Особенности рынка труда постсоветских стран




В Украине модель национального рынка труда, которая формируется, обусловленная особенностями развития трудовых отношений, истоки которых достигают экономики советского периода. К таким особенностям можно отнести

во-первых, высокий уровень огосударствления рынка труда. Нерациональное расположение продуктивных сил, которое часто приводило к ситуации: «один завод - одно город». Это касалось как малых, так и больших городов, как наукоградов, так и гигантов автоиндустрии;

во-вторых, административные ограничения на переезд к другому города (прописка) в объединении с отсутствием рынка жилья и монополизм ограничивали мобильность рабочей силы;

в-третьих, государственное регулирование заработной платы, ее слабая диференциированность в зависимости от деятельности как предприятия в целом, так и отдельного работника. Это приводило к формированию широкого спектра неденежных форм вознаграждения работников: получение жилья, пользование детским садоком, приобретение путевок в санатории, льготное питание, медицинские услуги и т.п.. Доступ к этим благам был связан с трудом на конкретном предприятии и привязывал человека к конкретному внутреннему рынку труда;

в-четвертых, довольно высокий уровень внутрифирменных инвестиций в подготовку и переподготовку работников, в формировании специфического «человеческого капитала»;

в-пятых, стопроцентное участие работников в профсоюзах независимо от размера предприятия и сферы деятельности.

Все это привело к формированию и преобладанию в украинской экономике дореформенного периода своеобразных внутренних рынков труда, что, как нам кажется, является причиной медленного высвобождения лишней рабочей силы из предприятий после начала реформ и до сих пор.

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение Украины в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют рядом с унаследованными от прошлого и обуславливаемыми современным кризисом отрицательными явлениями.

Отличительной чертой и особенностью развития занятости и формирование рынка труда в Украине на современном этапе является абсолютное сокращение численности занятых в стране, которое изменило постоянную тенденцию советского периода на опережающий ее рост. за 6 лет реформ до 2002 года происходило снижение как экономически активного населения, так и занятых. Медленный рост экономически активного населения начался с 2004 года, а занятого - с 2002. Кроме того, в этот период длились такие процессы:

· активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего (табл. 1.2);

· процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращения численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании; увеличение удельного веса занятых в таких областях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовка, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и т.п.;

· глубокое изменение структуры занятости в промышленности: ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей областях, сокращение занятости в обрабатывающих областях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении;

· возникновение рынков детской труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и перевозки, обслуживание дома и т.п.);

· легализация безработицы и быстрое распространение его на территории Украины через сокращение спроса на рабочую силу (табл. 1.3);

· усиление текучести, высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм; активное развитие неформального сектору и рост занятости в теневой экономике. От начала 1990-х лет в украинской экономике сложился неформальный сектор, который влияет на социально-экономическую ситуацию в общем, на уровень жизни населения, на состояние рынка труда.

Сказать, что это совсем новое явление для украинской экономики, нельзя, поскольку отдельные формы неформальной занятости существовали и в советских времена. Существовали портные, няньки, репетиторы и т.п.. Однако в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы и характер такой занятости, ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет она достигла значительных масштабов, к ее услугам той или другой мерой обращается большинство населения.

Так, расчеты объема теневого сектору отечественной экономики, грунтованные на официальной статистике, показывают уровень в 20% ВВП. Альтернативные оценки уровня тенизации украинской экономики существенно различаются. В частности, за выводами исследования, проведенного зарубежными экспертами на основании данных Мирового банка за 1999-2000 года, уровень Тенизации ВВП Украины превышал 50% [52].

Тенизация экономических процессов предопределяет наличие в Украине значительных объемов теневой занятости. Ее конкретными видами является уличная торговля, услуги населению по строительству, частное репетиторство, разнообразная посредническая деятельность. Все эти виды деятельности осуществляются, как правило, без патентов, контрактов, не декларируются в налоговых органах. Даже законопослушные предприниматели стараются найти методы утаивания выплат собственным работникам от учета и тем самым избегнуть уплаты налогов и взносов в централизованные государственные фонды. По оценкам Института экономики НАН Украины, около 8 млн человек получают основные или дополнительные доходы, занимаясь нелегальной деятельностью [53, с. 169].

По нашему мнению, к неформальному сектору экономики нужно относить официально незарегистрированную экономическую деятельность, которые осуществляют граждане, которые не платят соответствующих налогов

Роль неформальной занятости для украинской экономики неоднозначная. Тяжело возразить ее положительную функцию в обеспечении дополнительными рабочими местами и повышении доходов населения, расширении производства товаров и услуг. Теневая занятость смягчила следствия резкого падения уровня жизни и рост безработицы. Вместе из тем в теневом секторе отсутствуют гарантии трудоустройства, оплаты труда и социального страхования, безопасности труда, создаются дополнительные условия для втягивания значительной части населения к криминальным отношениям. Государство теряет значительные средства вследствие утаивания доходов от налогообложения.

При условиях перехода к рыночным отношениям специфика украинского рынка труда состоит в его значительной регионализации, т.е. должны констатировать, что единого украинского рынка труда в полном понимании слова не существует, он представляет собой совокупность замкнутых локальных рынков, очень слабо связанных между собой.

Поскольку экономическая миграция как один из важных факторов развития рынка труда на разе практически бездействует, то:

во-первых, сегодня в Украине нет трудодефицитных регионов;

во-вторых, свободному передвижению рабочей силы препятствует сохранение паспортных ограничений;

в-третьих, не созданы механизмы социальной адаптации мигрантов (неразвитость рынка жилья, его дороговизна и расходы, связанные с переездом, фактически делают невозможным миграцию для большинства работников).

Можно предположить, что основой реализации системы рынков труда становится региональный рынок. Можно выделить три основные типа региональных рынков труда [54, с. 83]:

· асимметрические, которым присущий важные перекосы в соотношении закрытого и открытого, регулированного и теневого рынков труда, диспропорции в отраслевой структуре занятости N экономической активности населения. Это обусловлено чрезмерной обремененностью неадаптированных к рынку и монополизированным областям (градообразующих ВПК, тяжелой промышленности) за стагнации рыночного сектору экономики и неэффективной системы регулирования переплыву (оттока) рабочей силы, в объединении с ростом скрытой и зарегистрированной безработицы;

· равновесные, с относительно развитыми структурами рынка труда за перехода от старой системы полной занятости к системе экономической активности населения при условиях регулированного роста безработицы и стабилизации социально-трудовых отношений, которая оказывается в процессах трансформации безработицы в открытые формы;

· диверсифицированые, что характеризуются: высоким уровнем реструктуризации занятости и саморегуляции, предопределяя высокую мотивацию и мобильность работников; быстрым развитием рыночного сектору экономики и системы экономической активности населения, которые обеспечивают разнообразие форм занятости, низкий уровень и продолжительность зарегистрированной безработицы под влиянием социально-экономических регуляторов спроса и предложения рабочей силы, принятых мер активной политики занятости.

По мнению автора, факты свидетельствуют, что сейчас в Украине существует масса слабо связанных между собой рынков труда. Отраслевое и региональное расхождения в использовании и стоимости рабочей силы очень значительные.

Региональные рынки труда за последние годы стали еще более закрытыми. Повысилось значение «неконституционной» прописки. Во многих городах и регионах внедрена оплачиваемая регистрация мигрантов, которая усложняет переплыл рабочей силы к районам с лучшими условиями занятости.

Утрачена связь между результатами труда и ее оплатой. Невыплаты заработной платы превратились на острую социальную проблему. Хотя согласно Конституции Украины (ст. 43), «каждый имеет право на надлежащие, безопасное и здоровое условия труда, на заработную плату, не низшую от определенной законом» [55, с. 20], но установленный законом размер минимальной оплаты труда унизительно малый и составляла 205 грн (2004 год). Таким же является минимальный размер помощи из безработицу. По информации Министерства труда и социальной политики Украины, в 2004 году возросли размеры минимальной выплаты из безработицу (до 108 грн) и выплаты застрахованным лицам помощи за безработицей теперь непосредственно зависят от уплаты страховых взносов и продолжительности страхового стажа.

Рынок труда имеет ключевое значение для формирования новой экономической системы. Здесь не просто переплетаются интересы работников и работодателей при определении цены рабочей силы и условий труда, а и дают себя знать практически все социально-экономические явления, которые возникают в обществе.

От того, насколько успешно функционирует экономика, которой является поведение основных субъектов рынка труда (работников и работодателей), зависит спрос и предложение, а затем - и уровень безработицы.

Украинцы из ряда причин склонны к «патернализму» («родительская» забота государства: бесплатное жилье, медицинские услуги, путевки к домам отдыха, дошкольные учреждения и т.п.). Итак формирование украинской модели национального рынка труда имеет специфические черты, которые отличают ее от сдачи моделей. Где высокий уровень коллективизма как традиционного средства взаимной поддержки работающих, невысокая мобильность рабочей силы (высокий уровень занятости за низкой оплаты труда), скрытая безработица и т.п..

Сейчас можно утверждать, что в Украине переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, которая отвечала всевсеобщности и обязательности труда за социализма, к системе экономической активности, которая отвечает критериям рыночного хозяйства, состоялся. Рынок труда, которая сейчас формируется, его переходная модель отбивают развитие примитивной формы с сохранением черт дорыночных отношений и деформированных тенденций.

Автор предлагает такую теоретическую модель рынка труда в Украине в переходной период

Работники и работодатели на рынке труда имеют возможность непосредственно, за личного контакта: первые - найти нужную труд, а вторые - найти соответствующего работника. Работодатели при наличии свободных рабочих мест имеют спрос па определенного работника и заявляют об этом в государственную службу занятости. И она выступает одним из посредников на рынке труда между безработными и работодателями.

Тем не менее, как показывает практика, государственная служба занятости не в полной мере выполняет свои основные функции: предоставлять помощь гражданам в выборе надлежащей труда, а работодателям - необходимых работников, обеспечивать регистрацию безработных и предоставлять им помощь из трудоустройства, платить помощь из безработицу.

Разрушение системы подготовки и переподготовки кадров, которая существовала за плановой экономики, не сопровождалась созданием новой системы, адекватной рыночным условиям. Хотя следует отметить, что за последние 5 лет в Украине кардинально изменилась ситуация на рынке труда.

Снижение уровня занятости и рост безработица изменилась постепенным оживлением деловой и экономической активности населения, ростом уровня занятости (из 54,9% в 1999 году до 57,7% в 2005 году), сокращением уровня реальной безработицы (из 11,6% в 1999 году до 8,6% в 2004 году).

Можно говорить об определенных сдвигах в этом деле. Так, численность безработных, которые проходили профессиональное обучение за направлением службы занятости, за последние 10 лет выросшая почти втрое. Вместе с тем в 2005 г., например, численность охваченных обучением составляла лишь 6,7% от общего числа зарегистрированных в службе занятости граждан и 13,3% от числа безработных, трудоустройство которых непосредственно связано с усвоением новых знаний и умений. Нужно заметить, что в развитых европейских странах к программам профессионального обучения каждый год привлекается 25% зарегистрированных безработных. Итак, профессиональное обучение в нашей стране пока что мало влияет на занятость населения. Одной из причин низкого уровня охвата безработных профессиональным обучением является то, что государственную службу занятости в своей деятельности от начала было сориентировано на обеспечение нужд вторичного рынка труда. Работодатели через центры занятости искали и продолжают искать высококвалифицированных специалистов с опытом труда или неквалифицированных и малоквалифицированных работников, готовых работать за низкую заработную плату в любых условиях [57]. В данное время некоторые предприятия проводят обучение своим работникам за границей. Практикуется платное профессиональное обучение работникам на заказ других предприятий, центров занятости или отдельных граждан.

Тем не менее эта новая форма подготовки и переподготовки кадров пока не приобрела значительное распространение. По мнению специалистов, здесь бракует государственной поддержки [58].

В Украине в дореформенный период практически все работающее население находилось в соответствующих профсоюзах (участие было обязательным), которые были составным элементом государственной системы управления.

Сейчас в стране зарегистрировано около ста профобъединений, преимущественно профессионально-отраслевого характера. Одна из них - Федерация профсоюзов Украины (41 профсоюз) объединяет в своих лавах 12,6 млн членов.

Главная функция профсоюзов - обеспечивать условия по возможности выгодного работникам продажи своего единого товара - рабочей силы. Тем не менее анализ деятельности профсоюзов показывает: только 13% нанимаемых работников считают, что профсоюзы защищают их интересы на рынке труда [59, с. 227]. Это свидетельствует о слабой роли профсоюзов как субъектов социальной защиты работников.

Подчеркнем, что занятость и работа - понятие не тождественные. Это четко делает наглядным сравнение понятий «эффективность труда» и «эффективность занятости». Эффективность занятости - более широкая категория, чем эффективность труда. Чтобы определить последнюю, достаточно сопоставить результаты труда с расходами на воспроизведение условий трудовой деятельности. Поскольку количественная оценка расходов и результатов по обыкновению не вызывает осложнений, то эффективность труда определить просто. Оценка эффективности занятости предусматривает учет значительно более широкого набора факторов, причем не только экономических, а и социальных и юридических. При определении эффективности занятости нужно учитывать, в частности, уровень социальной напряженности в обществе, размеры и организацию оплаты труда, порядок социального обеспечения в случае потери места труда или трудоспособности и т.п.. Основными индикаторами эффективной занятости является: свободно избранная продуктивная работа; ориентированность на нужды и интересы индивида; социально приемлемый уровень безработицы; достойный уровень оплаты труда. Согласно этому предложенные нами методологические подходы следует расценивать как посильный взнос автора в решении сложной, многоаспектной проблемы - выработка эффективной политики занятости.

 

 

5. Критическая зона рынка труда: размеры, структура, динамика

Социально-трудовые отношения, занятость, рынок труда - это те сферы рыночной экономики, в которых ярчайший прослеживается несовершенство рынка, который предопределяет дисбаланс в экономике и необходимость государственного регулирования. Рынок вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения, отдельные профессии, а иногда и целые области экономики.

Главная задача государственного регулирования занятости - минимизировать расхода временных, материальных, финансовых ресурсов на поиск работником пригодного рабочего места, а работодателем - пригодного работника. Отправной точкой относительно решения этой задачи должны служить систематический научный анализ текущего состояния рынка труда и прогноз перспектив его развития. Безусловно, важно иметь четкое представление относительно ситуации на рынке труда, чтобы заранее определить объекты и направления влияния.

Кризисные явления в экономике, обвальный спад производства в последние годы привели к резкому сокращению спроса на труд. Однако при условиях сформированного менталитета общества, направленного на сохранение трудовых коллективов, это вызвало не так рост открытой безработицы, как накопление скрытого.

Официальную долю скрытого рынка труда государственная статистика отображает количеством лиц, которые находятся в отпусках по инициативе администрации, а также лиц, вынужденных работать неполное рабочее время. К неофициальной доле скрытого рынка труда принадлежат лица, формально занятые в областях экономики, которые в связи с сокращением объема производства или изменением его структуры без убытка для производства могут быть высвобождены.

Большое влияние на поведение субъектов рынка труда взыскивает сформированный уровень доходов. От уровня доходов населения зависит мера его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, за сдачи равных условий, относительно большее количество людей вынуждено выходить на рынок труда, тем быстрее усиливается напряженность на нем.

Перечисленные категории охватывает показатель «критическая зона рынка труда» (КЗРТ), или «зона риска рынка труда», что распространяется на ту часть экономически активного населения, которая оказалась в затруднении через полное или частичное отсутствие труда или низкого уровня ее оплаты.

Критическая зона рынка труда имеет, как правило, четыре составу (субзоны):

● лица, которые имеют официальный статус безработного;

● неработающие граждане, которые не имеют официального статуса безработного, с подушным доходом в семье, низшим за прожиточный минимум. Значительная часть лиц, которые входят в эту группу, отвечает определению безработных, сформулированному МОТ, т.е. «не имеет труда, готова выполнять труд и ищет ее». Критерий прожиточного минимума, который применяют при фиксации этой субзоны, не учитывает большой доли тех, кто не работает просто потому, что не ощущает в этом нужды;

● лица, которые работают в режиме неполной занятости, которые не имеют дополнительного заработка, с подушным доходом в семье, низшим за прожиточный минимум. Неполная занятость этих лиц большей частью является вынужденной, поскольку среднедушевой доход в их семьях оказывается меньше прожиточного минимума. Таким образом, по определению МОТ, они принадлежат к категории видимой неполной занятости;

● граждане, занятые полный рабочий день, которые не имеют дополнительного дохода, с заработной платой, низшей за прожиточный минимум. Нежелание или неспособность работодателей нормально оплачивать труд этой группы работников свидетельствует или о фиктивном характере их рабочих мест, или о неполном использовании трудового потенциала этих работников по другим причинам. За терминологией МОТ, рассмотренная группа работников принадлежит к категории невидимой неполной занятости.

Расчет критической зоны дает возможность проиллюстрировать ситуацию, которая сложилась на рынке труда, а оценка ее - высказать допущение относительно масштабов реальной безработицы и дополнительного количества новых клиентов, которые нуждаются в конкретной социальной поддержке.

Основная масса граждан, которые представляют критическую зону, представляет собой скрытую долю рынка труда, которая свидетельствует о неэффективном использовании трудового потенциала страны. По обыкновению к этой субзоны попадаются работники нерентабельных производств или предприятий, которые находятся на границе банкротства. •

На таких предприятиях работники заняты преимущественно неполный рабочий день (неделя) находятся ли в отпусках по инициативе администрации, большей частью - неоплачиваемых. Низкая заработная плата, продолжительные хронические задержки ее выплаты неизбежно будут заставлять граждан изменять место труда.

Определение критической зоны рынка труда дает возможность оценить реальные масштабы скрытой безработицы и убедиться в недостаточно эффективном использовании трудового потенциала в регионе. Расчеты критической зоны рынка труда от 2001 до 2004 года удостоверяют тенденцию к уменьшению скрытой безработицы благодаря экономическому росту в Украине, зафиксированному украинской статистикой от второй половины 1999 года.

Анализ современного состояния рынка труда дает основания к ряду выводов. Для него характерно то, что скрытая безработица имеет более широкие масштабы, чем явное. При этом наблюдается тенденция к уменьшению масштабов скрытой безработицы, которая может свидетельствовать о постепенной стабилизации ситуации на рынке труда. Вместе из тем масштабы скрытой безработицы удостоверяют отсутствие развитой инфраструктуры рынка труда. Информация, имеющаяся у служб занятости, не всегда является полной, так как работодатели часто решают вопросы найма, обходя службу занятости. Через низкую мобильность рабочей силы большую роль сыграет региональная сегментация рынка труда. Поскольку стратегия трансформации украинской экономики сейчас осуществляется в направлении создания в Украине социально сориентированной рыночной экономики (сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободного выбора рода занятий, решение проблем безработицы, формирование законодательной и институциональной базы и т.п.), необходимо усиливать роль государства как посредника между субъектами рынка труда - работодателями и нанимаемыми работниками.

Как показывает мировая практика, именно на рынке труда наибольшей мерой оказывается отрицательная сущность стихийности рыночных регуляторов. Именно поэтому государство должно отыгрывать на нем активную роль.

В наше время существенно выросшая роль информации. Отсутствие или ошибочность ее часто приводит к парадоксальной ситуации, когда безработицу сосуществует рядом с недостатком работников, причем структура свободных рабочих мест дает возможность уменьшить уровень безработицы.

По мнению автора, необходимо создать «Единую информационную систему Украины относительно спроса и предложения рабочей силы», которая будет содержать оперативные данные о количестве и качестве вакантных мест во всех регионах Украины. Региональные государственные службы трудоустройства населения имеют все необходимое для получение таких данных.

«Единая информационная система Украины относительно спроса и предложения рабочей силы» чувствительно будет оказывать содействие поиску работниками достойных рабочих мест Другим важным направлением в реформировании рынка труда в Украине, как нам выдается, является развитие системы страхования от безработицы. Этот вид страхования очень распространен в мире. В мировой хозяйственной практике обязательное и добровольное страхование от безработицы является одним из основных видов социального страхования, которое обеспечивает приемлемый уровень социальной защиты. В Украине некоторые страховые фирмы ввели страхования от безработицы, однако пока эта разновидность не получила широкое применение. Для развития обязательного страхования необходимо: повысить долю отчислений в фонд занятости как минимум до 2% от фонда оплаты труда; в формировании страхового фонда должны принимать участие все участники рынка труда.

«Единая информационная система Украины относительно спроса и предложения рабочей силы» и система страхования от безработицы дадут возможность государственной службе занятости, прежде всего на региональному уровне, гибко и своевременно реагировать на смену ситуации на рынке труда. Соответственно повысится эффективность и качество этой деятельности, которая будет оказывать содействие сокращению периода выбора рабочего места, правильному и своевременному начислению помощи за безработицей, сделает возможным профессиональную переподготовку работников учитывая имеющиеся в банке данных вакантные рабочие места.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: