ЛОГИСТИКА
1. Значение логистики в деятельности современного предприятия.
Сегодня невозможно представить производственное или торговое предприятие, которое не занимается решением логистических задач. Логистика позволяет оптимизировать функционирование товарных, информационных и финансовых потоков, «существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов» [1, с.13].
Наиболее важная цель, которую преследует предприятие, организуя у себя службу логистики или ставя задачи, которые решаются с ее помощью, — это «экономия издержек, связанных с потреблением, производством и распределением продукции». Уменьшение издержек способствует снижению себестоимости продукции и в конечном счете может представлять собой важное орудие в конкурентной борьбе. Более выгодному рыночному позиционированию предприятия по сравнению с конкурентами в немалой степени способствует своевременная поставка товара в оптимальном количестве и согласованной номенклатуре, в требуемый срок, что имеет важное, а иногда и определяющее значение для потребителя.
«Конкуренция всегда была движущей силой в развитии производства и торговли. И если потребитель остается в выигрыше от острой конкурентной борьбы между предпринимателями, то некоторые предприниматели в промышленности... нередко исчезают с поля деловой деятельности, потому что не достигают нижней границы рентабельности или не могут преодолеть неэффективность отдельных производственных процессов или операций. Часто к таким неэффективным процессам относятся процессы транспортировки и перемещения материалов» [3, с.17].
Умелая организация логистики приносит предприятию следующие выгоды:
Повышение эффективности производства.Материалы должны быть на рабочем месте в необходимом количестве и в нужное время. Сокращение потерь рабочего времени — дополнительная экономия. | |
При правильной организации логистики на предприятии удается уменьшить затраты труда и повысить рентабельность производства. | |
Снижение потерь материалов. Любое перемещение материалов (как между предприятиями, так и внутри предприятия) неизбежно ведет к увеличению потерь. | |
Лучшее использование производственных площадей.При должной организации логистики (транспортировки, складирования) можно значительно сократить или перепрофилировать производственные площади. | |
Снижение травматизма.«Плата за страхование от несчастных случаев на производстве возрастает, а потери рабочего времени измеряются не только временем отсутствия на работе рабочего, получившего травму, но и временем отвлечения руководителей всех уровней на составление подробных объяснений и отчетов...»[3, с.19]. |
2. История и этапы развития логистики.
Логистика произошла от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
3. Основные понятия и задачи логистики.
Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.
Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
1. нужный товар;
2. необходимого качества;
3. в необходимом количестве доставлен;
4. в нужное время;
5. в нужное место;
6. с минимальными затратами.
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финаносвые и информационные потоки.
Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.
Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.
Производственная логистика – область логистики, охватывающая процессы движения материальных потоков внутри предприятия.
Логистическая цепь – совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов, хранение продукции и сырья, производство товаров, распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.
4. Макро и микро-логистика: сущность, задачи.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.
Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.
Микрологистика – область логистики,решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными информационными потоками на внутрипроизводственном уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких. Как погрузочно – разгрузочные, транспортно – складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контроля за процессами перемещения продукции внутри предприятий.
5. Основные логистические показатели.
Показатели логистики:
· время поставки
· точность
· верность
· обязательность поставки
· готовность к поставке
· качество поставок - определяется долей заказов, выполненных без дефектов в соответствии со спецификацией
· гибкость - готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения
· информация - способность предприятия выдавать запрашиваемые клиентом сведения на всех стадиях
6. Логистические системы: понятие, основные типы.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, которые, как правило, состоят из нескольких подсистем.
Цель логистической системы – доставка товаров в заданные места в нужном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек.
Макрологистические системы – это крупная система управления материальными потоками, которая функционирует над несколькими предприятиями и которая объединяет посреднические фирмы.
Поставщик – транспорт – покупатель.
Микрологистические системы – это управление потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия и организации.
Макрологистическая совокупность – это логарифм действий направленный на решение вопросов анализа рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами являются юридически независимые предприятия.
Микрологистические системы первого уровня отражают логистику предприятия, которая направлена не только на внутрипроизводственную деятельность, но и на внешние контакты.
2-ой уровень – процессы планирования, производства, сбыта и снабжения.
7. Материальные потоки, их виды и параметры.
Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.Если над продукцией не совершаются изменения, то она перемещается в заказ. Каждому материальному потоку соответствует информационный и финансовый поток.
Каждый материальный поток характеризуется определенными параметрами:
· Номенклатура – ассортимент и количество продукции
· Габаритные характеристики – объем. Площадь, линейные размеры
· Весовые характеристики – общая масса, вес нетто, вес брутто
· Характеристика тары и упаковки – внешняя и внутренняя (внешняя - защищает, внутренняя – ограничивает объем продукта)
· Условия договоров купли – продажи
· Условия транспортировки и страхования
· Финансовые и стоимостные характеристики
· Условия выполнения других операций физического распространения, связанного с перемещением продукции
Виды материальных потоков:
1) По отношению к логистической системе |
|
2) По натурально – вещественному составу |
|
3) Количественный |
|
4) Удельный вес |
|
5) По степени совместимости образующих поток грузов |
|
6) По физико – химическим свойствам | · Насыпные грузы · Навалочные грузы · Товарно-штучные грузы · Наливные грузы |
7) По способу затаривания | · В контейнерах · На поддонах (паллетах) · В ящиках · Во флягах · В мешках и т.д. |
8. Логистические операции: понятие, классификация.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию соответствующую этому потоку.
Технологические операции – процесс изменения(рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.)
Логистические операции – обеспечивают наличие нужных ресуросв в необходимом количестве в нужном месте в нужное время.
Классификация логистических операций
1. Внешние - направленные на реализацию функций снабжения и сбыта.
2. Внутренние - осуществляемые в рамках реализации процессов внутри ЛС.
3. Базисные - к ним относится: снабжение, производство и сбыт.
9. Сущность и задачи закупочной логистики.
Цель закупочной логистики заключается в создании надёжного и беспрерывного материального потока в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Экономическая эффективность логистики составляет поиск и закупку необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Стоимость ресурсов влияет на выставленную цену на товар.
Объектом логистики снабжения является материальный поток и услуги.
В процессе обеспечения предприятия сырьем осуществляются следующие задачи:
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Идентификация потребителей.
3. Расчёт потребности материальных ресурсов.
4. Разработка планов, графиков и спецификации на каждую позицию.
10. Виды закупок.
- традиционные закупки (сырьё, особые товары, стандартные товары)
- нетрадиционные (товары, которые относят к группе основных активов, услуги, товары для перепродажи)
- международные закупки – причины выбора иностранного поставщика – затраты на поставку меньше чем у поставщиков внутреннего рынка. Отсутствие ресурсов или товаров на внутреннем рынке, если зарубежные поставщики опережают отечественных в технологическом плане, если у иностранного поставщика хорошо организованна сеть дистрибьюции.
- государственные закупки – поддержание и улучшение стандартов качества, поддержание той или иной области, поддержка государством передовых технологий. Отсутствие конфиденциальности, конкурс на закупку осуществляется на основе открытого конкурса или тендера, осуществляются в более жестких законодательных рамках.
11. Процесс управления закупками на предприятии.
Задача - Подготовка бюджета закупок – затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов, затраты на транспортировку, экспедирование и страхование, грузопереработку, затраты по контролю.
Задача – координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортировкой, а так же координация действия с поставщиками.
Задача – сделать или купить.
При решении этой задачи учитываются следующие факторы:
- необходимость в площадях, мощностях, специалистах
- какова потребность в комплектующих
- требования по качеству
- сохранение технологических секретов
- стремление к независимости от источника поставки
- решение о закупке
- выбор внешних поставщиков
Задача – исследование рынка закупок
Всё начинается с изучения и анализа сложившейся конъюнктуры на рынке поставщиков. При анализе конъюнктуры мы анализируем всех возможных поставщиков по непосредственному рынку, по рынкам заменителей и новым рынкам.
Предварительно оцениваются все возможные источники закупаемых материальных ресурсов. А так же производится оценка рисков связанных с выходом на тот или иной рынок.
Осуществление закупок – оформление договорных отношений. На этом этапе выбирают метод закупок, определяют условия поставки и оплаты, определяют условия организации и транспортировки, составляют графики поставки.
12. Виды потребностей в материальных ресурсах.
Различают следующие виды потребностей:
- Общая потребность - количество материалов, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов
- Валовая или брутто потребность – потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве
- Чистая или нетто потребность – потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов
- Первичная, вторичная и третичная потребности
· первичная – потребность в готовых изделиях, а также в покупных запасных частях
· вторичная – потребность в деталях и сырье, необходимых для выпуска готовых изделий
· третичная – потребность производства во вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте
13. Задача выбора поставщика: этапы, методы решения задачи
Выбор поставщика включает в себя следующие этапы:
- Поиск потенциальных поставщиков
- Анализ потенциальных поставщиков по определённым критериям (цена, качество, надёжность, удалённость поставщика, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей, организацию управления качеством поставщика, финансовое положение поставщика).
- Оценка потенциальных или существующих поставщиков (шкала оценок, анализ значимости товара для которого закупаются ресурсы,
14. Производственная логистика: сущность, задачи.
Главной задачей производственной логистики заключается в обеспечении своевременного ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализацией готовой продукции или же заказами потребителя.
Производственная логистика занимается оперативным планированием и материальным потоком в производстве и интегрирует их в процессе их снабжения и сбыта.
Производственные системы – включают в себя комплекс материальных объектов, людей, производство, научно-технические и информационный процесс имеющих цель выпуска конечной продукции и обеспечение эффективности протекания производственных процессов.
Производственный процесс – это определённым образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов направленных на изготовление продукции необходимого значения в определенном количестве и качестве и в заданные сроки.
Типы производства:
Любой тип производства имеет свой тип характеристик технических, организационных специфик производства имеющих свою степень специализации, сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий, размеров и повторяемостью выпуска продукции.
Единичное производство – малое изготовление различных изделий.
Серийное производство – производство повторяющихся изделий.
Массовое производство – большой объём выпуска.
15. Системы управления материальными потоками в производственной логистике.
Материальный поток в производстве составляет из комплектующих и сырья, так же материальный поток могут составлять непосредственные детали, сборочные единицы (узлы), изделия.
Планирование и управление материальными потоками в производстве.
Оперативное планирование и управление производства подразделяются на 2 уровня:
- межцеховое
- внутрицеховое
Типы организации движения материального потока в производстве.
2 системы:
1. Толкающая – это такая организация движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются с предыдущей операцией на последующую в соответствии с заранее сформированным жёстким графиком. MRP и DRP
2. Тянущая – такая организация движения материального потока, при которой материальные ресурсы подаются на следующую технологическую операцию по мере необходимости. В этой системе размещение заказов происходит, когда их количество достигает критического уровня.
16. Распределительная логистика: суть, задачи.
Распределительная логистика как управление МП является элементом сферы сбыта предприятия.
Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения МП между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товаров. Распределительная логистикаохватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.
Распределительную логистику можно рассматривать как:
Ø изучение потребностей рынка (чем занимается и маркетинг);
Ø способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.