Необходимость модернизации экономики, развития инновационных технологий и организаций в России требуют формирования новых навыков активного и профессионального участия молодежи в решении общественных, государственных и профессиональных проблем.[16]
Основная задача данного пункта работы – рассмотреть организационно-правовые механизмы поддержки молодежного предпринимательства.
Основа любой деятельности – законодательство и правовое регулирование. Если обратиться к законодательным актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, становится ясно, что про молодежное предпринимательство напрямую не регулируется.
Последний документ, в котором упоминалось «молодежное предпринимательство» был утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 3 июня 1993 года. Речь идет об «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
В данном документе в разделе «Содействие предпринимательской деятельности молодежи», впервые предлагалось создать систему мер, направленную на реализацию инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения. В частности, предлагалось:
· установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия;
· предоставить индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечить средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;
· выдавать поручительства и гарантии;
· финансировать обучение основам предпринимательской деятельности и содействовать в разработке учредительных документов;
|
· освободить молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
· установить дотации (субсидии) и налоговые льготы на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
· предоставить одноразовые субсидии для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.[17]
В современных условиях понятие «предпринимательство» без учета «молодежного» дано в ст.2 ГК РФ, а отношения, связанные с малым и средним предпринимательством, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Для решения проблем молодежного предпринимательства необходимо законодательно закрепить понятия «молодежь», «молодежное предпринимательство», так как на сегодняшний день, несмотря на то, что многие апеллируют данными понятиями, они нигде не закреплены.
Однако, постепенно становится привычным выделение молодежного предпринимательства из общего определения малого и среднего бизнеса. Были проведены различные молодежные и студенческие конференции, круглые столы на которых неоднократно поднимался вопрос о закреплении «молодежного предпринимательства», но так и не было принято решения, поэтому до сих пор в разных источниках информация о верхней границы возраста к которому можно отнести молодого предпринимателя разнится. Можно встретить и 35 лет и 30 лет, это несомненно создает трудности в развитии предпринимательской деятельности.[18]
|
Среди наиболее крупных организаций, занимающихся разработкой методик и мер поддержки, а также непосредственным воплощением их в жизнь следует отметить:
· Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь);
· Международная и Российская Молодёжные Палаты;
· Российский центр содействия молодёжному предпринимательству;
· Молодёжная общественная палата.
Данными организациями разрабатывается множество программ поддержки малого и среднего бизнеса, но работать они будут только при поддержке регионов и муниципалитетов.
Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства был создан отчет о предпринимательском климате в России, в котором рассматривалась ситуация взаимодействия с региональными и муниципальными властями. Исследования показали, что только 5% опрошенных предпринимателей ощущают явную поддержку в своих регионах.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что 22% участников опроса считают, что администрация регионов не уделяет никакого внимания помощи малому и среднему бизнесу, 31% респондентов оценили внимание властей, как явно недостаточное, 26% считают, что помощь есть, но ее мало. Из опрошенных компаний только каждая десятая участвует в одной из программ поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой в регионах. Необходимо заметить, что большинство из респондентов – 39% считают участие в программах полезным для развития своего бизнеса, 34% называют участие умеренно полезным и только 10% оценило свое участие, как абсолютно бесполезное дело, не дающее никакого результата.[19]
|
Идея вовлечения молодёжи в бизнес - среду сейчас активно продвигается и органами власти, однако, данное явление охватывает преимущественно крупные города, такие как Москва (принято отдельное постановление «О молодежном предпринимательстве», существует специальная Комиссия и оказывается финансовая помощь), Санкт – Петербург, в последние несколько лет и Новосибирск.
Предпринимательство способно быстро создавать новые рабочие места, следовательно, снижается безработица, также малый и средний бизнес обеспечивает высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.[20]
В настоящее время одной из приоритетных задач России является реализация государственной политики перехода к инновационному пути развития экономики и формированию национальной инновационной системы.
В такой ситуации облегчить выход на рынок молодых предпринимателей может только поддержка государства. Несмотря на реализацию мер, направленных на развитие молодежного предпринимательства, нерешенными остаются проблемы, оказывающие значительное влияние на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты.
Среди существующих нормативно закрепленных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства (Таблица 2), фактически все меры могут выступать поддержкой и молодежному предпринимательству, ведь, как было сказано выше, молодежное предпринимательство не выделяется в отдельный вид, а зачастую является малым бизнесом.
С помощью данных инструментов можно адаптировать молодежное предпринимательство к новым экономическим и социально-политическим реалиям жизнедеятельности российского общества, а так же сформировать чувство значимости развития предпринимательства среди молодежи.
Таким образом, для развития молодежного предпринимательства в России необходимо создать условия для массового привлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, в совокупности реализовать инструменты поддержки молодежного предпринимательства и сформировать «правильный» имидж молодого предпринимателя и российского предпринимательства в целом.