Планирование работы
· Чтение былин об Илье Муромце.
· Знакомство с картиной В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Баян», «После битвы»
· Рисование иллюстраций к былинам
· Лепка фигуры всадника на лошади
· Рассказ о доспехах и вооружении древнерусских воинов
· Изготовление макетов элементов вооружения – щитов, мечей, шлемов
· Инсценировка фрагментов былин
· Экскурсия в музей
· Экскурсия в кузницу
· Слушание звучания гуслей
· Рассказ о том, что Илья Муромец – реальный исторический герой. Его мощи находятся в Киевской Лавре.
Предки наши XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность — воин, который много лет состоял в дружине киевского князя Владимира; что он был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Он - главное действующее лицо не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода — Ильей Русским. В документальном источнике его имя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, т. е. ему была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря.
Родился Илья в 1143 году в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом.
Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе «калик перехожих» и сказали властно: «Поди и принеси нам напиться». Илья не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. От этих же странников Илья получает благословение биться с врагами земли родной. Илья пронес богатырскую силу через жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а русскому народу, которому он бескорыстно и самоотверженно служил до самой смерти. «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я воеводой в богатстве жить. Мое богатство — сила богатырская, мое дело — Руси служить, от врагов ее оборонять».
Известно, что Илья Муромец не знал поражений. Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре и затворился. Умер Илья Муромец на 45-м году жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии. Исследования мощей, проведенные в 70-х годах нашего столетия, установили, что рост его был 177 см (для XII века высокий), сложение богатырское. На нетленном теле обнаружены раны и травмы, полученные в боях. Рана в области сердца, по мнению специалистов, послужила основной причиной его смерти.
«Не в силе Бог, а в правде!»
Святой благоверный князь Александр Невский
Великий благоверный князь Алесандр Невский в 15 лет участвовал в первом бою. В 16 принял присягу и стал князем Новгорода. (Показ слайдов с видами Новгородского кремля).
Молодой князь строил оборону города, обучал дружину новым боевым приемам, которые в Европе называли «русский лад».
Шведский король решил завоевать земли Александра.
Александр пошел в церковь св. Софии. Перед алтарем он произнес молитву: «Боже славный, праведный! Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господь, обидящих меня и восстань на помощь мне!»
Потом он собрал войско и сказал: «Не в силе Бог, а в правде!»
Неожиданно первым он напал на шведов и разгромил их на реке Неве. За эту победу был он прозван Невским.
Через два года, зимой, на Чудском озере Александр Невский разбил немецких рыцарей – крестоносцев. Эта битва получила название «Ледовое побоище»[1].
После смерти Александр Невский был причислен к лику святых. Мощи его покоятся в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
«Помните, и детям своим завещайте! Потому победили мы врага, что крепко, по-братски стояли друг за друга. Когда мы едины, любой враг нам не страшен. И если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет!
На том стоит, и стоять будет земля Русская».
Планирование работы
· Рассмотрите с детьми работу Н.М.Нестерова «Князь Александр Невский» и «Смерть Александра Невского». Рассмотрите портрет П.Корина. Сравните образы, созданные художниками.
· Посмотрите с детьми отрывки из художественного фильма «Александр Невский». Послушайте фрагменты одноименной кантаты.
· Послушайте «Богатырские ворота» М.Мусоргского.
В 1261 г. во Владимире у великого князя Александра Невского родился четвертый сын — Даниил[2]. Когда мальчику исполнилось два года, князь заболел. Умирая, завещал он старшим княжества большие, богатые, а Даниилу — маленький городок Москва[3]…
ВООРУЖЕНИЕ И ДОСПЕХИ
Древнерусские воины использовали колющее оружие - копья и рогатины, у дарное оружие палицу [4] и булаву, режущее - обоюдоострые мечи и ножи.
Самые древние щиты имели круглую форму и достигали четверти человеческого роста. В XII в. появились миндалевидные щиты, в XII в. треугольные двухскатные и трапецевидные. Наиболее распространенны были щиты деревянные, но делали их также из железа, камыша, кожи.
При окраске щита предпочтение отдавалось красному цвету.
Шеломы были куполообразной и сфероконической формы. Шею воина укрывала сетка -бармица, сделанная из металлических колец, как и кольчуга - защитная рубашка.
На щиты и рукоятки всех видов оружия наносили символические знаки - изображения солнца и огня, льва.
Посмотрите мультфильмы «Василиса Микулишна» и «Илья Муромец».
Меч-кладенец
Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебным и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.
Пишется с маленькой буквы через дефис: меч-кладенец.
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец — не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета — «клад...» — обычно связывают со словом «класть», т.е. с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный», что попросту означает «стальной»[1] — возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч), и лат. gladius.
В «Сказании о Вавилоне-граде» — он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» — так как он мог рубить сам. В некоторых поздних диалектов превратился в устной речи в «меч-колунец».
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч).