Категории бытия и сознания и их фундаментальные свойства




Лекция № 8

 

План:

1. Категория бытия. Виды бытия.

2. Фундаментальные свойства и диалектика бытия

3. Сущность сознания, его генезис и свойства

 

Основные понятия: бытие, существование, онтология, материя, дух, идея, метафизический (или механический) материализм, диалектический материализм, объективный идеализм, субстанция, субъективный идеализм, солипсизм, монизм, дуализм, плюрализм, меризм, холизм, движение, пространство, время субстанциальная концепция времени, реляционная концепция времени, сознание физикализм.

Содержание:

1. Категория бытия. Виды бытия.

Бытие – центральная категория онтологии, обозначающая существование всего объективного мира. Бытие выражает самую общую определенность мира философии. Это понятие возникло в решающий период становления философии, в период самоопределения философии, когда было важно решить, может ли теоретическая мысль получить знание о действительности, основываясь только на своих возможностях, независимо от опоры на опыт.

В наиболее широком смысле бытие обозначает собой существование и реализуется для человека как существование мира предметов, мира явлений, мира идей и т. д. Разнообразие форм существования дает нам разнообразие структур бытия.

Все существующее можно подразделить на два вида:

а) материальное бытие, материя.

Понятие материи прошло долгую эволюцию. Ее отождествляли с конкретным веществом или группой веществ (Античность). В этот же период ее уже понимали и как абстракцию типа гомеомерий (У Аристотеля – это элементарное начало, мельчайший элемент всякого качества) или апейрона (У Анаксимандра – это означающее неопределенное, беспредельное и бесконечное первовещество), которые являются неопределяемым началом бытия. В Античности же было выработано мощнейшее представление о материи как атоме, т. е. о мельчайших частицах, из которых состоит все в мире. В период ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом или массой инертного, покоящегося вещества.

б) духовное бытие, дух, идея. Понятие духа (в различных вариантах, мышления, сознания) выступало либо как свойство материи, либо противопоставлялось ей как высший атрибут бытия.

Их объединяет то, что они существуют во времени.

Разъединяет то, что материальное бытие существует в пространстве, а духовноевне пространства.

Исходя из двух фундаментальных категорий бытия (материя и дух), можно выделить следующие варианты построения онтологии:

Материалистическая онтология. Понятие «бытие» здесь сводится к разновидности понимания материи, будь то поиск одного или нескольких первоначал или нахождение иной материальной основы мира. В результате этого, исследование бытие есть по существу исследование природного мира, т. е. того, что у Аристотеля было второй философией, или физикой.

Материалистическая онтология, таким образом, исследует фундаментальные материальные предпосылки реального бытия или действительности.

Соответственно трем главным ступеням познания выделяют следующие формы материализма:

- Наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

- Метафизический (или механический) материализм 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализма и диалектикой; в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

- Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные — переходные от одного основного вида материализма к другому. В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:

- Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма.

- Материализм эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Он был переходным между античным, наивным материализмом и еще не сформировавшимся метафизическим материализмом. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы материализма в 17 веке (например, Ф. Бэкон).

- Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления. Этот вид материализма зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы).

В любой форме материализма категория «материя » является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).

В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественной основой сущего).

1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).

2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.

Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм » В.И. Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

4 этап – философско - гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.

5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».

Идеалистическая онтология

Среди идеалистических построений можно выделить:

- объективный идеализм. Здесь деятельной и творящей субстанцией мироздания могут служить абсолютная идея (Гегель), мировой разум (Анаксагор, стоики), мировая душа (гностические онтологии), мировая воля (Шопенгауэр), бессознательное (Э. Гартман) и т. д. В теистических версиях объективного идеализма началом и концом мира признается божественный абсолют.

Сторонникам объективно-идеалистических учений удается создать метафизические модели бытия, в которых все выводится из единого начала или системы начал. Своеобразие данного философского подхода позволяет рассматривать действительность как часть рационально выстроенной системы.

- субъективный идеализм. Здесь понятие субстанции как активного начала бытия интерпретируется с индивидуалистических позиций и приобретает форму солипсизма. Наиболее откровенно и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж. Беркли. Суть его в следующем. Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием, и нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания, то быть и означает быть воспринимаемым. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем. Достоверно существуют лишь разнообразные идеи нашего внутреннего мира. Здесь человеческое индивидуальное «я» фактически превращается в единственную порождающую субстанцию мироздания, как бы «раздувается» до размеров всей Вселенной.

Наличием двух главных форм идеализма не исчерпывает всего многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии существуют различные вариации идеализма, определяемые тем, как понимается духовное первоначало.

- Панлогизм (первоначало – мировая душа).

- Волюнтаризм (мировая воля).

- идеалистический монизм (единая духовная субстанция).

- плюрализм, монадология (множество духовных элементов).

-идеалистический рационализм (разумное логически постигаемое начало).

- идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм (чувственное многообразие ощущений).

- иррационализм (незакономерное, алогичное «свободное» начало, не являющиеся объектом научного понимания).

Наряду с разработкой понятия субстанции, связанной с определением того, какое начало лежит в основе бытия – материальное или идеальное, имеется и второй пласт онтологической проблематики, основанной на выявлении количества субстанций, лежащих в основе бытия.

- Монизм. В основе мира – одно начало, единая субстанция. При этом монизм может носить как идеалистический, так и материалистический характер.

- Дуализм. В основе мира – два начала: дух и материя.

- Плюрализм. Исходит из множества начал, лежащих в основе бытия.

Современные представления о бытие.

В начале ХХ века кризис идей онтологизма заставил философов, стоящих на онтологической позиции, в значительной степени уточнить собственные представления о бытии и его устройстве. Одна из центральных идей данного исторического периода была связана с пониманием более сложного устройства мира, бытия. Иерархичность бытия как идея реализовывалась в работах Ф. Энгельса и «новой онтологии» Николая Гартмана.

Философия Ф. Энгельса. Бытие как совокупность форм движения материи.

Энгельс исходит из идеи взаимосвязи между науками, определяемой единством материального бытия. Т. е. важнейшими методологическими предпосылками здесь выступают принцип монизма и принцип развития. Науки, утверждает Энгельс, можно расположить по принципу их развития от простого к сложному. Но кроме этого, поскольку Энгельс стоял на материалистических позициях, оба данных принципа должны были сочетаться с материализмом.

В качестве субстратного начала он выделяет энергию. При этом низшие виды энергии переходят в высшие. Энгельс показывает, что существуют особые формы энергии в механических, физических и химических явлениях. Однако уже относительно биологической формы такого вывода сделать было нельзя, и Энгельс находит иное субстратное начало, которое он называет формой движения материи (ФДМ). Каждой форме движения материи соответствует свой материальный носитель (МН). Проблема возникла с материальным носителем социальной формы движения.

 

ФМД механическая ФМД физическая ФМД химическая ФМД биологическая ФМД социальная
МН масса МН молекула МН атом МН белок ?

 

«Слои бытия» Н. Гартмана

Николай Гартман (1882-1950) предлагает так называемую «многослойную» модель бытия.

Мир согласно Н. Гартману оказывается многослойным, и все слои между собой взаимосвязаны. Более высокие определяют более низкие и т. д. Метафизика так же должна строиться на познании естественного устройства мира, который сам по себе многослоен.

Главных слоев четыре:

1. физически-материальный,

2. органически-живой,

3. душевный,

4. исторически-духовный.

Каждый из этих слоев имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Таким образом, необходимо выделить фундаментальные категории (совместные принципы) и принципы отдельных слоев бытия. В такой бытийной картине нет идеального бытия как такового, как некоторого отдельного образования, а есть духовный слой, который является лишь одной из плоскостей единого бытия, в который включаются язык, право, нравственность и т. д.

Все слои бытия переплетены между собой и определенным образом субординированы, «категории более низкого слоя проникают в более высокий, и существенная их часть остается там. Повторение более низких категорий в более высоких слоях бытия составляет единство мира; появление новых категорий на более высоких слоях (категориальное novum) составляет его несводимое разнообразие. Нельзя все в мире свести к одному знаменателю. Отсюда крах всей монистической метафизики».

Исходя из данной онтологии можно, по мнению Гартмана, объяснить все явления мира, включая духовные образования. Причем диалектика заключается в том, что более низкие категориальные принципы выступают основанием более высоких, их необходимым фундаментом, а более высокие, хотя и зависят от первых, но выступают как более самостоятельные, «свободные», т. к. способны воздействовать на низкие.

Следовательно, например, понятие свободы воли человека, исходя из этого, является не просто чьей-то декларацией, а отражением того факта, что личность располагается на иной плоскости бытия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: