Социометрия
Основные теории, созданные Дж.Морено:
1. Социометрия;
2. Социодрама;
3. Психодрама.
Дж. Морено рассматривал социометрию одновременно как науку об обществе и экспериментальный метод. Социометрия как наука имеет три аспекта: socius – окружающие люди; metrum – измерение и drama – действие. В результате возникают три сферы исследований: исследование групп, метрическое исследование и исследование действия.
«Теле» – это самое простое эмоциональное единство между двумя индивидами. «Теле» – это процесс, лежащий в основе притяжений и отталкиваний между индивидами, эмоциональные потоки из которых составляют социальный атом. Содержание «теле» составляют чувства.
Эмоциональная притягательность является феноменом «теле». Так, один индивид может привлекать внимание большего числа индивидов, чем другой. Некоторые же индивиды быстро теряют привлекательность.
Социальный атом – это наименьший социальный элемент этих отношений. Он состоит из многочисленных структур «теле». Социальный атом выражает паттерн притяжений и отталкиваний.
Психосоциальная сеть – это более или менее прочная структура, объединяющая индивидов и социальные атомы. Психосоциальные сети, соответственно отношениям «теле» связывают или разделяют большие группы индивидов.
сплоченность группы является функцией от «теле» и определяется по формуле:
|
где С – сплоченность группы; Т – «теле».
Формула: Поведение зависит от эмоциональной привязанности людей
Основные сведения о социономии
Основоположник | Джекоб Морено |
Последователи | Э.Богардус, М.Бонни, У.Бронфенбреннер, Э.Дженнингс, С.Додд, Л.Зеленый, Г.Инфилд, Л.Кац, Дж.Крисвелл, Дж.Ландберг, П.Лазарсфельд, Ч.Лумис, М.Нортуэй, У. Ньюштеттер, Дж. Стюарт, Ф.Чапин, |
Основной подход | Структурный подход |
Основная цель | Выяснить реальную структуру взаимоотношений между людьми |
Основное понятие | «Теле» – эмоциональная привязанность |
Понятия | Социальный атом, психосоциальная сеть |
Основные теории | · Социометрия; · Социодрама; · Психодрама |
|
Когнитивная психология
Цель – объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимущественно познавательных процессов. Познавательные процессы регулируют социальное поведение посредством различных идей, верований, ожиданий, аттитюдов, которые возникают в результате впечатлений об окружающем мире и организованы психикой в связанные структурированные системы.
Источниками когнитивного направления в социальной психологии послужили гештальтпсихология и теория психологического поля К. Левина. Когнитивное направление объединяет широкий спектр концепций, опирающихся на общие теоретические источники и имеющих единый понятийный аппарат. Когнитивное направление, в основном, состоит из двух теорий: теории когнитивного диссонанса и теории атрибуции.
Теория когнитивного диссонанса
Постулат: знания, которыми располагает человек, предопределяют его поведение.
Основные положения теории когнитивного диссонанса:
1. Диссонанс есть побудительное состояние, которое возникает тогда, когда индивид обладает одновременно двумя знаниями (мнениями, понятиями), которые психологически противоречивы, не согласованы.
|
2. Состояние диссонанса неприятно и люди стараются ослабить его введением нового консонансного знания или изменением одного из двух диссонансных знаний с целью их согласовать.
3. Диссонанс есть предшествующее условие, ведущее к деятельности, направленной на ослабление диссонанса, подобно тому, как голод побуждает к деятельности, направленной на ослабление чувства голода.
4. Человек одновременно имеет множество знаний, которые называются когнитивными элементами. Единственно общее между ними то, что они находятся в голове одного индивида.
5. Отношения между когнитивными элементами релевантны, если элементы связаны друг с другом. Эти отношения могут быть консонансными или диссонансными.
6. Существует четыре типа диссонансных отношений:
· логическая несогласованность;
· несогласованность с культурными нормами;
· несогласованность между знаниями различной степени обобщенности;
· несогласованность с прошлым опытом.
· величина диссонанса определяется важностью когнитивных элементов.
Когнитивный диссонанс – это чувство дискомфорта, в основе которого лежит наличие двух или более несовместимых знаний, мыслей. отношений. Он может возникать как следствие ошибочных действий. которые расходятся с обычным поведением личности.
Формула: Изменение поведения возникает, когда человек стремится к ослаблению диссонанса когнитивных элементов – мнений и отношений.
Три основных способа снижения когнитивного диссонанса:
1. Изменение своего поведения так, чтобы привести его в соответствие со знанием, вызвавшим диссонанс;
|
2. Оправдание собственного поступка путем изменения одного из знаний, вызвавших диссонанс;
Оправдание своего поведения добавлением нового знания.
Теория атрибуции
Внутренняя атрибуция – умозаключение о том, что человек ведет себя определенным образом благодаря особенностям своих установок, характера или личности. Внешняя атрибуция – умозаключение о том, что человек ведет себя определенным образом в силу сложившейся ситуации.
К «атрибутивным процессам» относятся приписывания:
1. Причин поведения другого человека;
2. Личностных черт, мотивов и потребностей;
3. Самоатрибуция, то есть приписывание самому себе определенных черт личности и интерпретация собственного поведения
Существуют три типа атрибуций:
4. Диспозиционные (личностные) атрибуции объясняют поведение на основе проявления личностных качеств;
5. Ситуативные – поведение объясняется влиянием ситуации, социальной среды;
6. Социальные или групповые атрибуции предполагают объяснение поведения человека с позиций его группового членства.
Люди совершают фундаментальную ошибку атрибуции, которая проявляется, как склонность игнорировать ситуативные причины действий и их результатов в пользу диспозиционных.
Тенденция формировать диспозиционные атрибуции о целой группе предельной ошибкой атрибуции.
Мотивационная ошибка атрибуции – собственный успех или успех своей группы приписывался диспозиционным (личностным) причинам, а собственные неудачи объяснялись влиянием ситуации. Напротив, успех чужой группы характеризовался как влияние ситуации или случая, а неудача объяснялась личностными характеристиками.
Основные сведения о когнитивной психологии
Основоположник | Леон Фестингер |
Последователи | Р.Абельсон, Э.Аронсон, Дж.Брэм, Х.Джерард, Э.Джонс, К. Дэвис, Р.Зайонц, Г.Карлсмит, Г.Келли, С.Милграм, С.Осгуд, М.Розенберг, П.Танненбаум, Ф.Хайдер, |
Основной подход | Динамика когнитивной структуры |
Основная цель | Выяснить как когнитивные процессы влияют на социальное поведение |
Основное понятие | Познание |
Понятия | Когнитивная структура, когнитивные элементы, аттитюд, социальная перцепция, атрибуция, когнитивный диссонанс, когнитивный консонанс, |
Основные концепции | · Теория когнитивного диссонанса; · Теория атрибуции |