Формула: Поведение является результатом интерпретации стимулов, мотивов, социальных установок, идей.




Символический интеракционизм включает в себя три конкретные теории:

1. Учение о структуре личности;

2. Ролевая теория;

3. Теория реферерентных групп.

Учение о структуре личности

  B = f (St + R + Ref)  
Поведение человека, согласно Дж. Миду определяется тремя факторами: структурой личности, ролью, которую играет человек в группе и референтностью (значимостью) группы. Соответственно формулу поведения можно представить следующим образом:

 

 

Где, B – поведение человека; f – функция; St – структура личности; R – роль личности в группе; Ref – референтность группы.

Структура личности состоит из трех компонентов:

Первый компонентI (дословно – Я) – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

Второй компонентMe (дословно меня, т.е. каким меня должны видеть другие) – это нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий и требований значимых людей, прежде всего «обобщенного другого». Me контролирует и направляет импульсивное I в соответствие с усвоенными нормами поведения в целях успешного осуществления социального взаимодействия.

Третий компонентSelf («самость» человека, личность) – представляет собой совокупность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие.

Ролевая теория

Американский социолог Р. Линтоном в 1936 г. Роль – это динамический аспект статуса. Другой американский социолог Э. Гоффман определял социальную роль как осуществление прав и обязанностей, связанные с данным статусом.

Существует несколько типов ролей:

· Социальная роль – детерминируется местом носителя данной роли в системе общественных отношений.

· Межличностная роль – определяется положением индивида в системе межличностных отношений в малой группе.

· Конвенциальная роль – определяется общепринятыми представлениями и нормами членов сообщество о том, каково должно быть ролевое поведение.

· Предписанная роль – внешне заданные роли, не зависящие от усилий индивида.

· Достигнутая роль – получены индивидом, благодаря его личным усилиям.

· Активная роль – взаимосвязанные действия, которые индивид активно исполняет в данный конкретный момент времени.

· Латентные роли – набор возможных ролей, которые может исполнять индивид. Только одна роль в конкретный момент времени является активной, остальные будут оставаться латентными, но каждая из этих ролей может стать активной в зависимости от вида деятельности и конкретных обстоятельств.

Роли определяются как шаблон взаимных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет. Другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом. Каждый человек обладает также правами по отношению к другим участникам взаимодействия.

Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим.

Принятие роли требует, чтобы действующий человек вообразил как он сам выглядит с точки зрения другого.

Теория референтных групп

Т. Ньюком термином «референтная группа» обозначал группу, которая мотивируют индивида быть принятым в ней.

Под позитивной понимается такая группа, которая мотивирует индивида быть принятым в нее, добиться к себе отношения со стороны других как к равноправному члену группы. Негативной считается такая группа, которая мотивирует индивида выступать против нее, в которой он не хочет проявления отношения к себе как члену группы.

Условия, при которых человек скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу:

1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая. На их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.

2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает занять более высокий статус.

3. Чем больше социальная мобильность и возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик.

Основные сведения об интеракционизме

Основоположник Джордж Мид
Последователи Г.Блумер, Л.Э.Бэрг, Н.Дензин, М.Кун, Б.Мельтцер, С.У.Моррис, Дж.Мэнис, А.Роуз, А. Стросс, Т.Шибутани
Основной подход Динамика социальной структуры
Основная цель Выяснить как социальное взаимодействие влияние на поведение человека
Основные понятия Интеракция, роль, статус, я-концепция
Понятия Структура личности: I, Me, Self, референтная группа, ролевой конфликт
Основные теории · Учение о структуре личности; · Ролевая теория; · Теория референтных групп

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: