Пояснительная записка
Образовательная программа «Способен каждый. Шахматы» предназначена для обучения детей, не имеющих навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по предмету, достигнуть уровня третьего-четвертого спортивного разряда по шахматам. Программа позволяет нивелировать фактор родительской неосведомленности относительно пользы занятия шахматами, помочь ребенку независимо от возможностей семьи познакомиться с предметом. С другой стороны, программа позволяет создать комфортную среду для одаренных детей, начинающих «спортивную» жизнь в раннем школьном возрасте. Программа помогает выявить и поддержать талантливых детей. Задачи программы согласуются с приоритетными направлениями работы, заявленными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из таких направлений является «система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». В связи с этим предлагается «создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Настоящая программа способствует формированию у детей таких качеств личности, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимулируют желание ребенка победить.
Направленность образовательной программы – спортивно-техническая.
Новизной даннойобразовательной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с одинаковой степенью подготовленности с учетом их возраста, введение дополнительных разрядных уровней с дифференциацией силы игры участников одного уровня. Это обусловлено потребностью в преодолении существующих противоречий между постоянным снижением возрастного порога участников шахматных турниров и соревнований с одной стороны, и установленных разрядных норм, требований, условий их выполнения, ориентированных на взрослых шахматистов с другой.
Кроме этого отличительной особенностью данной программы является включение в теоретическую часть следующих блоков:
- о турнирных правилах;
- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;
- об основных правилах судейства;
- о работе с современными техническими устройствами (электронными часами).
В итоге использование полученных знаний позволяет усилить спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность занятий.
Практические рекомендации автора изложены в приложении.
Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шахматы. «Шахматные баталии» используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу саморегуляции детей.
Усиление роли квалификационных турниров дает возможность более квалифицированно подойти к вовлечению учащихся в творческо-поисковый процесс, к поддержанию творческой среды, к обеспечению возможности самореализации учащихся, вывести детей и педагогов на новый уровень сотрудничества.
Образовательная программа «Способен каждый. Шахматы» реализовывалась в учреждениях дополнительного образования Кировского района Санкт-Петербурга (ГОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга, ГОУ ДОД Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района Санкт-Петербурга) более 10 лет. По окончании полного курса обучения по программе 80% учащихся получили третий-четвертый спортивный разряд. У обучающихся сформировался устойчивый интерес к шахматной игре, как к увлекательному и содержательному средству досуга. 60% от общего числа занимающихся продолжают обучение по профилю и достигают более высоких спортивных результатов. 10% обучающихся проявили свои способности уже с первых лет обучения и стали участниками и призерами районных, городских, всероссийских и международных соревнований.
Цель образовательной программы – создание условий для выявления и развития творческих способностей обучаемых, выполнения нормы четвёртого-третьего спортивного разряда по шахматам, формирования психологически устойчивой личности.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
Ø ознакомить с правилами шахматной игры;
Ø ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и позиций;
Ø способствовать пониманию цели шахматной партии;
Ø сформировать навык самостоятельной работы с шахматной доской;
Ø ознакомить с работой шахматных часов;
Ø дать представление о турнирных правилах;
Ø дать представление о простейших тактических приемах;
Ø сформировать навыки нападения и защиты;
Ø ознакомить с законами развития фигур в начале партии;
Ø ознакомить с законами элементарного эндшпиля;
Ø ознакомить с понятием изменения силы фигур и пешек в течение шахматной партии;
Ø дать представление о тактических приемах;
Ø дать понимание о возможности использования ошибок противника.
Развивающие:
Ø расширить кругозор учащихся;
Ø развить устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
Ø развить способность к запоминанию простейших позиций;
Ø формировать сосредоточенность и внимание;
Ø способствовать развитию творческой активности, любознательности в области шахмат;
Ø формировать и развивать логическое мышление;
Ø развивать и тренировать логическую память;
Ø развивать способность предполагать ответный ход противника;
Ø развить способность ориентироваться во времени;
Ø развивать потребность в интеллектуальном творчестве;
Ø развивать способность понимать красоту человеческой мысли;
Ø развивать у ребенка умение учиться, преодолевать трудности.
Воспитательные:
Ø развивать усидчивость и внимательность во время игры;
Ø воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
Ø воспитывать уважение к противнику;
Ø формировать коммуникативные навыки;
Ø воспитывать стойкость характера в стремлении к победе;
Ø воспитывать у детей навыки обращения к судье, отстаивания своих прав и выполнения обязанностей игрока;
Ø воспитывать у детей навыки работы в коллективе;
Ø развивать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.