4. Карпов,А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2005.
6. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2001.
Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
10. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
11. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
Для педагогов:
1. Дворецкий,М. Методы шахматного обучения – Харьков: «Фолио», 1997.
2. Дорофеева,А. Хочу учиться шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
3. Журавлев,Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 1986.
Зак,В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 1988.
Калиниченко,Н.М. Шахматная стратегия: Полный курс – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
6. Карпов,А. Учитесь шахмата. – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003.
Кентлер,А. Шахматный букварь-раскраска – М.: ФСРМПНТС, 2005.
8. Костенюк,А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2008.
Костров,В. В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2001.
Костров,В. В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
Костров,В. В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2001.
12. Костьев,А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 1986.
Нейштадт,Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 1979.
14. Нимцович,А. Моя система – М.: ФиС, 1974.
Панов,В. Курс дебютов – М.: ФиС, 1961.
Пожарский,В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 1996.
Попова,М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова, В.Манаенков. – Тула: 2002.
18. Сухин,И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
|
19. Хенкин,В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 1979.
20. Яковлев,Н.Г. Найди лучший ход! – СПб.: «Литера», 2002.
Приложение
Авторские методические рекомендации по проведению занятий
До занятий педагог должен проверить наличие достаточного количества индивидуальных рабочих мест (каждый ребенок работает со своей доской), наличие правильно расположенных фигур - они должны удобно стоять рядом с доской, т.к. свалка из фигур замедляет темп работы и отвлекает. На теоретической части идет краткое повторение предыдущего занятия, иногда серии занятий по этой теме. В момент повторения обязательно каждый раз хотя бы в краткой форме, прослеживать весь путь темы: сегодня мы изучаем:… и мы знаем:…. Например, изучая тему «Король с пешкой против короля», необходимо повторить тему Правило Квадрата. Это первая часть занятия. Во время такого «опроса- воспоминания» педагог может понять, достаточно ли твердо усвоен материал предыдущих лет обучения и, в случае затруднений у детей, замедлить или ускорить какие-то моменты урока. На «опрос- воспоминание», который является повторением уже пройденного, тратится значительная часть учебного времени, но по многолетнему опыту автора программы - это единственная возможность твердого усвоения материала. Желательно, чтобы во время «Опроса - воспоминания» высказывались учащиеся, а педагог только направлял течение обсуждения. Эта система дает возможность детям, которые по каким-то причинам пропустили предыдущие занятие или что-то не поняли, во время такого повторения включиться в рабочий процесс. У учащихся должна быть тетрадь для выполнения домашних заданий, которая лежит рядом с ребенком в открытом виде. Педагог в процессе проверки домашнего задания ходит и выборочно проверяет выполнение задание. После повторения материала предыдущего занятия - проверка домашнего задания (если начат новый тематический раздел, то домашнее задание проверяется до повторения). Домашнее задание оценивается очками – это своеобразный конкурс выполнения домашних заданий, где каждое полугодие определяется победитель. При этом 1 очко учащийся получает даже за неправильное решение (за попытку решить), 3 очка - за верное, 5 очков - в том случае, если решил он один или решение оригинальное. Случаи невыполнения заданий крайне редки, т.к. никто не хочет сам себя лишить очков. Все уроки построены по типу матрешки. Как бы «внутри» нового материала (большой матрешки) находится базовая тема предыдущего года обучения (маленькая матрешка).
|
Следующая часть занятия – основная. Прохождение непосредственно нового материала. Педагог должен акцентировать внимание учащихся на том, что они переходят на новую ступень изучения материала. Например, если при изучении темы Правило Квадрата «Король с пешкой против короля» при объяснении педагог опирался на то, что учащиеся мыслят ходами, то при углубленном изучении темы «Король с пешкой против короля» третьего года обучения учащиеся уже должны мыслить позицией. Какими же средствами поддержать устойчивое и сосредоточенное внимание учащихся на протяжении всего урока? Поведение и деятельность детей на занятии все время должны меняться:
|
· Повторение материала предыдущего занятия;
· практическая работа;
· активные высказывания;
· «опрос-воспоминание» - меньше ответов, активизируется память;
· проверка домашнего задания - подсчет очков;
· проверка собственных возможностей;
· основная часть занятия - больше слушают и работают с доской.
Третья часть занятия - блиц-опрос, когда все уже чуть–чуть устали, ведь пройден новый материал. Блиц-опрос – это форма закрепления материала. Блиц-опрос проходит в форме игры - кто быстрее ответит. Ответы сокращённо записываются в тетрадь. Через минуту после того, как двое учащихся объявили, что знают ответ, приём решений прекращается. Блиц-опрос планируется в конце занятия и оживляет интерес к занятиям у детей и снимает усталость даже после самых сложных теорий. Педагог может варьировать, уменьшая или увеличивая любую из четырех частей занятия, в зависимости от уровня подготовленности группы.
Способом активизации познавательной деятельности детей является практическая теория, которая может быть как отдельным занятием, так продолжением теории. Практическая теория (практика) представляет собой форму закрепления нового материала, пройденного на предыдущем уроке. Практическая теория - это тематический турнир, где учащиеся разыгрывают позиции на заданную тему с учётом индивидуальных способностей и интересов учащихся. Здесь максимально осуществляются принципы индивидуализации обучения и дифференцированного подхода. Практическая теория вызывает большой интерес у детей, т.к. максимально приближена к реальной игре.
Для домашнего задания предложены более сложные позиции, которые дети должны исследовать на основе пройденных на занятиях типовых, применив знания и умения в новой ситуации, встав на ступень самостоятельного теоретического осмысления позиций.
Разберем подробно все вышеизложенное на примере.