Символический интеракционизм включает в себя три конкретные теории:
1. Учение о структуре личности;
2. Ролевая теория;
3. Теория реферерентных групп.
Учение о структуре личности
|
Где, B – поведение человека; f – функция; St – структура личности; R – роль личности в группе; Ref – референтность группы.
Структура личности состоит из трех компонентов:
Первый компонент – I (дословно – Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;
Второй компонент – Me (дословно меня, т.е. каким меня должны видеть другие) – это нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий и требований значимых людей, прежде всего «обобщенного другого». Me контролирует и направляет импульсивное I в соответствие с усвоенными нормами поведения в целях успешного осуществления социального взаимодействия.
Третий компонент – Self («самость» человека, личность) – представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие.
Ролевая теория
Американский социолог Р. Линтоном в 1936 г. Роль – это динамический аспект статуса. Другой американский социолог Э. Гоффман определял социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанные с данным статусом.
Существует несколько типов ролей:
· Социальная роль – детерминируется местом носителя данной роли в системе общественных отношений.
· Межличностная роль – определяется положением индивида в системе межличностных отношений в малой группе.
|
· Конвенциальная роль – определяется общепринятыми представлениями и нормами членов сообщество о том, каково должно быть ролевое поведение.
· Предписанная роль – внешне заданные роли, не зависящие от усилий индивида.
· Достигнутая роль – получены индивидом, благодаря его личным усилиям.
· Активная роль – взаимосвязанные действия, которые индивид активно исполняет в данный конкретный момент времени.
· Латентные роли – набор возможных ролей, которые может исполнять индивид. Только одна роль в конкретный момент времени является активной, остальные будут оставаться латентными, но каждая из этих ролей может стать активной в зависимости от вида деятельности и конкретных обстоятельств.
Роли определяются как шаблон взаимных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет. Другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Каждый человек обладает также правами по отношению к другим участникам взаимодействия.
Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.
Принятие роли требует, чтобы действующий человек вообразил как он сам выглядит с точки зрения другого.
Теория референтных групп
Т. Ньюком термином «референтная группа» обозначал группу, которая мотивируют индивида быть принятым в ней.
Под позитивной понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в нее, добиться к себе отношения со стороны других как к равноправному члену группы. Негативной считается такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее, в которой он не хочет проявления отношения к себе как члену группы.
|
Условия, при которых человек скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:
1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая. На их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.
2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает занять более высокий статус.
3. Чем больше социальная мобильность и возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.
4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик.
Основные сведения об интеракционизме
Основоположник | Джордж Мид |
Последователи | Г.Блумер, Л.Э.Бэрг, Н.Дензин, М.Кун, Б.Мельтцер, С.У.Моррис, Дж.Мэнис, А.Роуз, А. Стросс, Т.Шибутани |
Основной подход | Динамика социальной структуры |
Основная цель | Выяснить как социальное взаимодействие влияние на поведение человека |
Основные понятия | Интеракция, роль, статус, я-концепция |
Понятия | Структура личности: I, Me, Self, референтная группа, ролевой конфликт |
Основные теории | · Учение о структуре личности; · Ролевая теория; · Теория референтных групп |