Целенаправленный путь командообразования.




Формирование команды по пути происходит, например, при создании нового проекта или учреждении компании.

Команда формируется работой управленца по сценариям:

- организация корпоративных праздников;

- включение в социальный пакет бонусов: питание в офис, абонемент в спортзал и т.д.

- проведение групповых тренингов, чаще вне офиса.

 

Рассмотрим модель группового развития, предложенную Б. Такменом. Согласно ему есть две сферы групповой активности — межличностная (развитие групповой структуры) и деловая (решение задачи).

К сфере межличностной относятся стадии:

- формирование - ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения. Участники ведут себя корректно, действуют осторожно.

- шторм — отсутствие единства в группе. Борьба «за место под солнцем», авторитет и популярность.

- нормирование, влиятельное общество понимает, что нужно договариваться о «правилах игры», гармонизируются отношения.

После того как правила установлены, группа может работать (стадия работа). Некоторые авторы добавляют в командообразование фазу расставания.

Ниже приводится изображение нормативной модели командообразования.[7]

Выделяются этапы.

1. Комплектование/переукомплектование. Определяются численность, состав участников.

2. Знакомство /углубление знакомства. У станавливается первичный контакт, уровень доверия участников.

3. Институциализация. Команда должна быть вписана в структуру организации, иметь права и обязанности, систему отчетности, доступ к ресурсам.

4. Формирование общего видения.

5. Позиционирование/перепозиционирование. Участники определяют позиции в деятельности команды и соответствие членов позициям. Учитываются склонности, способности, навыки и опыт, тип личности и т.д. Распределяются роли.

6. Планирование первого шага. Составляется план-график, распределяются ресурсы и ответственность.

7. Исполнение.

8. Рефлексия. Команда отслеживает продвижение вперед.

9. Планирование второго шага. Команда планирует второй шаг с учетом анализа нового положения дел.

Нормативная модель функционирует для ориентировки действий, направленных на придание работе группы черт командности. Ее особенность: стадии командообразования описываются в связи не с тем, какими свойствами обладает группа на данном этапе или в каком состоянии она находится, а с тем, какой процесс является на этой стадии ведущим.

 

 

Практическая часть

 

Практическая получасовая часть состояла из игр: Снежный ком, Факты о нас, Счёт вслепую. Причина их выбора - простота проведения и удобство организации в условиях ограниченного времени и пространства.

Ожидаемые результаты сессии:

§ знакомство и понимание участниками целей, особенностей друг друга;

§ вовлеченность и активность;

§ первичное формирование «чувства команды»;

§ повышение доверия среди участников.

Ниже представлены правила проведенных игр:

1. Снежный ком (10 мин) [8]

Группа садится в круг. Первый участник называет свое имя и подбирает прилагательное, характерное для него, и начинающееся с той же буквы, что и имя. Например, гениальная Галина, ответственный Олег, нежная Наташа.

Второй член группы повторяет предыдущее имя и прилагательное, затем добавляет собственные. Далее каждый участник по кругу повторяет все варианты, которые были до него, и представляется сам. Последнему участнику нужно воссоздать имена всех игроков.

Цель: позиционирование себя, запоминание имен и качеств участников.

2. Факты о нас (10 мин)

Участники разбиваются на четверки (пары), тренер просит каждую четверку (пару) найти и записать 10 фактов которые их объединяют. Например: «Мы оба из Самары», «Мы обе любим шоколад».

После этого четверки (пары) объединяются в восьмерки (четверки), которым нужно найти 10 фактов, общих уже для всей восьмерки (четверки).

После команда объединяется и находит 10 общих для всех фактов.

Цель: достичь чувства себя как части команды, повысить уровень доверия.

Счёт вслепую (5 мин)

Задача игры в том, чтобы досчитать как можно до большего числа.

Команда рассаживается по кругу. Все участники закрывают глаза и поочередно начинают считать вслух. Каждое следующее число должен называть только один игрок. Если участники высказываются одновременно, игра начинается сначала.

Договариваться о какой-либо последовательности запрещено.

Цель: поскольку участники не видят друг друга, они должны почувствовать объединяющий их «командный дух».

 

 

Обратная связь

 

Тренинг в целом прошел успешно, функции между ведущими были распределены удачно (Ольга готовила и презентовала теоретическую часть, Юлия - практическую).

После теории и игр, участники поделился ощущениями от практического занятия. Ниже представлены замечания или дополнения от участвующих, и комментарии автора.

1. «Нехватка драйва». По мнению автора, нет необходимости в учете замечания, поскольку это субъективное восприятие отдельного участника, - многие другие, наоборот, отметили игровую динамику. Можно предложить сменить формат: с ограниченного по времени и теме занятия в НИУ ВШЭ на насыщенный. В этом случае, включить более динамичные и необычные игры, например:

§ С целью знакомства: упражнение «Туалетная бумага». Ведущий держит в руках рулон бумаги и предлагает участникам отмотать себе столько, сколько сочтут необходимым. Рулон пускается по кругу, после чего ведущий сообщает: «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой–либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».

§ С целью формирования командного духа: «Телеграмма». Группам необходимо отправить друг другу послания. Для каждого заранее определены начальные буквы слов, например: Б Т Л В Д К. Задание: составить текст телеграммы, в котором каждое значимое слово начиналось бы с указанной буквы. Для выбранных букв, могло получиться бы следующее послание: «Большие Томаты Лежат под Вагоном, - Делаем Кетчуп». Для второй команды: «Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам».

2. «При выступлении ведущим не хватало уверенности». Для нивелирования факта необходимо посетить тренинг по выступлениям, прочесть специализированную литературу, чаще тренироваться. Можно использовать хитрости:

· Выбрать одного слушателя из зала, смотреть в глаза и рассказывать, будто, только ему. Далее переключиться на следующего человека из аудитории и так далее. Это даст возможность выстроить зрительный контакт с аудиторией и снизить первоначальное волнение.

· При сильном беспокойстве можно представить аудиторию в другой одежде. Например, в домашнем виде, в пижаме. Это помогает расслабиться и понять, что перед тобой такие же люди, как ты, и они адекватно отнесутся к ошибке, в случае ее допущения.

3. «Слишком быстрое переключение слайдов при презентации». Для улучшения достаточно в тестовом режиме провести выступление, засечь время на слайд, можно закрепить время в настройках презентации.

4. «Не подготовлен проектор». Для устранения пробела, необходимо приходить заранее, и обсуждать что будет проводиться первым: лекция преподавателя либо выступления докладчиков.

5. «В игре «Факты о нас» должна быть более четкая инструкция».

Фактически была дана достаточно четкая для данной ситуации инструкция, а именно:

· Игроки, разбейтесь в пары с соседом справа/слева,

· Объединитесь в четверки с соседями справа/слева,

· Объединитесь с теми, с кем игрок меньше всего знаком (на этапе образования восьмерок игроки немного потеряли ориентацию, поэтому была такая команда).

В некоторых сессиях четкая инструкция необходима, но в данном случае, чтобы участники почувствовали себя комфортно, у них был выбор для объединения.

При других групповых сессиях можно устроить соревнование между командами и победителям вручить призы.

6. «Незавершенность одной игры перед переходом к следующей». Комментарий можно учесть посредством подведения мини-итога на 2-3 минуты после каждой игры: рассказать о том, что было сделано и по какой причине, сослаться на разобранную теорию.

7. «Неясность цели игры с цифрами, игры с общими чертами». На мой взгляд, комментарий связан с невнимательностью участника, поскольку для перед каждой игрой были обозначены цели. Для игры «Факты о нас» цель: найти факты, характерные каждому участнику команды, т.е. найти общее для всей группы. Суть игры «Счет вслепую»: прочувствовать команду и просчитать до максимального числа. Для исправления замечания, нужно было больше привязать теорию и практику, а также определить игры по категориям, например: «Факты о нас» - нахождение общей цели командной работы через нахождение общностей, «Счет вслепую» - укрепление команды как целого.

8. «Изменить композицию: поменять Снежный ком и теорию». Предложение имеет логику: внедрение его позволило бы сперва познакомиться, и в более комфортной обстановке изучать материал. Однако в связи с временными и пространственными ограничениями, замечание не необходимо к воплощению в жизнь.

9. «Необходимо более четкое соотнесение теории с практикой». В тренинге было представлено примерно соотнесение со стадиями Нормативной модели, однако, как было отмечено, модель более широкая и для выбранной практики не подходит. При улучшении тренинга­ необходимо использовать другую, более простую модель стадий командообразования. Возможен и вариант подбора практики по всей теории, например, по командным ролям (можно было бы провести тест на определение ролей и сформировать эффективные команды, основываясь на результатах теста).

10. «Место ведущего в тренинге». Как правило, ведущий должен находиться среди участников, что является верной позицией. Данный пункт был проработан интуитивно в ходе игр.

11. «Действия с опоздавшими». Возможны вариации: в начале новой игры впускать в игру/команду нового игрока верно. В середине/завершении, - не рекомендуется либо возможно объединение нескольких опоздавших в отдельную группу со своим «темпом» игры.

12. «Итоговая черта». Окончание групповой сессии необходимо заканчивать аплодисментами, которые имели место по окончании нашего тренинга.


13.

Список литературы

1. Beer M. Organization Change and Development: A System View. Scott, Foresman & Co, Glenview, 1980.

2. Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. 3-е изд. Кивитс,2009

3. Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. М. вершина. 2006.

4. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования. - М., Аспект пресс. 2008.

5. Фопель К. Групповая сплоченность. М. Генезис, 2010

6. Чижикова Е.С., Командообразование, ТюмГНГУ, 2011

7. Электронный ресурс: https://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe

 

 


[1] Геллерт М. Все о командообразовании: руководство для тренеров / М. Геллерт, К. Новак. - пер. с нем. - М.: Вершина, 2006.

[2]Белбин Р.М. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. 3-е изд.Кивитс,2009

[3] Электронный ресурс: https://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbina-komandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe

[4]Геллерт М. Все о командообразовании: руководство для тренеров / М. Геллерт, К. Новак. - пер. с нем. - М.: Вершина, 2006.

[5] Beer M. Organization Change and Development: A System View. Scott, Foresman & Co, Glenview, 1980.

[6]Чижикова Е.С., Командообразование, ТюмГНГУ, 2011

[7]Чижикова Е.С., Командообразование, ТюмГНГУ, 2011

[8]Фопель К. Групповая сплоченность. М. Генезис, 2010



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: