Пудожские деревни были небольшими и располагались, как правило, на обжитых сухих речных и озерных берегах, обращаясь фасадами к солнцу и воде. Напротив домов выстраивались амбары, а за деревней располагались риги с гумном, кузницы, водяные мельницы. Сравнительно новые поселения возникали вдоль трактов, которые от Пудожа направлялись к Повенцу, Каргополю или Вытегре. Здесь и дворов было больше, и быстрее проникали в традиционный быт новинки, завезенные из других мест. Дома старались поставить так, чтобы они глядели на проезжую дорогу. Почти в каждой деревне были своя часовня или поклонный крест. Группа поселений вокруг небольших озер образовывала своеобразную замкнутую общность, связанную хозяйственными, торговыми и родственными узами. Именно такое малодворное поселение реконструируется в архитектурно-этнографической экспозиции музея.
Три дома выстроились на высоком берегу на одной стороне дороги. По другую ее сторону, ближе к озеру стоят амбары. Дома демонстрируют различные виды жилья, наиболее распространенные в Пудожье.
Деревня начинается с дома Бутина (53). Он перевезен на остров Кижи из маленькой лесной деревушки Пялозеро, расположенной на берегу небольшого озера на границе с Каргопольем. Отсюда удобнее было добираться не в центр своего уезда, а в соседнее Кенозерье, с которым установились хозяйственные, и родственные связи. Дом Бутина представляет собой особый тип дома-комплекса, который встречается преимущественно на востоке уезда, на полосе, тянущейся между Пудожьем и Каргополем, а также в Южном Обонежье, лю или Вытегре. Здесь и дворов было больше, и быстрее проникали в традиционный быт новинки, завезенные из других мест. Дома старались поставить так, чтобы они глядели на проезжую дорогу. Почти в каждой деревне были своя часовня или поклонный крест. Группа поселений вокруг небольших озер образовывала своеобразную замкнутую общность, связанную хозяйственными, торговыми и родственными узами. Именно такое малодворное поселение реконструируется в архитектурно-этнографической экспозиции музея.
|
Три дома выстроились на высоком берегу на одной стороне дороги. По другую ее сторону, ближе к озеру стоят амбары. Дома демонстрируют различные виды жилья, наиболее распространенные в Пудожье.
Деревня начинается с дома Бутина. Он перевезен на остров Кижи из маленькой лесной деревушки Пялозеро, расположенной на берегу небольшого озера на границе с Каргопольем. Отсюда удобнее было добираться не в центр своего уезда, а в соседнее Кенозерье, с которым установились хозяйственные, и родственные связи. Дом Бутина представляет собой особый тип дома-комплекса, который встречается преимущественно на востоке уезда, на полосе, тянущейся между Пудожьем и Каргополем, а также в Южном Обонежье, заселенном вепсами. Особенностью таких домов является своеобразное расположение жилой части по отношению к хозяйственной. Обе половины разместились в двух равновысоких срубах, поставленных вплотную параллельно друг другу. Срубы соединены в единый комплекс сенями-тамбуром. У каждого сруба - своя двускатная кровля, свой шелом, параллельный соседнему, свои потоки. Смежные скаты кровли опущены в один мощный водосток, расположенный над сенями и служащий сразу двум кровлям. На улицу смотрят два остроконечных фронтона одного большого дома. Архитекторы называют их домами-комплексами с двухрядной, или параллельной связью.
|
К моменту реставрации (автор проекта - Т. И. Вахрамеева) от дома сохранилась только одна изба. Историю дома пришлось восстанавливать по скупым сведениям, сохранившимся в памяти бывших владельцев дома и их соседей, а также с помощью анализа конструкций. Дом строился в два этапа. В 1839 году была возведена изба на высоком подклете с выходом из нее прямо на крыльцо. Состояние бревен и цвет наружной поверхности говорили о том, что длительное время дом обходился без каких-либо пристроек. Хозяйственные строения, если и были, то стояли отдельно. Изба была выстроена по-старинному: с топкой по-черному, с высоким потолком, с волоковыми оконцами. Сруб рубился с особой, двойной припазовкой бревен («вразнопаз»), которая была призвана скрыть дешевизну материала: бревна отличались «сбежистостью», то есть диаметр комлевого конца бревна намного превышал диаметр вершины. В 1912 году дом подвергся значительной перестройке, для чего был приглашен мастер Данило из деревни Ожегово Каргопольского уезда. В избе «рудная» печь была заменена печью с выводом дыма через трубу; потолок был опущен и зашит досками; окна растесаны и сделаны косящатыми, с рамными переплетами. Жилая часть дополнилась сенями и горницей, правда, не новыми, а отделенными от другого старого дома в деревне Корбозеро. Сам дом обзавелся хозяйственной частью, пристроенной параллельно жилому срубу. Видимо тогда же дом приобрел резные и расписные украшения, а вместе с ними - и особую индивидуальность облика. Привычным стало сравнение главного фасада дома с лицом. У дома Бутина -два лица, обращенных к дороге и озеру.
|
Каждое из них имеет свой характер. Сруб хозяйственной половины чуть отступил назад, давая место мощному бревенчатому настилу («съездо»), по которому лошадьми поднимали грузы на второй этаж. Под ним - ворота, ведущие в скотный двор. Лаконичность конструктивного и декоративного решения фасада рождает ощущение спокойного достоинства, каким и должно обладать крепкое крестьянское хозяйство. Именно основательность хозяйства позволяла украсить жилую часть затейливым декором. Контраст двух фасадов только подчеркивает их достоинства. Четыре окошка избы, выходящие на улицу, украшены ампирными наличниками, часто встречающимися в Пудожье. Над ними нависает небольшой балкончик, устроенный на фронтонных выпусках бревен. Дощатая подшивка прикрывает конструктивные детали и обеспечивает плавный переход от сруба к балкону, ограждение которого составлено из плоских балясин, поставленных вплотную друг к другу. Однако фигурная порезка краев балясин делает сплошное ограждение невесомым кружевом. Ощущение легкости усиливается резными причелинами и полотенцами, где выступы и сквозные прорези рождают с помощью света и тени вязь узора, характерного для восточных районов края. Заключительную точку в облике парадного фасада дома ставит окончание шелома, который, резко обрываясь, образует подобие маленькой склоненной головки коня. Овальный срез нижней части торца украшен вертикальной ребристой порезкой.
В восточной части Пудожья крестьянские дома часто украшались росписью, а декоративные детали раскрашивались.
Мотивы росписи отличались предметным характером - корабли, львы, букеты или цветущие ветви... Часто роспись дополнялась надписью со сведениями о строителе дома или с датой постройки. Когда-то такая роспись украшала дощатую подшивку балкона дома Бутина: между двух ветвей размещался круг с разноцветными секторами. Жители деревни Пялозеро вспоминают, что роспись этого дома, как и целого ряда других, выполнил мастер Чухонкин из деревни Колодозеро. Таких мастеров приглашали для выполнения тонкой работы, украшающей дом - резьбы, раскраски или росписи. На доме Бутина сохранились следы раскраски наличников, причелин, балясника.
Жилой этаж дома с двумя избами и сенями устроен на высоком подклете, который использовался для хранения съестных припасов. В разные отсеки подклета можно было войти изнутри и снаружи. Один из входов в подклет под крыльцом на высоких столбах, с фасада, противоположного хозяйственной половине. Крутой лестничный марш крыльца под наклонным навесом подводит к просторным сеням. Из сеней можно попасть во все части дома - в хозяйственную половину, на чердак-«вышку» и, конечно, в избы.
Основная изба дома Бутиных («изба с прилубом») встречает каждого входящего печью, расположившейся слева у входа. Устье печи развернуто к стене с окнами напротив входа. Рядом с устьем печи устроен жараток для подогрева пищи. В боковой стенке печи имеются ниши-«печурки», которые служили для сушки рукавиц. Под устьем печи - просторное подпечье, где зимой держали несколько кур. Печь отодвинута от боковой стены, давая место «прилубу», хозяйственному углу, где стряпали, мололи на крупорушке зерно, держали на полках печную посуду. Лестница, ведущая в подклет, скрывается под крышкой люка в полу «прилуба». Вся половина избы, связанная с устьем печи и каждодневными женскими хлопотами, имела житейское, хозяйственное назначение. Иногда ее так и называли - «бабий кут», «прилуб», сейчас чаще называют кухней. Здесь, в самой теплой части избы, стояла хозяйская кровать, на очепе висела люлька, а в течение дня стряпали, укачивали ребенка, пряли и выполняли множество других женских дел.
Ранее эта часть избы отделялась от чистой половины пирожным воронцом, как и в домах Заонежья. С течением времени место этого воронца занял массивный шкаф-перегородка, укрывший от нескромных глаз женские хлопоты. А чтобы укрытие было надежнее, между шкафом и печным столбом встала легкая дверь, расписанная букетами. Да и лицевая стенка самого шкафа, с многочисленными дверцами и полочками, была расцвечена такими же букетами сверху донизу. От этой росписи, от резного гребня, венчающего шкаф, в чистой половине избы светло и нарядно. По диагонали от печи - красный угол с иконными ликами и лампадой; он вносит в интерьер особую торжественность и достоинство. К нему направлены полки - надлавочницы, в красном углу сходятся широкие пристенные лавки, сюда тянутся от входа широкие половицы. Это духовный центр семьи. В красном углу стоит стол с двумя скамьями, над которым висит керосиновая лампа. Здесь проходили все значительные события: и ежедневная трапеза, и заключение договоров, и свадебное застолье, и поминки.
В избе порядок, хотя она наполнена множеством вещей: всему отведено свое место. Почти все предметы крестьянского обихода делались руками хозяев. Плетеные из бересты корзинки, лукошки, короба служили самым разным надобностям. До начала XX века в большой чести была старинная посуда из дерева. Деревянные ложки, чашки, миски могли быть вырезаны тут же, как только возникала в них необходимость. Точеная посуда считалась праздничной. Особенно ценились и передавались по наследству вырезанные из капа братины, ендовы, ковши, солонки-утицы. Глиняные горшки с блестящей поливой покупались у торговцев из Андомы, развозящих по деревням свой товар. Однако пудожские хозяйки полагали, что нет прочнее внешне неказистых черных горшков из деревни Карпове Нигижемской волости. Качество карповских горшков проверяли, бросая их оземь. Из рук местных кузнецов выходили сковородки, котелки, ухваты и кочерги. Рядом с деревенскими изделиями красовались предметы, привезенные с ярмарок или дальних заработков. Украшение любой избы - самовар на подносе, фарфоровая и фаянсовая посуда, а также изделия пудожских стекольных заводов. Особенно славились блюда из темно-зеленого и розового стекла, производимые заводом Щербакова в Нигижемской волости. Блюда украшались рельефными узорами или сценами из сказок и народной жизни.
Как и везде, пудожские избы становились светлее от домотканых полотенец, постельников с яркими закрайками, скатертей. По белому или кумачовому фону расцветала многоцветная вышивка, очень похожая на ту, которая бытовала в каргопольских и вологодских уездах. Старинные швы, - в их числе и особенно любимый пудожанками шов «по наводу», или «по намету», - требовали искусных рук и художественного вкуса. В вышитых узорах соединялись вековая традиция и фантазия вышивальщицы, и часто среди знаков солнца и других символов счастья появлялись птицы-павы и вздыбленные улыбающиеся львы. Домотканый убор избы в праздничные дни дополнялся нарядами людей. Для торжественных случаев надевали одежды, сшитые из тяжелых покупных парчовых и шелковых тканей и служившие нескольким поколениям. Праздник в крестьянском доме всегда был отмечен золотым блеском тканей, жемчугом уборов и белизной домашних холстов.
У северного конца экспозиционной пудожской деревни поставлен дом Беляева, перевезенный в 1980 году из деревни Кубовская (реставрирован по проекту Г. А. Кутьковой). Он был срублен в 1904 году семьей лесника Степана Григорьевича Беляева. Однако для его украшения пригласили того же мастера Чухонкина из деревни Колодозеро В доме сохранилось много его хорошей столярной работы - филенчатые двери, потолок, обшитый профилированными досками, ранее там стоял шкаф-перегородка, раскрашенный «под дерево». Значительно меньше резных наружных украшений. Однако дом получился ладных пропорций, внушительной осанки и с особым лицом, отличающим эту постройку от других. Объемно-планировочная структура дома позволяет отнести его к домам типа «брус» с уширенным сараем и отдельно стоящей наземной избой. Подобные дома можно встретить на всей территории Пудожья, но подлинную популярность он получил в восточном регионе, а также вдоль трактов, пронизывавших уезд. Жилая и хозяйственная части стоят последовательно друг за другом, покрыты одной двускатной кровлей с общим шеломом. Безгвоздевая кровля уложена, как обычно, «по курицам и потокам». Однако над шеломом не видно привычных стамиков («сорок»), стягивающих его с подкнязевой слегой. Шелом удерживается только своей тяжестью. Этот прием устройства кровли тоже довольно часто встречается на пудожских домах.
Хозяйственная часть значительно шире жилья; и ее еще более увеличивает крутое «съездо», перпендикулярно пристроенное к боковому фасаду. Рядом с домом, почти касаясь выступающего угла сарая, стоит крохотная избушка - заднюха. Ее нарядный фасад выступает вровень с главным фасадом дома, и это создает неожиданный художественный эффект. Контраст объемов служит особому слиянию двух строений в единое композиционное целое.
Жилье основного дома поднято на высокий подклет. Северный отсек подклета использовался для хранения съестных припасов. В летнее время в нем хранили на льду мясо и рыбу, поэтому нижние венцы сруба утеплены внутренней завалинкой. Южный отсек имеет самостоятельный наружный вход. Семья Беляевых держала там лавку, где продавались чай, сахар, табак, мыло и керосин. В нижние сени ведут два входа, расположенные на противоположных фасадах дома. Из сеней лестница поднимается на жилой этаж. Основное жилище - большая восьмиоконная изба (четыре окошка выходят на главный фасад дома). Из нее можно попасть в маленькую «боковушку», которая служила «спальней» для родителей. Позднее еще одна дверь соединила боковушку с кладовкой, отгороженной на сарае. Это позволило проходить на сарай не только из сеней, но и через анфиладу жилых и подсобных помещений.
Третий пудожский дом стоит в центре экспозиционной деревни. Дом Поташева был построен в 1879 году в деревне Пяльма, расположившейся на западе уезда, возле берегов Онежского озера, там, где Пудожье смыкается с Заонежьем не только географически, но и многочисленными хозяйственными, торговыми и родственными связями. Поэтому не удивительно, что крестьянская усадьба соединила в себе архитектурные особенности двух регионов. В 1978 году дом был перевезен в музей и реставрирован по проекту Л. И. Салмина. Дом-комплекс представляет собой разновидность домов-кошелей и называется «глаголь». Хозяйственная половина построена параллельно жилой и, огибая, охватывает ее с двух сторон. Жилая часть дома покоится на высоком подклете. Пятистенок избы с горницей под двускатной кровлей чуть выступил вперед из общего силуэта дома. Чуть далее жилье сливается с хозяйственной половиной, и один из скатов кровли удлиняется, создавая асимметричный силуэт, привычный для Заонежья и часто встречаемый в западном Пудожье. Волютообразные навер-шия наличников, многорядная резьба причелин, ажурные полотенца и мощные кронштейны под свесами кровли перекликаются с декоративными элементами домов Заонежья. Вход в дом предваряет высокое одномаршевое крыльцо, ведущее в сени, куда выходят двери двух изб. В сенях выделен тамбур с лестницей, поднимающейся «на вышку» (т.е. на чердак), и еще одна дверь ведет на сарай, устроенный на втором этаже хозяйственной половины. Прежде здесь хранили корм для скота. Сено укладывали у задней стены, над хлевами. Для лучшей сохранности сена под потолком устраивали дополнительный жердевой настил - «пятры». При многоярусной укладке постоянный приток свежего воздуха предохранял сено от порчи.
В сарае хранились многочисленные орудия и приспособления для крестьянского труда, орудия охотничьего и рыболовного промыслов, транспортные средства. Здесь же выполнялся целый ряд работ. Сарай покоится на мощных столбах и как бы накрывает сруб двора с хлевами, не опираясь на него.
Хозяйственные нужды пудожских крестьян требовали и отдельно стоящих построек. Напротив домов-памятников выстроились амбары, представляющие разные варианты однокамерной клети, предназначенной для хранения хлеба. Все они покрыты традиционной кровлей «по курицам и потокам». Напротив дома Бутина стоит амбар Белошеева, перевезенный в 1978 году из той же деревни Пялозеро (проект реставрации Г. А. Кутьковой).
Кровля амбара сохранила архаичный конструктивный прием, при котором подкровельные слеги врубались в концы каждого бревна фронтона. В одной деревне Кубовской когда-то стояли дом Беляева и амбар Гришиной, который был перевезен и восстановлен в 1979 году по проекту Г. А. Кутьковой. У дверей амбара на выпусках боковых стен устроено предмостье, облегчающее перенос мешков. Свесы скатов кровли не прикрыты причелинами, и подкровельные конструкции обнажены. Кровля лишь слегка выступает над стеной со входом, не образуя навеса. Лаконичность облика амбара соответствует скромному декоративному убранству дома Беляева. Из центральной части Пудожья перевезен амбар Пахомова, когда-то стоявший в деревне Остров-Заречье (проект реставрации А. Т. Яскеляйнена, 1981 год). Амбар удобен для пользования: над входом с предмостьем устроен навес, а внутреннее пространство разделено на два яруса, соединенных лестницей. Подобные амбары, рубленные на рубеже XIX-XX веков, можно было встретить в любой деревне как Пудожья, так и Заонежья.
Архитектурная экспозиция пудожской деревни, которая начала формироваться в 1980 году, еиде не завершена. Предполагается дополнить ее банями, ригой с гумном, водяной мельницей, кузницей и небольшой часовней. Однако уже сейчас деревня дает возможность оценить своеобразие крестьянской архитектуры и особенности быта русских крестьян, живших в XIX - начале XX веков в Пудожском уезде Олонецкой губернии.