Педагогическая деятельность




Ещё числясь на государственной службе[* 5], Чайковский, до открытия консерватории, с 13 января 1866 г. начал преподавать элементарную теорию музыки и гармонию в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества[34]. Учитывая реальное материальное положение молодого композитора, Н. Г. Рубинштейн предложил Чайковскому поселиться в своей квартире на Моховой улице[* 6].

1 сентября 1866 г. новая российская консерватория была открыта и П. И. Чайковский стал в ней первым профессором по классу композиции. Его коллега, профессор Н. Д. Кашкин писал в своих воспоминаниях, что «безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясняться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти… Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе »[35]. Ежегодно он преподавал музыкально-теоретические дисциплины 60 — 90 студентам. Недельная нагрузка составляла 20 — 27 часов[36][37]. Вовлечённый в темп консерваторской жизни, он не раз упоминает в письмах, что собственной музыкой занимается только «в свободное время ».

До начала 1870 гг. Чайковский активно участвовал в организации консерваторского учебного процесса, в разработке учебных программ и инструкций. Был включён в Совет профессоров. Отсутствие отечественной учебно-методической литературы подтолкнуло П. И. Чайковского к работе над переводами известных трудов зарубежных музыковедов. В его переводах были изданы и стали доступны российским студентам и музыкантам: в 1866 г. — «Руководство к инструментовке » бельгийского композитора Ф. О. Геварта (дополненное обширными примечаниями и примерами переводчика)[* 7], в 1868 г. — «Жизненные правила и советы молодым музыкантам » немецкого композитора Р. Шумана, а в 1869 г. — «Музыкальный катехизис » немецкого композитора И. Лобе.

В 1872 г. Чайковский издал первый отечественный учебник по гармонии «Руководство к практическому изучению гармонии », а через три года переработал его по просьбе протоиерея и профессора Московской консерватории Д. В. Разумовского и выпустил «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России ».

Напряжённая и плодотворная деятельность профессора П. И. Чайковского высоко оценивалась современниками, но в денежном отношении её оценка выглядела достаточно скромно. К концу работы в консерватории его годовое жалованье выросло с 1200 руб. до 2700 руб. серебром.

В 1870-е гг. Чайковский, уже автор многих известных произведений, понял, что изнуряющая педагогическая работа в консерваторских классах мешает личной творческой деятельности. Ежегодная субсидия в размере 6000 рублей, назначенная Н. Ф. фон Мекк, позволила композитору сосредоточиться на творческой работе. 6 октября 1878 г. Чайковский провёл последнее занятия в консерватории. Место профессора в классе занял его любимый и талантливый ученик С. И. Танеев.

П. И. Чайковский и после ухода с формального поста профессора заинтересованно относился к поборникам дела российского музыкального образования и к связанным с ним событиям в Московской консерватории. Когда в 1883 г. из-за внутренних конфликтов пост её директора оставил Н. А. Губерт, Чайковский добивался возвращения его в консерваторию в качестве профессора, как «умного, честного и полезного деятеля ». В 1885 г. композитор, уже в качестве члена Дирекции Московского отделения Музыкального Общества, на выборах нового директора голосовал за С. И. Танеева. В этом же году Чайковский рекомендовал на место профессора фортепианного класса в Московской консерватории В. И. Сафонова, который при его же поддержке в 1889 г. сменил Танеева на посту директора. 19 мая 1889 г. Пётр Ильич писал Н. Ф. фон Мекк: «Можно предположить, что Сафонов будет дельнейший и хороший директор. Как человек он бесконечно менее симпатичен, чем Танеев, но зато по положению в обществе, светскости, практичности более отвечает требованиям консерваторского директорства ».

П. И. Чайковский до смерти не прекращал своей композиторской педагогики — именно такой характер носил его эпистолярный диалог с многочисленными учениками, среди которых были как профессиональные музыканты, так и просто любители музыки.

Поездки за границу

Интерес к европейской культуре, знание нескольких иностранных языков, в том числе свободное владение французским и итальянским, необходимость отдохнуть и поработать в комфортных условиях, а позднее и успешная гастрольная деятельность обусловили заметное место зарубежных поездок в жизни композитора, многие из которых стали важными вехами его творчества[38][39][40][41].

Впервые его желание съездить за границу осуществилось летом 1861 г.[* 8], когда П. И. Чайковский, служивший чиновником в Министерстве юстиции, сопровождал знакомого своего отца в деловой поездке по Европе в качестве переводчика и посетил Берлин, Гамбург, Брюссель, Антверпен, Остенде, Лондон и Париж.

В конце мая 1868 г. после окончания учебного года в консерватории профессор П. И. Чайковский по приглашению и на средства своего ученика В. С. Шиловского поехал с ним на неделю в Берлин, а потом на пять недель в Париж. В мае 1870 г. Чайковский и В. С. Шиловский провели несколько дней в Париже, а затем переехали в Германию на музыкальный фестиваль в Мангейме, посвящённый 100-летию Бетховена. Конец лета они провели в Интерлакене в Швейцарии, где композитор работал над второй редакцией увертюры «Ромео и Джульета».

В декабре 1871 г. В. С. Шиловский снова позвал Петра Ильича за границу[* 9]. Они посетили Ниццу, Геную, Венецию и через Вену вернулись в Россию. В Ницце Чайковский написал две пьесы для фортепиано — «Ноктюрн » и «Юмореска », посвятив их Шиловскому[42].

В июле 1873 г. Чайковский вместе со своим издателем П. И. Юргенсоном побывали в Швейцарии, посетив Цюрих, Люцерну, Берн и Женеву. Из Швейцарии они проехали через Италию в Париж. В начале августа Чайковский вернулся в Россию.

14 апреля 1874 г. композитор поехал в Италию по заданию «Русских ведомостей», чтобы прорецензировать постановку оперы Глинки «Жизнь за царя» в Милане. Так как премьера была перенесена на середину мая, Чайковский не стал дожидаться её, а посвятил две недели прогулкам по Венеции, Риму, Неаполю и Флоренции и в начале мая вернулся в Москву.

В конце декабря 1875 г. Чайковский поехал в Европу с братом Модестом, которого родители его будущего воспитанника Коли Конради отправили в Лион на год для изучения методики обучения глухонемых. Братья провели около двух недель в Берлине, Женеве и Париже и расстались. В Париже композитор прослушал оперу «Кармен» Бизе, которая так поразила его своей простотой и искренностью, что он «выучил её чуть не наизусть всю от начала до конца ».

Летом 1876 г. Чайковский после лечения на водах в Виши вместе с семьёй Модеста Ильича отдыхал во Франции в местечке Палавас на берегу Средиземного моря. Оттуда 31 июля композитор уехал вБайройт на премьеру «Кольца нибелунга». В Байройте Чайковский встречался с Листом и Вагнером. Через «прелестный » Нюрнберг, остановившись в котором он писал отчёт о Вагнеровских торжествах в Байройте для «Русских ведомостей», и Вену он 11 августа вернулся в Россию.

Дальнейшие поездки композитора, вплоть до признания его музыки за рубежом и начала там гастрольной деятельности, стали возможными благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк.

В состоянии крайнего нервного возбуждения, вызванного «кризисом 1877 года » в связи со скоропалительной женитьбой и разрывом с А. И. Милюковой, Чайковский в сопровождении брата Анатолия 1 октября 1877 г. уехал в Швейцарию и поселился в окрестностях Женевы, в Кларансе. 20 октября 1877 г. он писал фон Мекк: «Я здесь останусь до тех пор, пока получу, благодаря Вам, возможность уехать в Италию, куда меня тянет неудержимо ». С начала ноября братья Чайковские путешествовали — из Кларанса через Париж, во Флоренцию, затем в Рим, Венецию. Посетили Вену, Сан-Ремо, Геную[* 10]. Постепенно Чайковский начал приходить в себя. 9 декабря 1877 г. из Венеции он написал фон Мекк, что увлечённо работал над Четвёртой симфонией. В январе в Сан-Ремо Чайковский занялся завершающей частью оперы «Евгений Онегин ». В Россию композитор возвратился в апреле 1878 г.

С середины ноября 1878 г. Чайковский месяц жил во Флоренции, недалеко от виллы банкира Оппенгейма, в которой в то время жила Н. Ф. фон Мекк. Потом на две недели переехал в Париж, а 30 декабря — в Кларанс, где до марта работал над «Орлеанской девой ».

В ноябре 1879 г. Чайковский решил провести зиму в Италии с Модестом и его воспитанником. До конца февраля 1880 г. он жил в Риме, где яркие впечатления от прогулок и шедевров, увиденных в многочисленных художественных музеях и галереях, воплотились в одну из самых известных его пьес. В январе 1880 г. он начал писать «Capriccio italien» («Итальянское каприччио ») для симфонического оркестра на темы итальянских плясок и песен.

В середине февраля 1881 г. Чайковский посетил в Вену, Флоренция, Рим, Неаполь и Ниццу. Узнав о критическом состоянии лечившегося в Париже Н. Г. Рубинштейна, композитор решил немедленно навестить его, но не застал друга, умершего 11 марта, в живых. Чайковский возвратился в Россию 25 марта.

В ноябре 1881 г. он опять уехал в Италию и провёл в Венеции, Флоренции и Риме около четырёх месяцев. Из Рима Чайковский написал Н. Ф. фон Мекк, что начал работу над новой оперой «Мазепа ». Однако, вскоре он прервал работу и принялся за сочинение трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого художника », посвященного так Николаю Рубинштейну.

В конце декабря 1882 г. года по пути в Париж Чайковский заехал в Берлин прослушать оперу Вагнера «Тристан и Изольда». Утомлённый суетой композитор писал Модесту: «Мне приятно быть в городе, где я не совсем известен. Какое наслаждение гулять, не боясь встретить знакомых! » В Париже он продолжил работу над инструментовкой оперы «Мазепа » и вернулся в Россию в середине мая 1883 г.

В начале февраля 1884 г. композитор приехал в Париж, но уже в конце февраля написал Н. Ф. фон Мекк: «Я начинаю мечтать о каком-нибудь прочном и постоянном устройстве своего собственного уголка. Кочующая жизнь начинает сильно тяготить меня… так или иначе, нужно, наконец, жить у себя ». Ускорило отъезд из Парижа приглашение вернуться в столицу для представления императору, по случаю пожалованного 23 февраля 1884 г. ордена Святого Владимира 4-й степени.

В ноябре 1884 г. Чайковский ездил в Швейцарию. Из Давоса, окруженного альпийскими вершинами — места действия поэмы Байрона «Манфред» — он написал М. А. Балакиреву: «Прочел „Манфреда“ и думал о нём очень много, но ещё не начинал проектирования тем и формы. Да и не буду торопиться, но даю Вам положительное обещание, что если останусь жив, то не позже лета симфония будет написана ».

В конце апреля 1886 г. Чайковский отправился пароходом из Батума во Францию. В Париже он встречался с певицей Полиной Виардо, показавшей композитору хранившуюся у неё подлинную, написанную рукой Моцарта партитуру оперы «Дон Жуан».

Летом 1887 г. лечившийся на Кавказе Чайковский, отправился через Одессу в Дрезден и в Аахен, чтобы навестить умиравшего там близкого друга, Н. Д. Кондратьева[43]. В Аахене композитор продолжал работать и закончил до отъезда сюиту «Моцартиана » и до отъезда успел её закончить[* 11].

14 декабря 1887 г. Чайковский дирижировал в Петербурге премьерой «Моцартианы », а на следующий день отправился в свою первую заграничную гастрольную поездку. 28 декабря 1887 г. он написал Н. Ф. фон Мекк: «В дороге и в Берлине, где я оставался два дня, мной овладела такая безумная тоска по отчизне, такой страх и отчаяние, что я колебался, не вернуться ли мне ». В течение зимних трех месяцев он побывал в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне, дирижируя концертами из своих произведений. Гастроли упрочили его славу в Европе. В Лейпциге, где он дал два концерта: 24 декабря 1887 г. была исполнена Первая сюита, а на следующий день — трио «Памяти великого художника » и Первый квартет, Чайковский познакомился Эдвардом Григом и Иоганнесом Брамсом. В Праге, где он с триумфом тоже выступил дважды: в концертном зале Рудольфинум были исполнены увертюра «Руслан и Людмила », Первый концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, а в Оперном театре — струнная серенада, темы и вариации из Третьей сюиты, увертюра «1812 год » и второй акт из «Лебединого озера », Чайковский подружился с Антонином Дворжаком. В Париже композитор дважды дирижировал оркестром Колонна в Шатле, преодолев существовавшее ранее предубеждение французской публики. Чайковский познакомился с композиторами И. Падеревским, Ш. Гуно, Л. Делибом, Ж. Массне. 10 марта 1888 г. в Лондоне под его управлением прозвучали «Серенада для струнного оркестра» и финал Третьей сюиты.

В ноябре-декабре 1888 г. Чайковский в Праге дирижировал премьерой «Евгения Онегина » в Национальном театре (первая постановка оперы за рубежом) и концертом, в котором прозвучали Пятая симфония и Второй концерт для фортепиано с оркестром.

В январе-апреле 1889 г. состоялась вторая концертная поездка за границу. Он выступил в Кельне, Франкфурте, Дрездене, Берлине, Женеве, Гамбурге, Лондоне.

С середины января 1890 г. Чайковский три месяца провёл в Италии — во Флоренции и Риме. Во Флоренции он полтора месяца работал над «Пиковой дамой ». 3 марта он записал в дневнике: «После чая кончил интродукцию. Перед обедом все кончил ».

24 марта 1891 г. Чайковский перед началом гастролей в США с успехом выступил в Париже с оркестром Колонна, исполнившим Третью сюиту, симфоническую фантазию «Буря », «Меланхолическую серенаду для скрипки с оркестром », «Славянский марш » и Второй концерт для фортепиано с оркестром. 6 апреля композитор отплыл из Гавра в Нью-Йорк. Первый концерт состоялся 23 апреля в Нью-Йорке в честь открытия зала Карнеги-холл. На концертах в Балтиморе и Филадельфии он выступал с одной и той же программой — Серенадой для струнного оркестра и Первым концертом. Несмотря на то, что концерты были приняты с восторгом, по возвращении 3 июня 1891 г. он писал М. М. Ипполитову-Иванову: «… находясь же там, я всё время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой ».

5 января 1892 г. Чайковский приехал в Гамбург, чтобы дирижировать премьерой постановки «Евгения Онегин а», но из-за перемен в речитативах, связанных с исполнением оперы на немецком языке, ему показалось недостаточно для подготовки единственной предусмотренной репетиции и он отказался от разрекламированного участия в спектакле[44]. 7 января за пультом стоял Густав Малер.

В июне 1892 г. находившегося на отдыхе во Франции композитора пригласили в Вену дирижировать концертом на международной музыкально-театральной выставке, но после второй репетиции уехал вИттер (Тироль), а оттуда в сентябре на первое исполнение «Пиковой дамы » в Праге.

В середине декабря 1892 г. Чайковский поехал через Германию[* 12], Швейцарию и Париж в Брюссель, где 2 января 1893 г. дирижировал концертом, в программе которого были Третья сюита для оркестра, Первый концерт для фортепиано с оркестром и сюита из балета «Щелкунчик » и другие произведения.

В мае 1893 г. Чайковский в Англии был возведён в степень почётного доктора Кембриджского университета. По традиции, выдвинутые в почётные доктора музыки исполняли свои произведения — композитор в Кембридже дирижировал симфонической поэмой «Франческа да Римини».

В начале сентября 1893 г. Чайковский по приглашению его антрепренера Поллини приехал на несколько дней в Гамбург, чтобы участвовать 7 сентября в возобновлении в репертуаре «Иоланты » и для переговоров о постановке «Пиковой дамы ».

Сезон 1893/94 года обещал быть насыщенным — кроме запланированных концертов в России, Чайковского приглашали Амстердам, Варшава, Гельсингфорс, Лондон. Франкфурт-на-Майне и другие города.

В клинском «убежище»

Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе, в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей[45][46][47].

Стела, установленная во Фроловском на месте усадьбы, в которой в 1888—1891 гг. жил и работал П. И. Чайковский

Барельеф с изображением дома на обратной стороне стелы в усадьбе Фроловское

Ещё в 1873 г. в дневнике Чайковского во время поездки в Швейцарию появились строки[48]: «Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей… » С возрастом это чувство и стремление жить и творить вне городской суеты усиливались и 47-летний композитор написал[49]: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе ».

Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте Подмосковья, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству. Первый выбор пал на усадьбу Майданово неподалёку от Клина. 16 февраля 1885 г. он пишет Н. Ф. фон Мекк уже из «своего убежища »: «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! …Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры ». Дом стоял на высоком берегу реки Сестры в живописном парке. Близость железной дорогипозволяла в любой момент по неотложным делам поехать в одну из столиц (в феврале 1885 г. Пётр Ильич был избран одним из директоров Московского отделенияРусского музыкального общества[50]). Каждый день с 9 до 13 часов Чайковский работал. После обеда в любую погоду уходил на двухчасовую прогулку с непременной записной книжкой для набросков музыкальных мыслей и тем.

Соприкоснувшись с условиями жизни местных крестьян, композитор договорился с приходским священником, выпускником Вифанской духовной семинарииЕ. С. Боголюбским об открытии в Майданове школы, на содержание которой жертвовал деньги. 24 июня 1885 г. композитор был очевидцем и даже помогал жителям в тушении пожара, уничтожившего в Клину полторы сотни домов и торговые ряды.

Из Майданова Чайковский, по приглашению его ученика композитора С. И. Танеева, неоднократно ходил пешком в находившуюся неподалёку усадьбу Демьяново, которую в 1883 г. приобрёл философ и социолог В. И. Танеев[* 13].

Чайковский прожил в майдановской усадьбе разорившейся помещицы, статской советницы Н. В. Новиковой с начала февраля 1885 г. до декабря 1887 г. Здесь он работал над новой редакцией оперы «Кузнец Вакула » («Черевички »), симфонией «Манфред », оперой «Чародейка » и другими произведениями.

В творческой работе Чайковскому помогала собранная им библиотека, с которой он не расставался, несмотря на частые переезды, и в которой были представлены не только партитуры сочинений любимых композиторов, но и произведения русских и зарубежных классиков литературы и философии[* 14].

Весной 1888 г. Чайковский, уединению которого летом мешали многочисленные дачники, снял себе «новое убежище… опять около Клина, но в местности гораздо более живописной и красивой, чем Майданово. Притом же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове. Называется это место селом Фроловским »[* 15].

Стоявший особняком дом, обставленный старинной мебелью, прекрасный вид на широкие дали и запущенный сад, переходящий в лес, оказались по сердцу композитору: «Я совершенно влюблен в Фроловское. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным »[* 16]. Из Фроловского Чайковский ездил ещё в одну расположенную недалеко от Клина усадьбу Спас-Коркодино, в гости к её владельцу С. И. Фонвизину, женатому на племяннице Софьи Андреевны Толстой — Вере Петровне Берс[* 17].

Во Фроловском Чайковский написал увертюру «Гамлет », «Пятую симфонию », балет «Спящая красавица », оперу «Пиковая дама ». К огорчению Чайковского, окружающий усадьбу лес, принадлежавший её хозяйке Л. А. Паниной, которая постоянно жила в Бессарабии, постепенно начал вырубаться. Дом ветшал и требовал средств на ремонт. С Фроловским пришлось расстаться. В мае 1891 г. композитор вернулся в Майданово, где прожил ровно год и где в этот период были написаны опера «Иоаланта » и балет «Щелкунчик ».

Из Майданова Чайковский переехал 5 мая 1892 г. в Клин в дом в самом конце города, на московском шоссе. Клинский период жизни композитора отмечен важными вехами международного признания его творчества: в ноябре 1892 г. Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а в июне 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета. В Клину он работал над окончательными корректурами партитур «Иоланты » и «Щелкунчика », создал многочисленные пьесы и романсы. Одно из последних написанных здесь произведений — Третий фортепианный концерт датирован октябрём 1893 г. Здесь же в феврале — марте 1893 года была написана в эскизах и летом окончена инструментовка «Шестой симфонии », про которую композитор написал: «В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу »[51]. Чайковский продирижировал первым исполнением её 16 октября 1893 года в Петербурге, за несколько дней до смерти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: