Все три фигуры расположены на небольшом возвышении и, вместе с постаментом, обозначают стилизованный образ сопок.




Пояснительное письмо к творческой концепции проекта посвящённого созданию и первому исполнению вальса И.А.Шатрова «Мокшанский полк на сопках Манчжурии» в Струковском саду в Самаре.

 

Приступая к работе и находясь под впечатлением важности и героизма тех реальных событий Русско - Японской войны, меня потрясла невероятно трагическая история связанная с гибелью русских солдат, офицеров и музыкантов военного оркестра 214 Мокшанского полка. Также горжусь тем, что позже сам вальс впервые исполнялся, в том числе, и оставшимися в живых героями в нашем любимом с детства парке "Стукачах".

 

 

Вникнув в историю создания вальса, я представил о чём мог размышлять автор музыкального произведения Илья Шатров придумывая такую великолепную музыку. Неоднократно прослушав вальс в разных вариантах исполнения я почему - то, прежде всего подумал, о некой противоречивой, даже парадоксальной ситуации когда автор - капельмейстер военного оркестра написал не марш, не симфонию, а ВАЛЬС - мелодичную, танцевальную и невероятно нежную музыку. И сам маэстро до конца своих дней настаивал на том, что вальс – не реквием, это объяснение в любви к Родине.

https://obozrenie-chita.ru/news/ilya-shatrov

Оннегативно относился к исполнению своего вальса с текстом, так как он считал, что эти слова превращают произведение в "реквием в ритме вальса".

https://proza.ru/2019/12/05/746

Сразу подумалось об удивительно тонкой душе мастера. А ещё, что не погиб и о пронзительной любви конечно же к Родине, к русским людям - погибшим и выжившим, к их осеротевшим жёнам, матерям и детям. И я, для себя, понял, что именно Вальс, как музыкальный жанр, должен был родиться у такого человека как Илья Шатров. Вальс который будет заживлять "раны" Героических событий тех лет.

Свою авторскую задачу я решил выстроить на двух элементах композиции. Первый - это скульптурная группа из трёх женских фигур, трёх разных поколений, переживающих момент эмоционального состояния связанного с утратой кормильца-отца, мужа или сына.

И особенно, при создании этих персонажей, меня впечатлил тот факт, что в смертельной схватке погибли именно их близкие идущие и играющие марш впереди шеренги. Они были не просто войнами, а именно военными музыкантами! Их оружием были трубы и боевые барабаны поднимающие людей в атаку! Что испытывали они идя на встречу японским пулям?!.. И как переживали получившие известие об их гибели любимые женщины осиротевшие и потерявшие их на веки?!

И вот слушая вальс, изучая тексты и другие материалы, я наткнулся на старинные ноты вальса где под одним из музыкальных фрагментов я прочитал короткую фразу - пояснение, видимо принадлежавшее самому автору: "Разговор осиротелых женщин". Были и другие: "Разговор солдат","Гнев солдат". Меня заинтересовала именно первая.

Отсюда появилась идея метафоричного пластического решения изобразить трёх женщин разных возрастов, с музыкальными инструментами в руках. Здесь инструменты - это не просто единицы духового оркестра.. Они также осиротели и олицетворяют Души геройски погибших военных музыкантов – солдат и безвременно ушедших близких и родных людей! Это первая сюжетная линия общей композиции.

 

Немного о каждой из героинь:

Первая по старшенству - фигура пожилой женщины на коленях. Это образ матери русского солдата – трубача оркестра, геройски встающего под пулями и первым играющего сигнал к маршу в атаку. я Хоть и велико горе, но дух её не сломлен и подчёркнут прямой осанкой. С долей отрешённости от всего вокруг, держит она трубу погибшего сына, как его самого - с бесконечной нежностью и любовью. Подле, напоминая о нём, лежит солдатская фуражка.

Работая над этим образом, неожиданно вспомнил, как пример, "Пьету" Микельанжело, как символ бесконечной любви Матери к своему великому Сыну.

 

Следующая фигура - это жена Воина-героя и музыканта. С трепетной нежностью она держит и обнимает, кажущуюся огромной и неподъёмной, как её горе, басовую трубу погибшего мужа. Возможно у хозяина инструмента тоже был низкий голос, который невозможно забыть. Тихо ступающая, ушедшая в светлые воспоминания, она - воплощение искренней любви и преданности. Её статная, близкая к иконописному канону фигура - это образ сильной и прекрасной русской женщины, которая выдержит все невзгоды, её не сломит потеря, а любовь пронесёт через всю жизнь.

 

 

Третий по счёту - это персонаж маленькой девочки - дочери геройски погибшего барабанщика военного оркестра. Она ещё не полностью осознаёт потерю родного человека и в этом есть особый смысл.. Ребёнок зная из рассказов взрослых кем был её отец и как погиб не может в силу возраста долго переживать утрату. Наоборот рассказ о мужестве и храбрости близкого человека вдохновляет девочку пробывать играть маршевый ритм на барабане отца и играя как бы представлять себя на его месте. Глядя на её хрупкую фигурку, получается всё очень трогательно и может вызвать улыбку. Но мы понимаем, что вырастет новое поколение достойное своих отцов -героев! Это внушает оптимизм и гордость.

Все три фигуры расположены на небольшом возвышении и, вместе с постаментом, обозначают стилизованный образ сопок.

 

Второй элемент композиции родился благодаря знаменитой фразе из кино - шедевра уже о Великой Отечественной Войне "В бой идут одни старики": " Война - это преходящее, а музыка -вечна!"

 

У меня родилась пластическая идея изобразить стилизованную танцующую вальс пару, как бы, парящую над человеческим горем, не умаляя его, но дающую большую надежду на мир и успокоение в израненных войной душах людей, под замечательную мелодию. То есть в победе человека над горем помогает и побеждает - Музыка. И она вечна, тем более такая как вальс Ильи Алексеевича Шатрова.

Также отмечу, что в моих вальсирующих есть ещё одна композиционная деталь. В танце соединение рук моих персонажей образовали как бы беседку. Неожиданно получился эл-т парковой архитектуры располагающий к отдыху и дополняющий основной образ композиции вальсирующей пары. Позже для камерного и кабинетного (премиум сувенирного) варианта концепции мы использовали ещё один не случайный символ – стилизованную грамофонную пластинку в нижней части композиции, который безусловно подчёркивает какой знаменитой и популярной была и остаётся мелодия И.А. Шатрова.

p.s. Возможно кто то отметит, что в нашей работе присутствует слишком разная манера исполнения и стилизации, то есть почти натуральные фигуры женщин находятся рядом с условными и очень обобщёнными фигурами вальсирующих. Скажу так, что это сочетание не только допустимо но и верно в этом случае. Оно обосновано именно тем обстоятельством, что две линии - войны и вальса по своей природе полярные и, казалось бы, противоположные гармонично срослись в знаменитом музыкальном произведении, которому мы посвятили свою работу.

С Уважением, творческая группа проекта. Самара. 2020 год

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: