Задачи образовательной программы




Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Способен каждый. Шахматы» предназначена для обучения детей, не имеющих навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по предмету, достигнуть уровня третьего-четвертого спортивного разряда по шахматам. Программа позволяет нивелировать фактор родительской неосведомленности относительно пользы занятия шахматами, помочь ребенку независимо от возможностей семьи познакомиться с предметом. С другой стороны, программа позволяет создать комфортную среду для одаренных детей, начинающих «спортивную» жизнь в раннем школьном возрасте. Программа помогает выявить и поддержать талантливых детей. Задачи программы согласуются с приоритетными направлениями работы, заявленными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из таких направлений является «система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». В связи с этим предлагается «создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Настоящая программа способствует формированию у детей таких качеств личности, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимули­руют желание ребенка победить.

Направленность образовательной программы – спортивно-техническая.

Новизной даннойобразовательной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введение дополнительных разрядных уровней с дифференциацией силы игры участников одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении существующих противоречий между постоянным снижением возрастного порога участников шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых шахматистов с другой.

Кроме этого отличительной особенностью данной программы является включение в теоретическую часть следующих блоков:

- о турнирных правилах;

- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;

- об основных правилах судейства;

- о работе с современными техническими устройствами (электронными часами).

В итоге использование полученных знаний позволяет усилить спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность занятий.

Практические рекомендации автора изложены в приложении.

Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.

Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.

Образовательная программа «Способен каждый. Шахматы» реализовывалась в учреждениях дополнительного образования Кировского района Санкт-Петербурга (ГОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга, ГОУ ДОД Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района Санкт-Петербурга) более 10 лет. По окончании полного курса обучения по программе 80% учащихся получили третий-четвертый спортивный разряд. У обучающихся сформировался устойчивый интерес к шахматной игре, как к увлекательному и содержательному средству досуга. 60% от общего числа занимающихся продолжают обучение по профилю и достигают более высоких спортивных результатов. 10% обучающихся проявили свои способности уже с первых лет обучения и стали участниками и призерами районных, городских, всероссийских и международных соревнований.

 

Цель образовательной программы – создание условий для выявления и развития творческих способностей обучаемых, выполнения нормы четвёртого-третьего спортивного разряда по шахматам, формирования психологически устойчивой личности.

 

Задачи образовательной программы

Образовательные:

Ø ознакомить с правилами шахматной игры;

Ø ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и позиций;

Ø способствовать пониманию цели шахматной партии;

Ø сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;

Ø ознакомить с работой шахматных часов;

Ø дать представление о турнирных правилах;

Ø дать представление о простейших тактических приемах;

Ø сформировать навыки нападения и защиты;

Ø ознакомить с законами развития фигур в начале партии;

Ø ознакомить с законами элементарного эндшпиля;

Ø ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;

Ø дать представление о тактических приемах;

Ø дать понимание о возможности использования ошибок противника.

Развивающие:

Ø расширить кругозор учащихся;

Ø развить устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;

Ø развить способность к запоминанию простейших позиций;

Ø формировать сосредоточенность и внимание;

Ø способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат;

Ø формировать и развивать логическое мышление;

Ø развивать и тренировать логическую память;

Ø развивать способность предполагать ответный ход противника;

Ø развить способность ориентироваться во времени;

Ø развивать потребность в интеллектуальном творчестве;

Ø развивать способность понимать красоту человеческой мысли;

Ø развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.

Воспитательные:

Ø развивать усидчивость и внимательность во время игры;

Ø воспитывать устойчивость к психологическому давлению;

Ø воспитывать уважение к противнику;

Ø формировать коммуникативные навыки;

Ø воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;

Ø воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока;

Ø воспитывать у детей навыки работы в коллективе;

Ø развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: