«Глаз-алмаз»
Цель: реализация проектной деятельности по Валеологии с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- продолжить формировать представление детей об органах зрения – глазах;
- познакомить детей со строением и функцией глаза;
- уточнить правила сохранения здоровья глаз;
- активизировать и пополнить словарь: органы чувств, органы зрения, глаза, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, палочки, колбочки, веки, ресницы, слеза и т. д.
Оборудование: зеркала, косынки, мячики и корзинка для метания; плакат с изображением глаза, макет глаза, таблица для проверки зрения у детей по методике Орловой.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Зеркало». Сыграем?
Д: Да!
Воспитатель показывает движения, дети их повторяют.
В: Ребята, скажите, какой из органов чувств помог вам правильно повторить движения, которые я показывала? Затрудняетесь? Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:
Двa coceдa - нeпoceды:
Дeнь нa paбoтe,
Hoчь нa oтдыxe. (Глаза)
или
Эти окна ночью закрываются,
А с рассветом свету раскрываются. (Глаза)
В: Вот загадка полегче:
Дети смотрят на кота,
На картинки сказки,
И для этого нужны
Нашим детям… (Глазки)
Д: Глаза!
В: Правильно! Именно ваши глаза помогли вам увидеть те движения, которые я вам показывала. А сколько у вас глаз?
Д: Два!
В: Действительно, глаза – это парный орган.
А задумывались ли вы, как устроены наши глаза?
Ответы детей.
В: Ребята, сегодня я принесла вам удивительный предмет, который поможет правильно ответить на этот вопрос. Посмотрите, что же это?
Д: Зеркало!
В: Точно! Возьмите в руки по зеркальцу и хорошенько рассмотрите свои глазки. Что вы видите?
Д: Глаза, веки, ресницы.
В: Правильно, ребята. Но это еще не все. Посмотрите внимательно и скажите, какую форму имеет глаз?
Ответы детей.
В: Действительно, глаз человека напоминает маленький шарик, совсем как маленькое яблочко. Этот шарик так и называют - Глазное яблоко. Снаружи глазное яблоко покрыто плотной белой защитной оболочкой, как яичко скорлупой. Эта защитная оболочка называется Склера. Впереди Склера переходит впрозрачную оболочку – Роговицу.
Роговица также нужна глазу для защиты от повреждений.
Плакат «Органы чувств. Строение глаз», макет глаза.
Глазное яблоко прячется за веками (верхним и нижним).
Веки могут открываться и закрываться, они нужны нашим глазам для защиты от дождя, ветра и других неблагоприятных условий окружающей среды.
По краю век растут ресницы, которые оберегают глаза от пыли.
Вымыть пыль и вредных микробов с поверхности глаз помогает Слеза. В состав Слезы входят специальные антибактериальные вещества, которые обеспечивают ее бактерицидные свойства.
А еще слеза соленая, знаете, да? В ней много полезных веществ, которые питают наш глаз.
При выделении слез происходит не только питание, но и смачивание поверхности Глазного яблока, чтобы оно не пересыхало. Это улучшает оптические свойства глаз (глаза лучше видят). Если глаза сухие, то это значит, что они устали и им надо отдохнуть, или, что у человека падает острота зрения и ее надо восстанавливать.
В: Давайте разберемся, как устроен наш глаз? Посмотрите в зеркальце.
Видите, посередине глаза круглое цветное пятнышко? У кого-то из вас оно коричневое (тогда глаза называют карими), у кого-то серое, зеленое, голубое и даже синее. Знаете что это? Это Радужная оболочка глаза.
Посередине радужной оболочки находится маленькая черная точка. Нашли?
Д: Да!
В: А, знаете ли вы, что на самом деле, это не точка, а специальное отверстие, которое называется Зрачок. Через него в глаз попадают лучи света.
Когда света много, зрачок уменьшается. А когда мало - увеличивается. Это удивительное свойство, позволяющее контролировать количество света, попадающего в глаз.
Поступающий в глаз свет наталкивается на Хрусталик, который похож на маленький стеклянный шарик. Он собирает лучи в узкий яркий пучок света.
Через зрачок свет поступает на заднюю стенку глазного яблока Сетчатку, где спрятались волшебные Палочки, чувствительные к свету и чудесные Колбочки, воспринимающие цвета. Они-то и передают дальше то, что увидел зрачок.
В: Ребята, как вы думаете, важно ли человеку все видеть? Предлагаю вам на собственном опыте убедиться в важности зрения для человека.
Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Попади в цель» сначала с открытыми глазами, затем каждому игроку перед метанием мяча в корзинку завязывают глаза косынкой.
В: Скажите, ребята, когда было сложнее попасть точно в цель? С открытыми глазами или с закрытыми?
Д: С закрытыми!
В: А почему?
Ответы детей.
В: Правильно, дети. С закрытыми глазами человек не увидит цель. А еще с закрытыми глазами он не сможет увидеть препятствия или опасность.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Ночной поезд».
Выбирается ведущий – «машинист поезда». Дети – «вагончики» встают друг за другом, кладут руки на плечи ребенка, стоящего впереди. Все, кроме «машиниста» закрывают глаза («вагончики» спят, «машинист» «везет» «поезд»).
Маршрут проходит по группе, между столов, в разных направлениях. После
игры дети рассказывают, что они чувствовали, когда шли с закрытыми глазами.
Делается вывод: Глаза нужны, чтобы обходить препятствия на пути и замечать опасность.
В: Теперь вы понимаете, как важно иметь глаза и хорошее зрение?
Получается, что человеческий глаз – уникальный орган. С помощью глаз человек все видит, различает цвета и свет.
Зрение позволяет человеку вовремя замечать опасность, быть метким, наблюдательным и внимательным.
Глаза – наши друзья! А мы с вами уже знаем, что друзей надо беречь.
Как вы думаете, дети, какие правила помогут нам сохранить глаза здоровыми, а зрение – острым, как алмаз?
10 правил для здоровья глаз:
1. С осторожностью обращаться с острыми и опасными предметами, чтобы не повредить глаза;
2. Соблюдать режим дня;
3. Вести подвижный образ жизни;
4. Соблюдать правила чтения, просмотра телевизора и работы за компьютером;
5. Правильно питаться (витамины важны для здоровья глаз);
6. Следить за правильным освещением рабочего места;
7. Защищать глаза от попадания прямых солнечных лучей (солнцезащитные очки);
8. Не допускать попадания в глаза инородных предметов (песка и т. д.);
9. Регулярно посещать офтальмолога;
10. Выполнять несложные и интересные упражнения для поддержания здоровья глаз.
Каждый пункт Правил сопровождается иллюстрацией и обсуждается с детьми; выслушиваются все мнения, при необходимости корректируются.
Затемдетскому вниманию предлагаются несложные упражнения, позволяющие надолго сохранить здоровье глаз: