Принципы развития в музыкальной ткани. Функции частей в музыкальной форме. Типы изложения.




Развертывание музыкальной формы во времени - процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития материала: повторность и контраст.

1. Повторность

 

точнаяизмененная

Варьирование разработочность

 

Вариационность Вариантность

 

Точная повторность - наиболее элементарный принцип развития (буквальное повторение с тем же каденционным окончанием). При анализе: повторение подряд мелких элементов (до 2-х - 3-х тактов) принимается в счет. Повторение подряд более крупного и относительно законченного построения или целой пространной части формы не берется в счет (Р. Шуман. «Веселый карнавал» из «Альбома для юношества», №10, тт. 1 - 8).

Видоизмененная повторность.

Варьирование - видоизмененный повтор одной и той же музыкальной мысли. Может заменить простое повторение при сохранении длины и каденции построения (вариационность). Значительная степень интонационного обновления при сохранении основного интонационного «зерна» (вариантность). Вариационность ярче всего проявляется в вариационной форме.

Разработочность – активное вмешательство в тему, предполагающее ее значительное видоизменение и переработку, вплоть до разделения на отдельные фразы и мотивы.

2. Контраст.

Музыкальное произведение - явление функциональное. Существуют три основные функции части:

1. Логическая - логическая обоснованность данной части формы в определенном ее отрезке.

2. Драматургическая - драматургическая обоснованность данного эпизода в форме целого произведения.

3. Композиционная, конструктивная - роль эпизода с точки зрения структуры, конструкции.

Логические функции - i m t - изложение, развитие, завершение (характерны для любого другого процесса).

Драматургические - экспозиция, завязка, развитие (развертывание), кульминация, развязка. Здесь дается образно-жанровая характеристика, принимается во внимание то, какой вес имеет этот раздел с точки зрения содержания, в каком состоянии находится образ.

Композиционные - функции частей музыкального произведения в форме:

экспозиционная (функция экспонирования, изложения: совпадает с i) - тема в вариациях, главная и побочная партии в сонатной экспозиции, экспозиция по отношению к разработке;

серединная (функция развития: совпадает с m) - сонатная разработка, развивающие разделы простой двух и трехчастной формы;

заключительная (функция остановки, завершения: совпадает с t) - репризы, коды, заключения.

Вступление, связка (или предыкт), дополнение (или кода), примыкают к основным композиционным функциям.

Связь функции того или иного построения в форме с характерными чертами в мелодии, гармонии и строении. Эти характерные черты и образуют тип изложения музыкального материала.

Тип изложения определяется различным соотношением конструктивного (как бы выстроенного, собирающего) начала и деструктивного (ломающего строгую конструкцию, разрушающего).

Четыре основных типа изложения:

экспозиционный (ЭТИ),

развивающий (РТИ),

предыктовый (ПТИ),

заключительный (ЗТИ).

ЭТИ: главное свойство - равновесие конструктивного и деструктивного начал (Шопен. Ноктюрн Es dur).

1. Основные отличительные признаки:

2. Гармония - преобладание основной тональности, отклонения в тональности первой степени родства.

3. Фактура - простая, прозрачная.

4. Тематизм - рельефный, чаще всего один тематический элемент.

5. Мелодия - наличие одной кульминационной точки.

6. Равномерное распределение кадансов.

7. Структура - четкая оформленность и конкретность, чаще всего квадратность.

РТИ: явное преобладание деструктивного. Разрушение, отсутствие законченных схем (Ф. Мендельсон. Песня без слов №1. Середина; Л. Бетховен. Соната №23. Разработка).

1. Нетипично полное проведение тем, а характерно вычленение интонации.

2. Фактура - тенденция к полифонической фактуре.

3. Гармония - интенсивное тональное, ладовое движение, избегание тональностей первой степени родства.

4. Структура - секвенцирование.

5. Полное отсутствие кадансов.

ПТИ: деструктивное начало, но ПТИ несет и статику. Статика в пределах неустойчивости (все относительно).

Характерная черта - органный пункт D или III ступени.

ЗТИ: конструктивное начало, преобладание повторности над обновлением (Бетховен. Рондо из Сонаты №21. Кода).

1.Господство Т, тонический органный пункт.

2.Преобладание кадансовых оборотов.

3. Подчеркивание S сферы.

4. Угасание динамики.

5. Ритмическое торможение.

Задания для практических работ

Определить типы изложения: Бетховен. Соната №8. Разработка, Соната №1. Первая часть. Экспозиция.

Тема 3

Мелодия

Мелодия - звучащая в одном голосе музыкальная мысль, представляющая собой либо одноголосное музыкальное целое, либо главный голос многоголосной мысли. Неразрывная связь с ритмом. Определяющее значение звуковысотности. Ладогармоническая сторона мелодии.

Интонационная природа мелодии. Музыкальная и речевая интонация. Музыкальная интонация определяется музыкально-высотными соотношениями, речевая - речевой выразительностью. Отражение в мелодии интонаций эмоциональной человеческой речи (интонации вздоха, восклицаний, вопроса и т.д.). Вокальный, связанный с преобладанием поступенного движения и инструментальный (преобладание скачков, широких интервалов) типы мелодии.

Ладогармоническая сторона мелодии. Выявление национального своеобразия: для русской народной мелодики и ее претворений в мелодике русских классиков характерны черты ладовой переменности (сопоставление параллельных мажора и минора), пентатоники (трихордовые попевки), элементы миксолидийского, дорийского, фригийского ладов, натуральный минор; для украинской музыки - гармонический минор и минор с двумя увеличенными секундами. Проявление ладовой стороны мелодии в различной ладовой напряженности звуков и интервалов мелодии, в различной интенсивности тяготений тех или иных звуков или отрезков мелодии (пентатонные мелодии без полутоновых тяготений для создания архаичного колорита, народного характера образа, выражения спокойных, просветленно-созерцательных состояний, картин природы, особо возвышенных образов). Ладовая окраска мелодии: более светлая (мажорная), более темная (минорная). Влияние ладовых соотношений на отдельные выразительные моменты мелодии (минорные темы Баха - ум.7, решительный активный характер восходящей квинты V - I для маршей и гимнов, интонация восходящей сексты V - III для лирических мелодий в музыке XIX века, малая терция I - III минорных тем, движение по звукам разложенного аккорда - фанфарный, сигнальный, героический характер; в русской народной песне (более поздней, обычно городского происхождения) интонации задержания связаны с лирической выразительностью (от чувствительных вздохов до страстных порывов.

Звуковысотная сторона. Выразительность восходящего движения (нарастание) и нисходящего (спад напряжения), низкие звуки как более массивные, тяжелые; высокие - как более легкие, воздушные.

Мелодическая линия. Виды мелодического рисунка (повторность звука, опевание, восходящее, нисходящее движение (мелодия из вершины-источника), волнообразное движение, плавное, поступенное движение и скачки; закон мелодического противовеса: скачок вверх - момент напряжения, плавное движение в обратном направлении - момент разрядки; плавное движение вверх - момент напряжения, скачок в противоположном направлении - разрядка напряжения. Мелодическая вершина. Кульминация.

Некоторые приемы мелодического развития: повторение, орнаментированное повторение, варьированное повторение, варьирование, увеличение, уменьшение, растяжение мелодических интервалов.

Значение мелодии в музыке.

Задания для практических работ

1.Выполнить задания из задачника «Упражнения по теории музыки»:

с.152(1), с. 153(2), с. 154(4,5), с. 155(9),с.162(17).

2.Проанализировать отражение интонаций человеческой речи в романсе А. Даргомыжского «Титулярный советник», мелодическую линию в Ноктюрне Ф. Шопена Es dur, ладогармоническую сторону «Утра» из Сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, способы достижения кульминации в теме любви из Вступления к опере «Пиковая дама» П. Чайковского.

Тема 4

Метр и ритм

Ритм в широком смысле - временная и акцентная сторона мелодии, гармонии и других элементов музыки, упорядоченная метром. Включает не только ритмический рисунок, но и протяженность разделов, соотношение кульминаций, ритмику чередований нарастаний и спадов, тяжелый и легкий такты.

Ритм в узком смысле - «ритмический рисунок», соотношение длительностей и акцентов соседних звуков.

Метр в узком смысле - чередование (равномерная пульсация) сильных и слабых долей, тактовая организация.

Выразительное значение ритма определяется различным восприятием сопоставления долгих и коротких звуков:

1. короткие после долгих - оживление, активизация, возбуждение, нарастание напряжения; долгие после коротких - спад, успокоение.

2. ощущение большей весомости, большей значительности долгих и большей легкости, меньшей значительности коротких. Например, в кульминациях: подход - короткие звуки, сама кульминация - долгий звук («Подснежник» П. Чайковского, вторая часть, первая фраза).

Среди ритмических рисунков выделяются: ритм суммирования

пунктированный ритм , двойной пунктированный ритм

(как активизация «ритма суммирования»), обращенный пунктированный ритм («ломбардский ритм», распространенный в итальянской музыке XVII - XVIII веков, в шотландской музыке Scotch snap, «венгерский ритм» (5,135), ямбичность , хореичность .

Ритмоформулы - сравнительно целостные ритмообразования, типичные для некоторых стилей и жанров: ритмоформулы европейских танцев - мазурки, полонеза, вальса, болеро, гавота, польки, тарантеллы; пятидольники в русской музыке XIX ве («Разгулялися, разливалися» из «Ивана Сусанина», «Лель таинственный» из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, хор «Ты помилуй нас» из «Князя Игоря» А. Бородина, романс «Светик Савишна» М. Мусоргского).

Различают строгую метрику (с регулярной акцентностью) и свободную метрику (когда акцент проявляется через неровные промежутки времени). Строгая метрика характерна для танцевальных жанров, маршей, массовых песен, свойственна большей части музыкальных произведений классического искусства XVII - XIX веков. Воспринимается легко и естественно (как биение пульса, дыхание, равномерный шаг). Свободная метрика (метрическая переменность) встречается в народных песнях многих народов, в частности, в русской протяжной песне, у композиторов XX века.

В рамках строгой метрики двудольность связана с маршевостью, трехдольность с танцевальностью.

Такт - отрезок музыкального времени от одной ударной доли до другой. Такты высшего порядка - «тяжелые» и «легкие» такты.

Признаки «тяжелого» такта:

- в гармонии: вступление гармонии, ее смена, задержание звука, К 6 4, каденционная тоника;

- в фактуре: глубокий бас;

- в мелодии: мелодическая вершина (М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», побочная партия, тт.1,3… - тяжелые, Л. Бетховен Соната №1.ч.II, тт.2,4 - тяжелые).

Квадратность - группировки тактов по 4, 8, 16 и т.д. (марш, танец, классическая музыка). Неквадратность - группировки тактов по 3,5,6,7 (русская, венгерская музыка, русские классики, воплощающие народные традиции, музыка лирического характера у Чайковского, Шопена).

Согласование и противоречие мотива с тактом - важнейшие понятия в анализе ритма. Согласование мотива с тактом - полное соответствие структуры мотива (его акцентов) структуре такта (Л. Бетховен. Симфония №5, главная партия I части, Вальс из «Евгения Онегина» П. Чайковского). Противоречие мотива с тактом - несовпадение мотива в целом и его элементов со структурой такта (Ариозо Мизгиря из «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова - «иностранный акцент» как прием индивидуализации персонажа, Скерцо из Симфонии №4 Л. Бетховена - скерцозная игра мелодии и ритма, Пляски щеголих из «Весны священной» И. Стравинского - подчеркнутые акценты, танцевальные «варваризмы», «Белые ночи» П. Чайковского - рассредоточение акцентов.

Полиметрия - сочетание двух или трех метров одновременно. Для полиметрии характерно противоречие метрических акцентов голосов (Римский - Корсаков, «Сказание о Невидимом граде Китеже», Свадебный поезд: 58 24 34, Вальс Шопена As dur ор.42, Моцарт, Сцена бала из «Дон Жуана» - контрапункт трех танцев в 34 24 38).

Гемиола - внедрение двухдольности в трехдольность

34 (В. Моцарт. Менуэт из Симфонии №40, П. Чайковский «Декабрь», Вальс из «Спящей красавицы»).

Задания для практических работ

Анализ примеров, упомянутых в тексте.

 

Тема 5

Фактура и фигурация

Factura - обработка (от facio - делаю - лат.) - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимы: «письмо» («Подвижной контрапункт строгого письма» С. Танеева), «склад» (полифонический, гомофонный, хоральный), «сложение, изложение» (например, оркестровое изложение), «музыкальная ткань».

Виды фактур в хронологическом порядке:

монодия,

органум (диафония),

подголосочность,

гетерофония,

имитационная полифония,

разнотемная и контрастная полифония,

гомофония,

аккордовый склад,

гомофонно-полифонический склад,

полифония пластов,

пуантилизм,

сверхмногоголосие.

Полифония пластов - частный вид многоголосия, в котором конрапунктируют многозвучные аккордовые пласты. Каждая контрапунктирующая партия мыслится как многозвучный голос. Приводит к «сверхмногоголосию» (XX в., В. Лютославский, К. Пендерецкий).

Пуантилизм (XX в.) - фактура, в основном полифоническая, как бы распыленная на звукоточки (микромотивы, быстрая смена тембров, широкие мелодические скачки. В вокальных партиях - расчленение слов на слоги, слогов на звуки. Примеры: Октет Дворников из II действия оперы «Нос» Д. Шостаковича, музыка К. Штокхаузена и П. Булеза, Л. Ноно, поздний И. Стравинский, Э. Денисов, Б. Тищенко).

Сверхмногоголосие - полифоническая фактура, включающая большее количество голосов, чем может охватить наше восприятие (от 8 - 10 до 80 голосов). При звучании 20 - 80 голосов партии теряют свою индивидуализированность, многоголосие превращается в монолитную, темброво - фактурную краску сонорного типа. Появилось в европейской музыке в начале 60-х годов одновременно у Д. Лигети («Атмосферы») и К. Пендерецкого («Трен памяти жертв Хиросимы»). В советской музыке «Живопись» для оркестра Э. Денисова, «Поэтория Р. Щедрина.

Фактурный рисунок голосов образуют фигурации и дублировки. Явление получило интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначилось в раннем клавирном стиле. В музыке XIX века рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения и заимствование фактурного приема было бы плагиатом. Родоначальник неповторимых фактурных рисунков - Шопен. Велики достижения в изобретении музыкально - живописных фактур Вагнера, Мусоргского, Римского - Корсакова, Скрябина, Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Стравинского, Бартока.

Фигурация - (от figurare - придавать вид или форму, образовывать, делать - лат.) - фактурный рисунок голосов, имеющий три чистых вида (гармоническая, мелодическая, ритмическая) и многочисленные смешанные виды.

Гармоническая фигурация - движение по аккордовым звукам.

Мелодическая фигурация - неаккордовые звуки (проходящие, вспомогательные, задержания, предъемы, камбиата). Характерна повторяемость звеньев фактурного рисунка.

Ритмическая фигурация - повторение в каком-нибудь ритме (остинатные ритмические рисунки) одного звука, гармонического интервала или аккорда.

Фигурирование - специфика вариационного метода развития и вариационных форм (строгие орнаментальные или фигурационные вариации).

Местоположение фигураций.

Гармоническая фигурация в фактуре - обыгрывание гармонических голосов и баса (Ф. Шопен. Прелюдия №1, Этюд №11 (ор.25 №1) As dur. Гармоническая фигурация широко применяется в бытовой и изобразительной музыке («Садко» Н. Римского - Корсакова. Вступление к опере). В русской музыке фигурация имитирует колокольные звоны (Сцена коронации из «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Тема малинового звона» в «Китеже» Н. Римского - Корсакова).

Мелодическая фигурация, в основном, входит в мелодический голос (Этюды и этюдообразные прелюдии Ф. Шопена, сценическая и программная музыка русских композиторов («Полет шмеля», тема Рассказа Шехеразады Н. Римского-Корсакова, «Лиможский рынок» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского). Фигурированная мелодия предполагает избыточность неаккордовых звуков. Орнаментированная фигура должна повторяться (Рассказ Шехеразады).

Равномерная ритмическая фигурация - часто аккомпанемент к романсам (Р. Шуман «Я не сержусь») и претворений вокальной музыки в инструментальной («Мелодия» С. Рахманинова), отдельные характерные темы («Тема лебедей» из «Садко», М. Равель «Виселица»).

Дублировки

Дублировка - удвоение мелодии каким либо интервалом или созвучием. Применяется, преимущественно, в главном голосе, но может быть и в мелодически развитых других голосах.

Синонимы - «параллелизм», «фактурное наслоение», «колористическое наслоение», «удвоение мелодии», «ленточное голосоведение», «комплексная лента», «многоголосная мелодия - комплекс», «этажные повторения».

Интервальные дублировки - часто октавные («Киарина» Р. Шумана), многооктавные (Д. Шостакович. Симфония №7, часть I главная партия). Квинтовые и квартовые - старинное двухголосие («органум») – К. Дебюсси («Затонувший собор»), Равель, Барток (Фортепианный концерт №2 - пять квинт по вертикали). Сексты (Ф. Шопен Вальс ор34 №1 As dur, Б. Барток. Менуэт). Диссонирующие интервалы - XX век (А. Скрябин 3 этюда ор.65, «Ах вы, сени, мои сени» из «Петрушки» И. Стравинского, лейтмотив Петрушки (политональность С - Fis).

 

Фактурные функции голосов

монодия = мелодия,

органум (диафония) - дублировка мелодии в квинту и в кварту (грегорианский хорал),

подголосочная полифония - главный голос (основной вариант мелодии) и подголосок (Andante cantabile из I квартета Чайковского),

гетерофония - два равноправных голоса, представляющих варианты друг друга (Песня донских казаков «Что на службу идти»),

имитационная полифония - proposta и risposta, «вождь» и «спутник», «тема» и «ответ». Один голос главный («тема», «вождь»), другой подчиненный («ответ», «спутник») при тематической тождественности,

контрастная (разнотемная) полифония - контрапункты либо соподчинены, либо равноправны: европейские музыкальные жанры XII - XIV веков (многоголосный органум, кондукт, мотет, баллада, гокет), раннее русское многоголосие (строчное пение),

гомофония - 1. мелодия (главный голос)

2. бас

3. гармонические голоса (побочные)

Аккордовый склад - 1. бас

2. гармонические голоса,

Гомофонно - полифонический склад - 1. главный голос

2. побочные голоса

а) контрапункт мелодизированный

б) контрапункт фигурационный

в) имитирующий голос

г) подголосок

д) гармонический звук или голос

е) органный пункт (педаль)

ж) дубрировка

з) характеристический голос или пласт (ярко индивидуальный по фактурному рисунку, часто с чертами программной изобразительности, составляющий образный контрапункт (Прелюдия №6 Ф. Шопена - «си» в верхнем голосе, «Виселица» М. Равеля - «си бемоль» - idée fixe, трагическое остинато «Шагов на снегу» К. Дебюсси, фигурации фортепиано в начале второй части 2 фортепианного концерта С. Рахманинова,

пуантилизм - одномоментные мотивы-точки, «точка против точки» (Октет дворников из 5 картины (II д.) оперы «Нос» Д. Шостаковича. 8 дворников дают разные объявления, не слушая друг друга, расчленяя с бессмысленным автоматизмом тексты на слоги (двойной восьмиголосный канон),

в сверхмногоголосии - функция отдельной партии - микрополифонический голос (имитационный, контрапунктирующий или вариантный),

в полифонии пластов - полифония тембровых пластов.

Задания для практических работ

Анализ дублировок: Стравинский. «Петрушка» («Ах вы, сени, мои сени»), Скрябин 3 Этюда ор 65, Дебюсси «Затонувший собор», Шуман «Киарина», Шопен Вальс ор.43 №1 As dur;

Анализ фигураций: Моцарт Соната №11 А dur,ч. I.

Определение типа фактуры и функций голосов: Бетховен. Соната №2, ч.II.

Тема 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: