Модуль «Основы общей педагогики» и «Теория и методика воспитания»




Вопросы к зачету

1.​ Общая характеристика педагогической профессии. Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе.

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности, их характеристика. Структура педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

2.​ Требования к личности учителя и его профессиональной компетентности.

Понятие о профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетенции педагога. Содержание теоретической готовности учителя. Содержание практической готовности учителя. Профессиональная компетентность учителя и педагогическое мастерство. Новаторство в деятельности педагога.

3.​ Педагогика как наука, ее структура и категориальный аппарат. Связь педагогики с другими науками.

Определение понятий «наука», «педагогическая наука». Возникновение и становление педагогической науки. Педагогика в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Педагогика как наука и как искусство. Объект и предмет педагогической науки. Функции и задачи современной педагогической науки. Система педагогических научных дисциплин. Основные тенденции развития педагогической науки в современном мире. Педагогическая наука и педагогическая практика. Объективная необходимость обновления педагогической науки и практики. Основные категории педагогики.

4.​ Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.

Сущность понятия «методология педагогической науки ». Понятие об уровнях методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Сферы реализации методологии педагогики. Роль исследовательской функции в педагогической деятельности учителя. Методологическая культура педагога.

 

5.​ Методы и логика педагогического исследования.

Понятие о научно-педагогическом исследовании. Классификация педагогических исследований. Методологические принципы научно-педагогического исследования. Методологические характеристики научно-педагогического исследования. Организация и логика педагогического исследования. Система методов научно-педагогического исследования, их классификация и выбор. Методы теоретического исследования: теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, составление библиографии, реферирование, конспектирование. Методы эмпирического познания педагогических явлений: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, интервью, педагогический эксперимент, изучение школьной документации, изучение передового педагогического опыта. Математические и статистические методы в педагогике.

 

6.​ Сущность, движущие силы, этапы, противоречия и логика педагогического процесса.

Понятия «процесс», «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса.Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.Понятие целостности педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса.Движущие силы педагогического процесса.Структура педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.

7.​ Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса.

Происхождение воспитания. Понятие воспитания. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Воспитание как фактор социализации личности. Воспитание как управление развитием личности. Воспитание как средство трансляции культуры. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Цели и задачи воспитания. Особенности воспитательного процесса. Противоречия как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика и структура воспитательного процесса. Понятие о самовоспитании и перевоспитании, их сущность и цели.

8.​ Закономерности и принципы воспитания.

Сущность понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания». Основные закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания, их историко-педагогический анализ. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания. Характеристика традиционных принципов: персонификации, природосообразности, культуросообразности, гуманизации, дифференциации и др. Современные («новые») принципы воспитания.

9.​ Система форм и методов воспитания.

Понятие о формах воспитания, их классификация. Факторы, влияющие на выбор форм воспитания. Методы воспитания, их классификация. Понятие о приемах воспитания. Взаимосвязь между методами и приемами воспитания. Характеристика основных групп методов воспитания. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.

10.​ Коллектив как объект и субъект воспитания.

Понятие о коллективе, его признаки и функции. Значение коллектива для человека. Типология коллективов. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом. Педагогическое руководство коллективом. Самоуправление в детском коллективе. Теории воспитания личности в коллективе А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой и др. (по выбору).

11.​ Содержание воспитания в современной школе. Основные направления воспитания.

Понятие о содержании воспитания. Характеристика различных подходов к структуризации содержания воспитания (традиционный подход, формирование базовой культуры личности, ценностные отношения как содержание воспитания и др.). Направления современного воспитания. Содержание воспитания по направлениям (нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, физическое, умственное воспитание).

12.​ Воспитательная деятельность классного руководителя.

Понятие о классном руководстве. Специфика внеклассной воспитательной работы, ее функции, содержание. Цели и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Направления деятельности классного руководителя. Классный руководитель и педагогический коллектив. Анализ и планирование работы классного руководителя. Час классного руководителя: подготовка и проведение. Работа классного руководителя по изучению обучающихся и индивидуальная работа с ними. Работа классного руководителя по повышению уровня успеваемости и воспитанности учащихся. Создание детского коллектива и его сплочение. Взаимодействие классного руководителя и семьи учащегося.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: