Инсценирование предполагает воплощение текста художественного произведения в действии.
Для младших школьников инсценирование художественных произведений — новый вид деятельности, который требует не только определенных способностей, но и умений: выразительно читать, двигаться, общаться на сцене, перевоплощаться в образ, верить в условность происходящего.
Театр всегда условность, всегда игра. А игра для старшего школьника остается основным видом деятельности. Поэтому психологически инсценирование воспринимается детьми как игра в понравившееся словесное произведение.
Инсценирование художественных произведений как методический прием — это создание постановки силами воспитателя и воспитанников на основе изучаемого литературного произведения. Цель инсценирования - не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности. Инсценирование для детей — это одновременно увлекательная игра, возможность стать одним из персонажей и учебная деятельность, в процессе которой они глубже осмысляют литературное произведение.
Инсценирование художественных произведений позволяет обострить внимание к конфликту произведения, прочертить сюжетные линии в сознании учеников. Этот прием усиливает внимание учеников к художественному тексту, потому что определить, как нужно играть ту или иную роль, можно только внимательно перечитывая произведение, постигая характер героя и его отношения с другими персонажами. Мало того, ученик - актер учится смотреть на мир чужими глазами, открывает для себя существование иной, отличной от его собственной точки зрения. Инсценирование, перевоплощение в другого обладает и психотерапевтическими возможностями, помогает детям раскрепоститься, стать кем-то другим, вступить в новые отношения и потом перенести этот опыт в реальную жизнь.
|
Инсценировать можно драматические произведения, написанные специально для постановки на сцене, эпические произведения, детскую игровую поэзию, потому что в этих произведениях есть фабула, ярко выраженное действие. Дети всегда с удовольствием инсценируют собственные драматизации (тогда и драматизация как прием становится мотивированной).
Элементы инсценирования художественных произведений могут включаться в любую непосредственно образовательную деятельность: предлагаем ли мы детям выразительно прочитать реплику героя, сделать жест, который делает персонаж, или показать его мимику — все это помогает ребенку через физические ощущения понять эмоциональное состояние героя, а значит, понять и роль художественной описательной детали в тексте. И напротив, предлагая ученикам показать огорченного, или мечтающего, счастливого или удивленного героя, мы активизируем его воображение и помогаем воссоздать образ до целостного, дополнить авторские описания личными переживаниями и опытом.
Лучше всего для инсценировки подходят небольшие произведения, в которых есть ярко выраженное действие, события. Нельзя инсценировать лирические произведения, в которых нет внешнего событийного сюжета. В то же время событий не должно быть очень много: дети могут запутаться в их последовательности, что-то забыть, пропустить от волнения.
|
Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием — фольклорная сказка, причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных, либо кумулятивная.
Удобно начинать обучение приему с кумулятивных сказок, т.е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается. Дело в том, что младшему школьнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж. Фольклорная сказка не требует заучивания текста наизусть — можно говорить своими словами, передавая суть.
В произведении, предназначенном для инсценирования, обязательно должен быть элемент игры либо откровенной условности, потому что претензии на инсценирование реалистических произведений силами младших школьников несостоятельны и только воспитывают дурной художественный вкус. Главное — произведение должно быть интересным самим детям.
Важно правильно выбрать произведение для инсценировки: художественный материал должен быть по силам маленьким детям, в их личном опыте обязательно должно быть что-то похожее на переживания героев, интересное для самих детей (ставить в начальной школе фрагменты Шекспира неразумно и вредно, предлагать фрагменты пьес из жизни взрослых опасно и неэтично). Поэтому в начальной школе часто инсценируются драматические сказки или их эпизоды.
К инсценировке художественных произведений детей необходимо готовить, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним и со своей ролью. Для этого в классе проводится анализ текста, выявляется конфликт, обсуждаются его участники (их характеры, внешний вид, привычки, жесты, манера говорить), их намерения и причины, побудившие их к действию (анализ образов персонажей).
Сначала можно предложить детям-актерам выразительно прочитать свои реплики. Затем начинаем работать на сцене: коллективно решаем, как расположить героев на сцене в начале действия и почему именно так; как должны двигаться персонажи; к кому обращаться со словами, как должны участники сцены реагировать на происходящее. И все время ищем пластические решения: позы, повороты, жесты.