В настоящее время на всех уровнях власти развитие предпринимательства признается одним из способов снижения угроз очередного экономического кризиса, увеличения запаса финансовой прочности и повышения инновационной активности на рынке.
В рамках данной главы следует рассмотреть развитие молодежного предпринимательства в контексте региона, так как г. Новосибирск является административным центром и крупнейшим муниципальным образованием Новосибирской области. Регион имеет следующие особенности:
· В структуре промышленного производства доминируют обрабатывающие отрасли.
· Ведущей отраслью промышленности области является машиностроение и металлообработка (электротехническое оборудование, приборостроение, металлургическое оборудование).
· Новосибирская область — один из крупнейших научных центров Российской Федерации, удерживает лидирующие позиции в сфере науки и технологий уже более 50 лет.
Согласно сборнику «Молодежный бизнес России: Новосибирская область», в Новосибирской области уже на протяжении многих лет действует комплексная система поддержки предпринимательства. Особое внимание уделяется тем, кто делает в бизнесе первые шаги, поддержке малого и среднего предпринимательства.[26]
В 2012 году на развитие бизнес-инкубаторов, ориентированных на потребности малых и средних предприятий, реализацию муниципальных программ развития предпринимательства направлено 670 миллионов рублей, в том числе 480 миллионов рублей привлечено из федерального бюджета.
В настоящее время в области активно реализуются целевые проекты и программы по поддержке молодежного предпринимательства. В 2012 году Новосибирская область признана лучшим регионом по развитию молодежного предпринимательства в рамках реализации федеральной программы «Ты — предприниматель».
|
С 2011 года на базе Новосибирской торгово-промышленной палаты действует интересная программа «Молодежный бизнес России». Крайне важно, что программа направлена на повышение эффективности стартапов, дает возможность начинающим предпринимателям получить поддержку, а также консультативную помощь со стороны уже зарекомендовавших себя бизнес-структур.[27]
В России программа поддержки и развития молодых предпринимателей « Молодежный бизнес России » была разработана и реализуется при содействии YBI в сотрудничестве российского филиала IBLF, Британской неправительственной некоммерческой организации OXFAM и «Королевского банка Шотландии» ЗАО. В настоящее время программа МБР реализуется в Калужской, Воронежской, Новосибирской, Ростовской областях, в Приморском крае и в г. Москве.[28]
Формирование прочного экономического фундамента муниципальных образований – основа эффективного выполнения многочисленных социальных обязательств местными органами власти. Существующая несбалансированность доходов и расходов муниципалитетов по-прежнему продолжает «лихорадить» всю систему российского местного самоуправления, не позволяя ей выйти на траекторию устойчивого развития. Практика «навешивания» на органы местного самоуправления дополнительных обязательств, не подкрепленных финансовыми ресурсами снижает эффективность деятельности муниципальных администраций и, соответственно, повышает уровень недоверия к местной власти со стороны общества.[29]
|
«Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно…», - подчеркнул Президент РФ Путин В.В.[30]
Достаточно остро стоят вопросы эффективного исполнения органами власти своих обязательств по формированию и поддержанию высокого уровня качества жизни местного населения. Низкий уровень бюджетной обеспеченного муниципальных образований собственными доходами не позволяет местным органам власти реализовывать муниципальную социальную политику, адекватную запросам местного сообщества, лишает возможности эффективно развивать инфраструктуру. Таким образом, проблема наращивания собственных доходов для местных администраций является весьма острой.[31]
Представляется, что наиболее значительным средством увеличения объемов собственных доходов большинства муниципалитетов является ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства.
Моя работа направлена на молодежное предпринимательство, но, как отмечалось выше в современном российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие «молодежное предпринимательство». Между тем именно на молодых предпринимателей ложится основное бремя ответственности за будущее экономическое развитие страны.
Важность развития молодежи, малого и среднего предпринимательства, инновационных малых и микропредприятий неоднократно подчеркивалась Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, представителями политических партий и многими общественными деятелями.
|
«Во всём мире и науку, и технологические достижения делают молодые, поэтому наша абсолютно актуальная задача – поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения, то есть для коммерциализации, - отметил Дмитрий Медведев на одном из заседаний Госсовета. - Очень важно впоследствии эти идеи популяризировать, поощряя состязательность как часть инновационного процесса.
Другая важнейшая составляющая – это заинтересованность бизнеса во внедрении новейших технологий. Необходимо мотивировать бизнес вкладывать в эту работу деньги. Эта задача сложная, особенно в период финансовых трудностей, но решать её надо. И здесь тоже очень многое зависит от вашей активности, от желания руководителей субъектов Федерации заниматься этой проблемой».[32]
Следовательно, именно молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе и инновационного, но на законодательном уровне молодежное предпринимательство никак не узаконено - федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства. Молодежное предпринимательство – это примерно на 94% малое предпринимательство. Таким образом, считаю необходимым рассматривать молодежное предпринимательство в тесной связи с малым и средним предпринимательством, так как первое в г. Новосибирске не выделяется в отдельный вид предпринимательской деятельности.
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью экономики города Новосибирска. Оно присутствует практически во всех сферах деятельности, поэтому его развитие является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики города Новосибирска.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска в конце 2014 года оценочно составило около 97,8 тыс., или около 627 единиц в расчете на 10 тыс. человек (год назад, согласно Новосибирской службе статистики, – около 95,9 тыс.). В городе осуществляют деятельность свыше 56 тысяч малых предприятий, включая микропредприятия, и около 41 тысячи индивидуальных предпринимателей.
Таблица 5. - Предельные показатели, характеризующие организацию как субъект малого или среднего предпринимательства
Микропред-приятия | Малые предприятия | Средние предприятия | |
Предельная численность работников | до 15 чел. | до 100 чел. | 101-250 чел. |
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС | 60 млн. | 400 млн. | 1 млрд. |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в конце 2014 года оценочно составила около 37% от числа работников всех организаций и предприятий города, по итогам 2013 года эта доля составляла около 38%. Всего на предприятиях малого и среднего бизнеса Новосибирска ныне занято около 240 тыс. человек.
В организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, занято 34,3 % постоянно работающих, в организациях, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, – 23,5 %, в обрабатывающем производстве – 15,1 %, в строительстве – 9,6 %.
Рисунок 2 - Структура занятости работников малых предприятий за январь-июнь 2014 года
Руководитель Комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, Дьячков С.А. считает, что 15% предприятий малого бизнеса, занимающихся производством – серьезный показатель. «Поэтому, когда начинают говорить, что в Новосибирске ничего не производится, я полагаю, что так могут говорить только не очень разбирающиеся в предмете люди. Конечно, в Новосибирске сфера торговли и услуг представлена широко. Так сложилось исторически, что город находится на перекрестке торговых путей. Сегодня это мегаполис, по численности населения занимающий 3 место в России, и в нем объективно сектор торговли и услуг всегда будет большим. Я знаю города, в которых власти считают, что нужно развивать только промышленность и не заниматься малым бизнесом, но, возвращаясь к статистике: 85 тыс. человек работают на крупных промышленных предприятиях, остальным что делать? Главная социальная функция малого предпринимательства, помимо налогов, это, конечно, занятость. Мы обязаны об этом думать» - поделился с представителем Новосибирской Торгово- промышленной палаты руководитель Комитета.[33]
Несомненно, главной социальной целью поддержки молодежного предпринимательства так же должно являться увеличение численности занятых.
Согласно Новосибирской службе статистики, оборот предприятий малого бизнеса за 6 месяцев 2014 года составил 150,1 млрд. руб., что на 9,1% больше в текущих ценах, чем в январе-июне 2013 года. За первое полугодие 2014 года малыми предприятиями (без учета микропредприятий) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 52,5 млрд. рублей (21,6% городского объема отгрузки). На промышленное производство приходится 30,9% объема отгруженных товаров и услуг малых предприятий Новосибирска.[34]
Учитывая значительный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику города, мэрией города Новосибирска уделяется особое внимание вопросам их поддержки. В городе Новосибирске сформирована инфраструктура поддержки и развития таких субъектов, которая включает в себя:
· информационно-консультационные пункты по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города Новосибирска;
· МАУ «ГЦРП»;
· бизнес-инкубаторы МАУ «ГЦРП»;
· торгово-промышленные палаты, общественные организации и объединения предпринимателей;
· Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске и советы предпринимателей в районах города Новосибирска;
· Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Мэрии г. Новосибирска (далее – Комитет).
Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска образован в 2009 году путем преобразования отдела взаимодействия со средним и малым бизнесом департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирск.
Комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска является структурным подразделением департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.
Численность персонала Комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска - 8 человек, руководитель – Дьячков Сергей Александрович.
Также комитет курирует муниципальное автономное учреждение «Городской центр развития предпринимательства», директор – Космынин Михаил Викторович.
Деятельность Комитета направлена на реализацию следующих задач:
· создание условий для реализации государственной и муниципальной политики поддержки и развития предпринимательства и укрепления предпринимательского сектора города Новосибирска;
· формирование и реализация на территории города Новосибирска муниципальной политики, направленной на развитие и поддержку предпринимательства;
· формирование на территории города Новосибирска инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
· предоставление муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
· содействие расширению межрегионального и международного сотрудничества в области развития предпринимательства.[35]
Основные функции, реализуемые Комитетом:
· разработка и реализация мер по совершенствованию системы муниципальной поддержки предпринимательства, городских программ поддержки и развития предпринимательства;
· определение приоритетных направлений поддержки, разработка и реализация мероприятий по поддержке и развитию предпринимательства совместно со структурными подразделениями мэрии города Новосибирска, общественными организациями, представляющими интересы предпринимателей;
· разработка проектов муниципальных правовых актов города Новосибирска по вопросам предпринимательской деятельности, организация контроля за их выполнением;
· проведение анализа состояния малого предпринимательства в городе Новосибирске и эффективности мер, направленных на его поддержку, внесение предложений об их совершенствовании;
· организация работы Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске;
· реализация механизма предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
· формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Новосибирска;
· взаимодействие с фондами поддержки малого и среднего предпринимательства, коммерческими банками и иными финансовыми организациями по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
· участие в привлечении иностранных инвесторов для реализации проектов, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства города Новосибирска;
· анализ существующего состояния и тенденции развития малого и среднего предпринимательства на территории города Новосибирска, подготовка информационных и аналитических материалов, проведение исследований состояния предпринимательства;
· ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска - получателей муниципальной поддержки;
· участие в организации и проведении конференций, конкурсов, выставок, ярмарок и иных мероприятий в сфере развития и поддержки предпринимательства;
· изучение передового опыта других муниципальных образований в области поддержки и развития предпринимательства и внесение предложений о его внедрении.[36]
Согласно муниципальной программе «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска на 2015-2017 годы», основным исполнителем которой является Комитет, проблемами, сдерживающими развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске являются:
· дефицит квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства;
· недостаточный уровень знаний и информированности для начала и ведения предпринимательской деятельности;
· недостаток и низкая доступность производственной (материальной) инфраструктуры;
· низкая доступность финансовых ресурсов.[37]
Для решения обозначенных проблем применяется программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, который позволяет проводить планомерную работу по формированию благоприятных условий для развития предпринимательства, анализировать влияние мероприятий Программы на показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также контролировать исполнение мероприятий Программы для достижения поставленных целей и определенных значений целевых индикаторов.
Основными направлениями реализации Программы для решения обозначенных проблем являются:
· оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
· оказание учебно-методической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере повышения производительности и качества труда;
· развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в том числе информационно-консультационных пунктов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в районах города Новосибирска, МАУ «ГЦРП», бизнес-инкубаторов и промышленных (индустриальных) парков.[38]
Таким образом, наиболее значительным средством увеличения объемов собственных доходов большинства муниципалитетов является ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства. Именно молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе и инновационного, но на законодательном уровне молодежное предпринимательство никак не узаконено - федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства. Учитывая значительный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику города, мэрией города Новосибирска уделяется особое внимание вопросам их поддержки. В городе Новосибирске сформирована инфраструктура поддержки и развития таких субъектов.