Вклад в православную духовную музыку




По мнению православного богослова и композитора, митрополита Илариона Чайковский одним из первых в числе великих русских музыкальных деятелей под впечатлением собственных религиозно-художественных настроений и по ощущению назревших в этой сфере реформ в последней четверти XIX века обратился к написанию церковной музыки[25][26].

Для церковно-певческого дела в России, как в практике исполнения, так и в сочинительстве, до конца 1870 гг. был характерен утвердившийся на рубеже XVIII—XIX веков концертный «западно-итальянский» хоровой стиль. В храмах было распространено европеизированное церковное пение, а вкусы православных прихожан формировались произведениями Дм. Бортнянского и других композиторов, сочинявших духовную музыку в итальянской или немецкой традиции.

Написанный Чайковским и изданный в 1875 г. «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России » только в 1881 г. был одобрен в качестве учебного пособия для изучения церковного пения в духовных семинариях и училищах[27].

В основанном 1864 г. Обществе Древнерусского искусства (ОДРИ)[* 1], членом которого с 1874 г. стал П. И. Чайковский, в связи с тенденцией возвращения к национальным музыкальным традициям, была создана Комиссии для исправления нотных книг богослужебного пения.

Признавая определённые достоинства творчества Бортнянского, получившего музыкальное образование в Италии, Чайковский в 1881 г. даже согласился редактировать собрание его сочинений, но писал о «слащавом стиле » его церковных произведений, что «мало гармонировало с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы ».

Имея в виду сложность задачи преобразования церковного пения с целью возвратить ему первобытную чистоту и образность, композитор писал, что «нужен мессия, который одним ударом уничтожил бы всё старьё и пошёл бы по новому пути; а новый путь заключается в возвращении к седой старине и в сообщении древних напевов в соответствующей гармонизации… Я только хотел быть переходной ступенью от пошлого итальянского стиля, введённого Бортнянским, к тому стилю, который введёт будущий мессия »[28].

Религиозно-эстетические взгляды Чайковского, тем не менее, проявились в его стремлении внести собственный вклад в национальную духовную музыку: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма ». В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по его мнению, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие.

Мотивы церковных песнопений звучали в некоторых светских произведениях Чайковского: в «Детском альбоме » (1878 г.) — стихира на «Господи, воззвах » (6-й глас), в увертюре «1812 год » (1880 г.) —тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое », в симфонии № 6 (1893 г.) — кондак «Со святыми упокой ».

Написанный в 1878 г. «Детский альбом » начинался пьесой «Утренняя молитва », а завершался — опусом «В церкви ». После революции, «Утренняя молитва » была переименована в «Утреннее размышление », а финальная часть «В церкви » — просто в «Хор »[29].

Обратившись к созданию именно церковных сочинений, Чайковский в период 1878—1887 гг. написал полные музыкальные циклы важнейших богослужений Православной Церкви — «Литургии святого Иоанна Златоуста » и «Всенощного бдения », отдельные хоры в цикле «Девять духовных музыкальных сочинений » и пасхальный хор «Ангел вопияше ».

Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений! » — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 г.

Испытываемое композитором чувство привело его к намерению положить всю литургию на музыку, что было поддержано П. И. Юргенсоном, обещавшим издать партитуру за границей, так как по действовавшему тогда порядку разрешалось «вновь печатать и петь только те духовно-музыкальные сочинения, кои одобрены будут Директором Придворной капеллы ». Об этом Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк 30 апреля 1878 г.: «Известно ли Вам, что музыкально-церковное композиторство составляет монополию придворной певческой капеллы, что запрещено печатать и петь в церквах всё что не принадлежит к числу сочинений, напечатанных в изданиях капеллы, которая ревниво оберегает эту монополию и решительно не хочет допустить новых попыток писать на священные тексты? »

«Литургии » была закончена в мае 1878 г., напечатана и выпущена в свет всё-таки в России к 18 января 1879 г. с разрешения Московского комитета для цензуры духовных книг[* 2] и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 г. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.

В декабре 1879 г. Чайковский, с детства находившийся под поэтическим впечатлением от православных служб, присутствовал на мессе в соборе Святого Петра в Риме и написал Н. Ф. фон Мекк, что всё было живописно, красиво и полно движения, «но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снует из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее ».

21 ноября 1880 г. «Литургия св. Иоанна Златоуста » по разрешению Н. Г. Рубинштейна была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года[30].

Работая над «Всенощным бдением » весной и летом 1881 г. в Каменке, П. И. Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, пение монахов которой очень нравилось композитору: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение ». Партитура «Всенощного бдения », обозначенная автором, как «Опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора », была в основном завершена весной 1882 г. Впервые сочинение было исполнено хором П. И. Сахарова 27 июня 1882 г. в Москве в концертном зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.

После успеха заказанной Чайковскому кантаты «Москва », исполненной во время коронации Александра III, композитор 7 марта 1884 г. был представлен в Гатчине царской семье. Во время аудиенции Чайковский подтвердил императору своё намерение продолжать писать музыку для церкви. 13 марта 1884 года он писал: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, чтобы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле его? »

В период с ноября 1884 г. по весну 1885 г. были написаны хоры — «Херувимские песни» № 1-3, «Тебе поем… », «Достойно есть… », «Отче наш… », «Блажени, яже избрал… », «Да исправится… », «Ныне силы небесные… » и позднее, в 1887 г., хор «Ангел вопияше… ». 17 февраля 1886 года на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории капеллой Русского хорового общества под управлением В. М. Орлова были впервые исполнены «Херувимская песнь № 1 », «Тебе поем », «Блажени, яже избрал », «Да исправится ».

В 1886 Московское синодальное училище церковного пения, готовившее для Синодального хора певчих, дирижёров (регентов) и учителей церковного пения, было отделено от Синодального хора[* 3]. При хоре и училище был учреждён Наблюдательный совет, в состав которого в 1886—1889 гг. входил и П. И. Чайковский.

В письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву и прокурору московской Синодальной конторы А. Н. Шишкову с рекомендацией назначить регентом Синодального хора В. С. Орлова, бывшего воспитанника Синодального училища и своего ученика по консерватории, П. И. Чайковский, подчёркивая необходимость возвращения в церковь того строя богослужебного пения, «который искони составлял драгоценнейшее достояние её », апеллируя к авторитету Александра III, писал: «В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви… »[31].

28 марта 1891 г. Синодальный хор под управлением В. С. Орлова в зале Синодального училища исполнил «Ныне силы небесные », а 22 октября 1891 г. — «Херувимскую песнь № 3 ». После первого прослушивания в 1880 г. исполнение «Литургии » П. И. Чайковского в храмах было разрешено только после смерти композитора. До революции её ежегодно исполняли в день памяти композитора в Москве в храме Большое Вознесение у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.

Несмотря на то, что часть российского общества неодобрительно встретила первое исполнение «Литургия Святого Иоанна Златоуста » вне стен храма[32], духовные сочинения Чайковского, стали исполняться в концертах. Митрополит Иларион особо отмечал, что после революции 1917 года музыкальные произведения Чайковского и других композиторов для многих в России стали одним из источников познания веры и Евангелия, молитвы и богослужения Православной Церкви.

В 60—80-е годы XX века «Литургия » великого композитора вновь стала звучать в исполнении хора московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость » на Большой Ордынке[33][* 4].

7 ноября 2010 года, в день памяти П. И. Чайковского настоятелем этого храма митрополитом Иларионом была совершена Божественная литургия. За литургией прозвучали песнопения на музыку Чайковского в исполнении Московского Синодального хора, воссозданного в 2009 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: