Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений, спортивных достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.
Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование личностных качеств учащегося, таких как справедливость, уважение к окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение года педагог беседует с родителями о прошедших занятиях, рассказывает о домашних заданиях, индивидуально информирует о динамике изменения образовательных и личностных характеристик детей.
Участие в соревнованиях воспитывает в ребенке спортивный дух, психологическую устойчивость, волю к победе, а также патриотизм, так как дети отстаивают спортивную честь своего района, города, страны. Особенно полезно привлекать учащихся к выступлению в командных соревнованиях. Турниры и соревнования проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий.
Учебно-тематический план образовательной программы первого года обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Введение | - | |||
Тема 1. Сущность игры в шахматы | ||||
Тема 2.Ходы шахматных фигур | ||||
Тема 3. Завершение игры | ||||
Тема 4.Основы записи | ||||
Квалификационный турнир безразрядников | - | |||
Итоговое занятие | ||||
Учебно-массовые мероприятия | - | |||
Итого часов |
Содержание образовательной программы
|
Первого года обучения
Задачи первого года обучения
Образовательные:
Ø ознакомить с правилами шахматной игры;
Ø способствовать освоению ходов фигур, порядка взятия и их ценности;
Ø ознакомить с основами шахматной нотации, порядком записи партии и позиций;
Ø способствовать пониманию цели шахматной партии;
Ø формировать навык самостоятельной работы с шахматной доской.
Развивающие:
Ø расширить кругозор учащихся;
Ø развивать устойчивый интерес к шахматной игре, как средству досуга;
Ø развивать способность к запоминанию простейших позиций;
Ø формировать сосредоточенность и внимание.
Воспитательные:
Ø воспитывать внимание, терпение и настойчивость (взялся – ходи);
Ø воспитывать привычку строго выполнять определенные правила;
Ø воспитывать устойчивость к психологическому давлению;
Ø воспитывать уважение к противнику;
Ø формировать коммуникативные навыки.
Содержание
Введение
Правила поведения в кабинете шахмат.
Сказка о шахматной игре.
Тема 1. Сущность игры в шахматы.
Порядок шахматных ходов.
Начальная позиция фигур на шахматной доске.
Расположение шахматной доски.
Шахматные фигуры.
Практическая часть:
· правильная расстановка фигур на доске;
· передвижение фигур на индивидуальных досках;
· игры на быстроту расстановки фигур;
· проговаривание полей доски.
|
Тема 2. Ходы шахматных фигур.
Как должны выполняться ходы.
Поправление при своем ходе расположения фигур на их полях.
Порядок взятия фигур.
Намеренное касание фигур на шахматной доске.
Окончание хода – отрывание партнером руки от фигуры.
Правила выполнения рокировки.
Касание короля и ладьи.
Практическая часть:
· разыгрывание кусочков позиций;
· игра на шахматных досках полным комплектом фигур.
Тема 3. Завершение игры.
Возможность завершения игры: проигрыш.
Цель каждого игрока - поставить мат.
Заявление о сдаче.
Возможность завершения игры: ничья.
Присуждение ничьей.
Отсутствие возможности поставить мат королю партнера любой серией возможных ходов: «мертвая позиция».
Соглашение между двумя партнерами.
Практическая часть:
· разыгрывание позиций;
· разыгрывание шахматных партий;
· разбор ошибок противника.
Тема 4.Основы записи.
Необходимость записи.
Стандартные обозначения. Название фигур.
Шахматные поля. Диагонали, вертикали, горизонтали.
Диаграмма.
Порядок записи ходов.
Полная и краткая нотация.
Практическая часть:
· разыгрывание шахматных партий с записью;
· участие в квалификационном турнире безразрядников;
· разбор ошибок противника.
Квалификационный турнир безразрядников.
Практическая часть:
· проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.
Итоговое занятие.
Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.
Практическая часть:
· подведение итогов турнира безразрядников.