Трансграничное сотрудничество и еврорегионы




Введение

В связи с кризисом структуры нации - государства в девяностые годы xx века усилились тенденции регионализма. Под регионализмом понимается процесс, связанный с усилением роли регионов. В этих условиях образуется новая реальность, в которой компетенции федеральных властей сужаются, а права региональных структур расширяются. В условиях глобализации и интеграции экономики в процессы регионализации втянуты все локальные образования. Их влияние на деятельность Европейского сообщества постоянно растет. Для управления процессом регионализации были созданы институты регионального развития, призванные координировать и согласовывать работу местных и федеральных властей, контролировать реализацию утвержденных проектов и намечать возможные перспективы развития.

Среди принципов регионализации можно перечислить следующее: максимальное участие населения в региональном развитии, автономность каждого региона (в рамках ЕС или отдельного государства), принцип деволюции - добровольного делегирования части полномочий из центра в регионы, трансграничное сотрудничество (расширение и углубление связей в различных областях, минуя границы).

Социально-экономические и территориальные диспропорции требуют дифференцированного подхода к их устранению. Содействие регионам через наднациональные интеграционные образования способствует более успешному преодолению территориальных диспропорций и формированию европейского самосознания. В то же время регионализация грозит децентрализацией государств, а значит их ослаблением. Возможны конфликты внутри страны между субъектами федерации и культурно- этническими региональными образованиями, спровоцированные сепаратизмом.


 

Основные понятия и организации европейского регионализма

Европейский регионализм - политика западноевропейских государств, основанная на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства.

Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В целях содействия европейскому регионализму и усиления роли отдельных территорий в 1985 г. была создана Ассамблея регионов Европы (АРЕ), объединившая к концу века свыше 300 территориальных общин Западной, Центрально-Восточной и Восточной Европы с населением 400 млн. человек. Первыми членами АЕР из Восточной Европы стали Московская и Ленинградская области, Республика Карелия (Россия) и Одесская область (Украина).

В 1994 г. Совет Европы принял «Хартию местного самоуправления», а в 1996 г. Ассамблея регионов Европы - «Декларацию о регионализме». В основу региональной политики ЕС положены принципы территориальной концентрации капитала, финансирования целевых программ, сотрудничества с местными властями и передачи конкретных управленческих решений на наиболее оптимальный территориальный уровень (принцип субсидиарности).

Принцип субсидиарности в общественных отношениях предусматривает приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Распределение прав и обязанностей по исполнительной вертикали осуществляется на основе делегирования конкретных решений на тот территориальный уровень, где они могут исполняться наиболее эффективно. В одном и том же государстве в целях сохранения своих исторических, политических и социокультурных особенностей регионы могут иметь различные статусы. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.

В отличие от существующей налоговой политики декларацией предусмотрено изменение отношений региона и государства. Не государство оставляет часть налогов региону, а наоборот, регион частично или полностью передает налогосударству.

Согласно Декларации АРЕ, регион является государственным территориальным образованием, соответствующим уровню, непосредственно предшествующему уровню государства. Регион имеет собственную Конституцию и правительство с соответствующими политическими полномочиями. Оптимальные решения социально-экономических проблем можно находить только через сильные регионы, обладающие законодательными полномочиями и финансовыми возможностями. Регионы признаются активными субъектами политики Европейского Союза и имеют право самостоятельно действовать на международной арене. Составной частью европейского регионализма является местное самоуправление.

При проведении региональной политики ЕС исходит из приоритета Союза, тогда как национальные правительства действуют в соответствии с отечественными интересами. Таким образом, параллельно существует две региональные политики, позволяющие совместить интересы страны и ЕС, обеспечить поддержку европейской интеграции большинством населения.

Комитет регионов, основанный в 1994 г., согласно Договору о Европейском Союзе (Маастрихт), является консультативным органом, состоящим из представителей европейских региональных и местных властей. Эти администрации благодаря Комитету имеют право голоса при разработке политики Евросоюза. Комитет консультирует по вопросам, касающихся местных и региональных администраций, включая региональную политику, вопросы охраны окружающей среды, образование и транспорт. Членами комитета являются избранные политики регионального и муниципального уровня, представляющие весь спектр деятельности местной и региональной администрации Европейского Союза. Они назначаются правительствами ЕС на четырехлетний срок с правом последующего переизбрания, но полностью независимы в своей деятельности. Комитет регионов избирает своего Председателя сроком на два года. Комитет регионов консультирует Комиссию и Совет, высказывает свою точку зрения относительно деятельности ЕС в отношении конкретной региональной политики. Ежегодно Комитет проводит 5 пленарных сессий, на которых разрабатывается общая политика и принимаются решения.

В 1975 году создается Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Разрабатываются представления о проблемных районахЕС, включающих слаборазвитые, кризисные промышленные, сельскохозяйственные и северные слабозаселенные территории. ЕС применяет «индивидуализированные» подходы к выделению проблемных регионов, осознавая, что кризисный ареал в одной стране может быть пределом мечтания для другой. В качестве крупных проблемных районов в едином экономическом пространстве выделяются кризисные территории Ирландии, Португалии и Греции с самыми низкими для ЕС макроэкономическими показателями. В Великобритании и Германии кроме старопромышленных особое внимание уделяется слаборазвитым районам (Северная Шотландия, Северная Ирландия, Восточная Германия), а в Швеции и Финляндии - северным редкозаселенным территориям.

Европейский фонд развития финансирует Интеррег - инициативу европейского сообщества, целью которого является стимулирование межрегионального сотрудничества в Европейском Союзе. Текущая программа INTERREG IV охватывает период с 2007 по 2013 год. Одной из его основных целей является уменьшение влияния национальных границ в пользу равномерного экономического, социального и культурного развития всей территории Европейского Союза.

 


 

Трансграничное сотрудничество и еврорегионы

Трансграничное сотрудничество - форма мирохозяйственной интеграции, получившая особое распространение в Европе. Трансграничное сотрудничество способствует свободному перемещению товаров, услуг, капитала и людей.

Трансграничный регион - сопредельные пограничные территории государств, характеризующиеся определенным природным, экономическим, социокультурным, этническим единством. В Западной Европе наиболее широкое распространение среди форм трансграничного сотрудничества получили еврорегионы, пограничное сотрудничество и международные транспортные коридоры. Путь к единой Европе проходит через пограничные территории, где наиболее отчетливо проявляются социокультурные рубежи.

Еврорегионы - приграничные сообщества международного трансграничного сотрудничества европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др., создаваемые на основе принципов субсидиарности. Функционирование еврорегионов осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством.

Первые еврорегионы были созданы вдоль «позвоночного столба» или «хребта» западноевропейской цивилизации - исторического «рейнского коридора» от Италии до Нидерландов с тысячелетним опытом вольных городов. Именно здесь еврорегионы стали наиболее эффективной формой трансграничного сотрудничества. На государственных границах Бельгии, Германии, Люксембурга, Швеции и Италии сформировались экономические «полюса роста» Лимбурга, Саара, Эльзаса, Лотарингии и других исторических областей. На территории этих еврорегионов расположены столица Европейского Союза - Страсбург и Маастрихт, где были заложены основы современной интеграции. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества.

В западноевропейских странах идея еврорегионов исторически использовалась для преодоления относительной социально-экономической отсталости приграничных регионов по отношению к центру. В дальнейшем, по мере развития процессов европейской интеграции, еврорегионы стали рассматриваться как необходимый инструмент строительства Европейского Союза. В настоящее время еврорегионам отводится важная роль в создании благоприятных условий для сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

В Западной Европе уже сложился единый механизм внутригосударственного согласования при вступлении территориальных общин в еврорегионы. Поэтому местные власти принимают соответствующие решения самостоятельно. Центральные власти в лице министерств экономики, юстиции, иностранных и внутренних дел координируют их деятельность в соответствии с национальным законодательством.

Осуществление идеи ликвидации государственных границ в Европейском Союзе открывает приграничным регионам с многонациональным населением особые возможности и новые перспективы для всестороннего развития на основе взаимовыгодного сотрудничества. В результате естественного и непосредственного общения друг с другом формируется их европейское самосознание. Поэтому еврорегионы призваны осуществлять приграничное сотрудничество на основе принципа субсидиарности. Это защищает территориальную общину от чрезмерной бюрократизации.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: