Глава 1. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе.




Демешина Анна Алексеевна

студентка 340 группы

 

 

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с использованием инсценирования художественных произведений (настольный театр)

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050144 Дошкольное образование

 

 

Руководитель

Ступак Э. А.

 

______________

подпись руководителя

 

 

Оценка __________

Дата защиты __________

 

 

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе …………………………………………….

1. 1. Общая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………..6

1. 2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста…13

1. 3. Педагогические возможности использования инсценирования художественных произведений в воспитательно – образовательной работе детского сада……………………………………………………………………....16

1. 4. Настольный театр и его влияние на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..19

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………..

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей использования инсценирования художественных произведений для развития памяти детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………...

2. 1. Констатирующий эксперимент……………………………………………….

2.2. Формирующий эксперимент………………………………………………….

2. 3. Контрольный эксперимент……………………………………………………

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………………

Методические рекомендации……………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………….

Словарь терминов……………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………..

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы заключается в том, что некоторые виды театральной деятельности, с которыми знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера. Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому мини - театры для маленьких имеют даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди.

Согласно ФГОС (Глава 1, ст. 1.2, п. 4), одним из главных принципов работы с дошкольниками является реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. У малышей лучше запоминаются такие стихотворения, в которых они могли прямо поставить себя на место действующего лица; у средних же и старших дошкольников лучше запоминаются стихи, в которых близкие детям образы позволяли осуществить мысленное действие. Р. И. Жуковская приводит пример, когда мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению—23 строчки; после повторной игры и показа картинок—38 строчек. Таким образом, активное действие — игровое или мысленное — значительно повышает запоминание. Особенности процесса запоминания при этом всецело определяются характером деятельности, которую производит ребенок и в которую включено запоминание.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И. М), физиологические (Выготский Л. С). Одной из первых психологических теорий памяти не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером.

Советский и российский психолог и педагог, Валерия Сергеевна Мухина, утверждала, что дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.

Специально следует указать, что важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как «обобщенное воспоминание» (Л. С. Выготский). Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям «есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления» (Л. С. Выготский). Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно «вырвать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была»

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Итак, важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребенка к слушанию литературных произведений и наблюдению инсценирования. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою. Л. С. Славина установила, что уже у дошкольника при соответствующей педагогической работе можно вызвать интерес к судьбе героя, заставить ребенка следить за ходом событий. А. В. Запорожец, исследовавший вопрос о восприятии детьми-дошкольниками литературных произведений, указывает, что оно носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним. Но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображаемыми. Формирующееся в дошкольном возрасте сопереживание с героем, позволяющее ребенку понять содержание литературного произведения, является тем вторым видом деятельности, внутри которой происходит запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений и т. д. Значение мысленного действия для процесса запоминания отмечалось Р. И. Жуковской.

Мини - театры воздействуют на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе инсценирований литературных произведений применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение. Профессиональное использование мини - театров оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Развитие таких психических процессов, как память, внимание, создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят театрализованную деятельность, ждут с нетерпением открытия занавеса. На сцене театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же "ожившие" куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.

Объект исследования – процесс воспитательно – образовательной работы в детском саду.

Предмет исследования – развитие памяти детей старшего дошкольного возраста с использованием инсценирования художественных произведений (настольный театр).

Цель исследования – разработать методические рекомендации для формирования памяти у дошкольников в процессе инсценирования художественных произведений (настольный театр).

Гипотеза – если систематически включать в содержание и организацию образовательной деятельности дошкольников инсценирование художественных произведений (настольный театр), то это будет способствовать развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть виды инсценирования художественных произведений в воспитательно – образовательной работе детского сада.

3. Охарактеризовать педагогические возможности использования настольного театра, как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

4. Провести экспериментальное исследование возможностей использования настольного театра, как средство развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Анализ психолого – педагогической литературы.

2. Проведение занятий с использованием настольного театра по произведениям художественной литературы.

3. Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: