над несколькими предприятиями и которая объединяет посреднические фирмы.

Поставщик – транспорт – покупатель.

Микрологистические системы – это управление потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия и организации.

Макрологистическая совокупность – это логарифм действий направленный на решение вопросов анализа рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами являются юридически независимые предприятия.

Микрологистические системы первого уровня отражают логистику предприятия, которая направлена не только на внутрипроизводственную деятельность, но и на внешние контакты.

2-ой уровень – процессы планирования, производства, сбыта и снабжения.

 

7. Материальные потоки, их виды и параметры.

Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.Если над продукцией не совершаются изменения, то она перемещается в заказ. Каждому материальному потоку соответствует информационный и финансовый поток.

Каждый материальный поток характеризуется определенными параметрами:

· Номенклатура – ассортимент и количество продукции

· Габаритные характеристики – объем. Площадь, линейные размеры

· Весовые характеристики – общая масса, вес нетто, вес брутто

· Характеристика тары и упаковки – внешняя и внутренняя (внешняя - защищает, внутренняя – ограничивает объем продукта)

· Условия договоров купли – продажи

· Условия транспортировки и страхования

· Финансовые и стоимостные характеристики

· Условия выполнения других операций физического распространения, связанного с перемещением продукции

Виды материальных потоков:

 

1) По отношению к логистической системе    
  • Внешний (протекает во внешней для предприятия среде)
  • Внутренний (образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы)
  • Входной (поступает в логистическую систему из внешней среды)
  • Выходной (поступает из логистической системы во внешнюю среду)
2) По натурально – вещественному составу
  • Одноассортиментный
  • Многоассортиментный
3) Количественный
  • Массовые (поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.)
  • Крупные (несколько вагонов, автомашин)
  • Мелкие (образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами)
  • Средние (потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями)
4) Удельный вес
  • Тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг)
  • Большой массы (от 100 до 500 кг)
  • Легковесные (грузы, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта
  • Негабаритные (высота одного места больше 3,8 м, ширина – больше 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки)
5) По степени совместимости образующих поток грузов
  • Совместимые
  • Несовместимые
 
6) По физико – химическим свойствам · Насыпные грузы · Навалочные грузы · Товарно-штучные грузы · Наливные грузы
7) По способу затаривания · В контейнерах · На поддонах (паллетах) · В ящиках · Во флягах · В мешках и т.д.

 

8. Логистические операции: понятие, классификация.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию соответствующую этому потоку.

Технологические операции – процесс изменения(рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.)

Логистические операции – обеспечивают наличие нужных ресуросв в необходимом количестве в нужном месте в нужное время.

Классификация логистических операций

1. Внешние - направленные на реализацию функций снабжения и сбыта.

2. Внутренние - осуществляемые в рамках реализации процессов внутри ЛС.

3. Базисные - к ним относится: снабжение, производство и сбыт.

 

9. Сущность и задачи закупочной логистики.

Цель закупочной логистики заключается в создании надёжного и беспрерывного материального потока в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.

Экономическая эффективность логистики составляет поиск и закупку необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Стоимость ресурсов влияет на выставленную цену на товар.

Объектом логистики снабжения является материальный поток и услуги.

В процессе обеспечения предприятия сырьем осуществляются следующие задачи:

1. Определение потребности в материальных ресурсах.

2. Идентификация потребителей.

3. Расчёт потребности материальных ресурсов.

4. Разработка планов, графиков и спецификации на каждую позицию.

 

 

10. Виды закупок.

- традиционные закупки (сырьё, особые товары, стандартные товары)

- нетрадиционные (товары, которые относят к группе основных активов, услуги, товары для перепродажи)

- международные закупки – причины выбора иностранного поставщика – затраты на поставку меньше чем у поставщиков внутреннего рынка. Отсутствие ресурсов или товаров на внутреннем рынке, если зарубежные поставщики опережают отечественных в технологическом плане, если у иностранного поставщика хорошо организованна сеть дистрибьюции.

- государственные закупки – поддержание и улучшение стандартов качества, поддержание той или иной области, поддержка государством передовых технологий. Отсутствие конфиденциальности, конкурс на закупку осуществляется на основе открытого конкурса или тендера, осуществляются в более жестких законодательных рамках.

 

11. Процесс управления закупками на предприятии.

Задача - Подготовка бюджета закупок – затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов, затраты на транспортировку, экспедирование и страхование, грузопереработку, затраты по контролю.

Задача – координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортировкой, а так же координация действия с поставщиками.

Задача – сделать или купить.

При решении этой задачи учитываются следующие факторы:

- необходимость в площадях, мощностях, специалистах

- какова потребность в комплектующих

- требования по качеству

- сохранение технологических секретов

- стремление к независимости от источника поставки

- решение о закупке

- выбор внешних поставщиков

Задача – исследование рынка закупок

Всё начинается с изучения и анализа сложившейся конъюнктуры на рынке поставщиков. При анализе конъюнктуры мы анализируем всех возможных поставщиков по непосредственному рынку, по рынкам заменителей и новым рынкам.

Предварительно оцениваются все возможные источники закупаемых материальных ресурсов. А так же производится оценка рисков связанных с выходом на тот или иной рынок.

Осуществление закупок – оформление договорных отношений. На этом этапе выбирают метод закупок, определяют условия поставки и оплаты, определяют условия организации и транспортировки, составляют графики поставки.

 

12. Виды потребностей в материальных ресурсах.

Различают следующие виды потребностей:

- Общая потребность - количество материалов, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов

- Валовая или брутто потребность – потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве

- Чистая или нетто потребность – потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов

- Первичная, вторичная и третичная потребности

· первичная – потребность в готовых изделиях, а также в покупных запасных частях

· вторичная – потребность в деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий

· третичная – потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте

 

13. Задача выбора поставщика: этапы, методы решения задачи

Выбор поставщика включает в себя следующие этапы:

- Поиск потенциальных поставщиков

- Анализ потенциальных поставщиков по определённым критериям (цена, качество, надёжность, удалённость поставщика, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей, организацию управления качеством поставщика, финансовое положение поставщика).

- Оценка потенциальных или существующих поставщиков (шкала оценок, анализ значимости товара для которого закупаются ресурсы,

 

14. Производственная логистика: сущность, задачи.

Главной задачей производственной логистики заключается в обеспечении своевременного ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализацией готовой продукции или же заказами потребителя.

Производственная логистика занимается оперативным планированием и материальным потоком в производстве и интегрирует их в процессе их снабжения и сбыта.

Производственные системы – включают в себя комплекс материальных объектов, людей, производство, научно-технические и информационный процесс имеющих цель выпуска конечной продукции и обеспечение эффективности протекания производственных процессов.

Производственный процесс – это определённым образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов направленных на изготовление продукции необходимого значения в определенном количестве и качестве и в заданные сроки.

Типы производства:

Любой тип производства имеет свой тип характеристик технических, организационных специфик производства имеющих свою степень специализации, сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий, размеров и повторяемостью выпуска продукции.

ž Единичное производство – малое изготовление различных изделий.

ž Серийное производство – производство повторяющихся изделий.

ž Массовое производство – большой объём выпуска.

 

15. Системы управления материальными потоками в производственной логистике.

Материальный поток в производстве составляет из комплектующих и сырья, так же материальный поток могут составлять непосредственные детали, сборочные единицы (узлы), изделия.

Планирование и управление материальными потоками в производстве.

Оперативное планирование и управление производства подразделяются на 2 уровня:

ž - межцеховое

ž - внутрицеховое

Типы организации движения материального потока в производстве.

2 системы:

ž 1. Толкающая – это такая организация движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются с предыдущей операцией на последующую в соответствии с заранее сформированным жёстким графиком. MRP и DRP

ž 2. Тянущая – такая организация движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются на следующую технологическую операцию по мере необходимости. В этой системе размещение заказов происходит, когда их количество достигает критического уровня.

 

16. Распределительная логистика: суть, задачи.

Распределительная логистика как управление МП является элементом сферы сбыта предприятия.

Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Распределительная логистикаохватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.

Распределительную логистику можно рассматривать как:

Ø изучение потребностей рынка (чем занимается и маркетинг);

Ø способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: