Система еврорегионов на примере ФРГ




 

В 1991 году было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн - Вестфалия и Нижняя Саксония (ФРГ) и Королевством Нидерланды. На основании этого документа в 1993 году было создан немецко-нидерландский Целевой союз «Европейский регион Рейн - Вааль», в состав которого вошли немецкие и нидерландские города и общины, сообщества общин и другие публично-правовые объединения (всего 45 юридических лиц). Приграничное сотрудничество нового Целевого союза осуществляется в следующих областях:

· экономическое развитие;

· образование;

· транспортные коммуникации;

· территориальное планирование;

· культура и спорт;

· туризм и отдых;

· защита окружающей среды и утилизация отходов;

· охрана природы и уход за садово-парковыми ансаблями;

· социальная сфера;

· здравоохранение;

· защита от природных катастроф;

· телекоммуникации;

· общественная безопасность и порядок.

Еврорегион отдает приоритет одной из наиболее острых для индустриальных территорий экологическим проблемам, включая утилизацию отходов. Еврорегион имеет консолидированный бюджет, взнос в который зависит от численности населения входящих в Союз городов и общин.

В 1996 году в Майнце было подписано Соглашение о приграничном сотрудничестве между федеральными землями Северный Рейн - Вестфалия, Рейнланд-Пфальц (Германия), регионом Валлония и Немецкоязычным сообществом Бельгии. Таким образом был создан прецедент, когда одно и тоже территориальное сообщество может входить в разные еврорегионы. Данное соглашение направлено на более тесную консолидации немецких и французских приграничных территориальных общин. Не случайно, в соглашении оговорена возможность присоединение к еврорегиону Французского сообщества Бельгии.

Рабочее сообщество муниципальных образований еврорегиона Эйфель - Арденны включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Св.Вит (Бельгия) и общину Клерф (Люксембург). Членство в еврорегионе является открытым для всех без исключения других общин и коммунальных органов района Эйфель - Арденны.

февраля 1995 года был создан еврорегион СаарЛорЛюксРейн на основе образованного в 1988 году коммунального рабочего сообщества КОМРЕГИО. Штаб-квартира еврорегиона расположена в Люксембурге, но моежет быть перенесена по решению членов правления в любое другое место. Еврорегион осуществляет свою деятельность на территориях Великого Герцогства Люксембург, Лотарингии, земли ФРГ Саар, западных районов земли ФРГ Рейнланд-Пфальц, а также районов Бельгии, граничащих с Великим Герцогством Люксембург. Среди целей и задачей еврорегиона выделяются следующие:

· взаимный обмен опытом и информацией, особенно в части территориального планирования и реализации совместных проектов с учетом специфики приграничного сотрудничества;

· обмен информации о планировании и результатах осуществления коммунальных проектов;

· оказания своим членам консультативных услуг;

· представление проектов в соответствии с принципом субсидиарности;

· содействие обмену сотрудниками административного управления и повышения их квалификации в сфере приграничного сотрудничества;

· организации работы по укреплению в сознании проживающих на территории еврорегиона населения идеи о необходимости приграничного сотрудничества.

Приграничное сотрудничество распространяется на все сферы деятельности, входящие в компетенцию коммунальных органов власти. Членом еврорегиона может стать любая административно-территориальная единица, другие местные коммунальные организации, если они заявят о своем согласии с его целями. Высшим органом еврорегиона является Генеральное собрание (Совет еврорегиона). Число представителей устанавливается по численности населения территории. Количество жителей в 20 тысяч человек дает право на одного представителя. Однако общее число представителей не может быть более четырех человек. Ведущий союз на коммунальном уровне или аналогичное объединение местных властей может назначать до десяти представителей. Совет еврорегиона несет ответственность по всем вопросам в соответствии с принятым Уставом.

Правительства Германии, Франции, Люксембурга и Швейцарии в 1996 г. подписали Соглашение о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления. Впервые с учетом многолетнего опыта функционирования локальных еврорегионов были унифицированы правила сотрудничества для обширной территории, включающей федеральные земли Баден-Вюртенберг, Рейнланд-Пфальц и Саар (Германия), регионы Эльзас и Лотарингия (Франция), союз коммун (Люксембург) и кантоны Солер, городской и сельский Базель, Агрови и Юра (Швейцария). Цель данного соглашения заключается в облегчении и упрощении приграничного сотрудничества территориальных сообществ и органов местного самоуправления четырех европейских стран с учетом внутреннего законодательства и международных обязательств. В соглашении рассмотрены правовые условия различных форм сотрудничества, включенный в Европейскую рамочную конвенцию 1980 года. Можно сказать, что создан самый крупных западноевропейский полигон для совершенствования принципов регионализма на континенте.

Опыт создания еврорегионов в западноевропейских странах свидетельствует о поэтапности этого процесса, тщательного экономико-правового обоснования на пути к созданию общеевропейского дома. После падения «железного занавеса» началось продвижение еврорегионов на восток континента. За последние годы созданы десятки еврорегионов на границах стран ЕС и стран Центральной и Восточной Европы, однако они пока не стали эффективной формой трансграничного сотрудничества, что обусловлено рядом причин. На Западе еврорегионы имеют консолидированный бюджет и получают дополнительное финансирование от ЕС, тогда как в Восточной Европе они испытывают большие трудности при формировании общего бюджета и имеют ограниченные делегированные полномочия при решении вопросов делового сотрудничества.

В 1994 году был создан еврорегион «Ныса», включивший приграничные районы и гмины Чехии, Германии и Польши. В рамочном соглашении о сотрудничестве выделяются следующие направления совместной деятельности:

· сотрудничество в области территориального планирования;

· улучшение состояния окружающей среды;

· подъем развития экономики и выравнивание жизненных стандартов;

· строительство и развитие инфраструктуры в соответствии с приграничными потребностями;

· сотрудничество в аварийных ситуациях;

· туризм и культурный обмен;

· воздействие на улучшение межчеловеческих отношений;

· сотрудничество в гуманитарной и социальной областях;

· рассмотрение жалоб граждан.

Таким образом, исходя из положений Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве, в еврорегионах на востоке континента делается упор на создание широкой «инфраструктуры» европейской интеграции, включая права человека.

К наиболее крупным еврорегонам, в состав которых входит Германия, являются также относятся «Баварский лес - Богемский лес/Шумава» (Германия, Австрия, Чехия 1994), «Эльба-Лаба» (Германия, Чехия 1992), «Маас-Рейн» (Германия, Бельгия, Нидерланды 1976), «Померания» (Дания, Германия, Польша, Швеция 1995) и «ТриРена» (Германия, Франция, Швейцария 1995).

Еврорегион «Померания» - один из таких трансграничных регионов, связывающий не только Центральную и Восточную Европу, но и Скандинавию. В него входят немецкие и польские, а с февраля 1998 г. еще и шведские области. С развитием европейской интеграции постепенно восстанавливаются западно-восточные связи, равно как и связи между севером и югом, исторически сложившиеся на территории еврорегиона «Померания». «Померания» - это название одной из исторических польских провинций. Соглашение об образовании еврорегиона «Померания» было подписано 15 декабря

г. в польском городе Щецин. В еврорегион вошли 9 районов и городов земли Мекленбург-Предпомерания, 3 района и один город земли Бранденбург (ФРГ), а также Целевой союз польских гмин и городов (54) Западного Поморья и г. Щецин. Сегодня «Померания» осуществляет свою деятельность на трехсторонней основе. В еврорегион входят 6 немецких территорий, 100 гмин и 8 повятов Западно-Поморского воеводства Польши и 33 шведские коммуны. Основная цель еврорегиона «Померания» заключается в обеспечении планомерного и сбалансированного развития территорий, заинтересованных в сближении и сотрудничестве. Приоритетными направлениями сотрудничества являются взаимодействие в области пространственного планирования, создание сопоставимых полицентрических городских систем и поселковых структур, развитие мультимодальности транспортных систем и модернизация транспортной инфраструктуры, развитие координационных связей в сфере науки и информации, сохранение общего духовного и культурного наследия. Перспективы развития еврорегиона «Померания» связаны с реализацией «Оперативной программы Цель 3 “Европейское территориальное сотрудничество” - “Трансграничное сотрудничество” немецких земель Мекленбург-Передняя Померания/Бранденбург и польского Западно-Поморского воеводства на 2007-2013 годы» («ИНТЕРРЕГ IVA»).

Программа, предусматривающая сотрудничество лишь немецкой и польской сторон (без участия шведского партнера), призвана содействовать равномерному и сбалансированному развитию территорий посредством трансграничного сближения населения, предприятий и институтов.

Другой еврорегион, ТриРена, складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швейцарии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму. В результате трехсторонних усилий разработана общая стратегия рекламы «Три страны - четыре города - одна поездка», открыты школы по изучению иностранного (французского или немецкого) языка для преодоления культурно-языковых барьеров, выпущен единый путеводитель по музеям региона, ведется строительство паромной переправы через Рейн для велосипедистов и пешеходов, соединяющей Францию и Германию, налаживается кооперация между конгресс-центрами Страсбурга, Базеля и Фрайбурга, восстанавливаются памятники истории и культуры.

Совместные проекты финансируются странами-участницами из бюджетов разных уровней: нижнего (местные общины), среднего (немецкие земли, французские департаменты, швейцарские кантоны) и высшего (центральные правительства). Значительные средства на реализацию проектов выделяет ЕС. В 1991 г. была утверждена специальная общеевропейская программа «Интеррег», предусматривающая оказание финансовой поддержки межрегиональному сотрудничеству.

Среди реализованных проектов - организация в 1993 г. консалтингового центра «Инфобест». Эта небольшая по числу работников фирма предоставляет информацию и оказывает консультационные услуги в пределах региона Трирена по широкому кругу запрашиваемых вопросов, начиная с поведения за завтраком в чужой стране до подбора зарубежных деловых партнеров. По мнению сотрудников фирмы, только спустя несколько десятилетий, как были сделаны первые шага навстречу друг другу и положено начало современной интеграции, можно говорить о некоей синергическом эффекте общих усилий. Не последняя роль в этом принадлежит туризму как основному средству межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов.

Таким образом, Германия наиболее полно включилась в систему европейского регионализма, полностью используя свое центральное положение. Сглаживание диспропорций происходит не за счет перекачки средств из центра в периферию, а за счет развития отдаленных регионов и реализации их собственного потенциала. В данный момент наиболее активно в трансграничном сотрудничестве задействован юго- запад страны в силу особенностей исторического развития этих земель.


Заключение

европейский регионализм политика государство

Европа на рубеже веков переживает ренессанс местных языков и культур. Европейский регионализм становится важным фактором интеграционных процессов на континенте. История Европы, великие волны переселения народов, сделали понятие «коренное население» весьма условным. Преобладающей формой государственного устройства в Европе является многонациональное и многоконфессиональное государство.

Помимо национальной реструктуризации происходит также перестроения в экономике. Существует несколько сценариев развития регионализма и при условии положительного исхода нынешней практики, весьма вероятно, что они воплотятся в жизнь. Среди них: - сценарий «триумф свободного рынка», предполагающий, что отношения во всех сферах жизни между регионами и государствами будут строиться исключительно по законам рынка, - сценарий «сто цветов», реализация которого предполагает решение всех вопросов, касающихся регионов, исключительно региональными правительствами.

В сложившейся ситуации особое значение имеют международные организации, обязанность которых не допустить сепаратизма отдельных регионов, обострения национальной и религиозной обстановки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: