НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА




Гл 1 Демократизация и публичная оппозиция

Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с.

I. Демократизация и публичная оппозиция

6 Рассмотрим политический режим, в условиях кото­рого оппоненты правительства не могут открыто и законно создавать политические партии, выступаю­щие оппозицией на свободных и честных выборах. Ка­кие условия способствовали либо, напротив, препят­ствовали бы преобразованию этого режима в такой, где подобная возможность существует? Вот ключевой вопрос данной книги.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

6 Поскольку развитие политической системы, при ко­торой возможны оппозиция, конкуренция или состяза­тельность между правительством и его оппонентами, яв­ляется важнейшим аспектом становления демократии, эта тема также рассматривается в книге. Однако процес­сы демократизации и создания публичной оппозиции, на мой взгляд, не тождественны. Подробное описание различий завело бы наше исследование в семантическое болото.

6 Чтобы избежать окольных путей, позволю себе обозначить в достаточно краткой форме ряд допущений, специально не уточняя аргументы и детали.

6 Я предполагаю, что ключевая характеристика де­мократии — это непрерывная способность прави­тельства реагировать на предпочтения своих граждан, которые в политическом отношении рассматривают­ся как равные.

6 В данный момент я не собираюсь об­суждать вопрос о том, каким еще параметрам должна удовлетворять система, чтобы быть демократической в строгом смысле слова.

6 В этой книге мне хотелось бы закрепить термин «демократия» за политической системой, одной из характеристик которой является способность достаточного или почти полного реаги­-7-рования на требования всех своих граждан.

7 Вопрос о том, может ли подобная система существовать в действительности, не должен нас волновать в данный момент. Важно то, что мы можем представить себе подобную гипотетическую конструкцию.

7 Для многих людей данная концепция выступала в качестве образ­ца. И как умозрительная схема, граница измеритель­ной шкалы или предельная ситуация (по аналогии с абсолютным вакуумом) она может служить основой для оценки степени приближения различных полити­ческих систем к теоретическому абсолюту.

7 Кроме того, я предполагаю, что способность прави­тельства в течение определенного времени реагиро­вать на предпочтения своих граждан, в политическом отношении рассматриваемых как равные, должна быть обеспечена их неотъемлемыми правами.

7 Граждане должны иметь возможность:

1) формулировать свои предпочтения;

2) выражать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных и кол­лективных действий;

3) иметь равное отношение к своим предпочтени­ям со стороны правительства, т.е. отношение, исклю­чающее дискриминацию на почве содержания или ис­точника этих предпочтений.

7 Таковы, как мне представляется, три необходимых, хотя, возможно, и недостаточных, условия существо­вания демократии.

7 Далее я предполагаю, что наличие данных возможностей у огромного количества людей, таких как члены большинства современных националь­ных государств, обеспечивается со стороны обществен­ных институтов предоставлением как минимум восьми гарантий.

7 Они обозначены в табл. 1.1.

7 Допустим также, что связь между данными гарантиями и тремя фунда­ментальными правами граждан достаточно очевидна и не требует дальнейшего исследования1.

1 Некоторые аспекты их взаимосвязи рассматриваются в: Dahl R.A. A Preface to Democratic Theory. Chicago: University of Chicago Press, 1956. P. 3-81; Dahl R.A.. UndNom C.E. Politics. Economics and Welfare N.Y.: Harper. 1953. Ch. 10. 11.

8 Таблица 1.1

8 Согласно данному перечню восемь институцио­нальных гарантий могли бы обеспечить нас теорети-9-ческой шкалой, на которой можно расположить раз­личные политические системы.

9 Однако в результате более пристального анализа мы приходим к выводу, что эти гарантии могли бы быть продуктивно интер­претированы в качестве базиса для различных теоре­тических аспектов процесса демократизации.

9 1. И в прошлом, и в настоящее время политические режимы необычайно разнообразны по степени того, насколько эти восемь институциональных условий доступны, публично используются и в полной мере гарантированы по крайней мере некоторым членам политической системы, желающим оспаривать по­литику правительства. Таким образом, шкала, отра­жающая эти условия, позволила бы нам сравнить раз­личные политические режимы по таким критериям, как пределы, в рамках которых может действовать оппозиция, границы публичного оспаривания (public contestation) или политической конкуренции2.

2 В рамках книги термины «либерализация*, «политическая конкуренция», «конкурентная политическая борьба», «пуб­личное оспаривание» и «публичная оппозиция» исполь­зуются как взаимозаменяемые, а политические режимы, в данном аспекте сравнительно высокоразвитые, часто трак­туются как конкурентные.

9 Одна­ко поскольку политические режимы могут допускать в ряды оппозиции как весьма незначительную, так и существенную часть населения, нам, очевидно, потре­буется второй аспект.

9 2. И в прошлом, и сегодня режимы также различают­ся по тому, какая часть населения допущена к относи­тельно равному участию в контроле и оспаривании дей­ствий правительства: так сказать, по степени участия в системе публичного оспаривания. Шкала, отражающая границы права на участие в публичном оспаривании, позволила бы нам сравнить различные режимы по та­кому признаку, как включенность (indusiveness).

9 Право голоса на свободных, честных выборах, к примеру, имеет отношение к обоим аспектам.

9 Если

10 режим допускает это право в отношении ряда своих граждан, это движение в сторону большего публично­го оспаривания. Чем больше граждан обладает этим правом, тем большую степень включенности имеет режим.

10 Публичное оспаривание и степень включенности режима — частично независимые друг от друга ве­личины. Так, к концу XVIII в. в Великобритании сло­жилась развитая система публичного соперничества, однако лишь незначительная часть населения была в полной мере вовлечена в нее вплоть до расширения из­бирательного права в результате реформ 1867 и 1884 гг. Одна из самых развитых систем публичного оспарива­ния в мире существует в Швейцарии. Вряд ли кто-то возьмется оспаривать тезис о том, что швейцарский политический режим является «высокодемократиче­ским».

10 При этом женская половина населения страны все еще не допущена к общенациональным выборам. Противоположную ситуацию мы наблюдали в СССР, где практически отсутствовала система публичного оспаривания, хотя законодательно было закреплено всеобщее избирательное право.

10 Фактически одним из самых поразительных изменений этого столетия стало практически полное исчезновение прямого за­прета на легитимность участия населения в определе­нии правительства. Лишь несколько стран не смогли предоставить своим гражданам хотя бы формальное право голоса и проводить хотя бы номинальные вы­боры. Сегодня даже наиболее склонные к репрессиям диктаторы признают, по крайней мере на словах, леги­тимность права граждан на участие в «управлении**, хотя и не в публичном оспаривании.

10 Разумеется, в условиях отсутствия права на оппози­цию право на «участие» во многим теряет смысл, кото­рым оно обладает в странах, где существует публичное соперничество.

10 Безусловно, в государстве, где избирательное право является всеобщим, но правительство полностью подавляет оппозицию, последняя будет

11 наделена гораздо меньшими полномочиями, нежели в стране с ограниченным избирательным правом, но высокотолерантным правительством.

11 Следовательно, классификация стран исключительно по признаку сте­пени их включенности, без учета контекста, будет не­корректной. Тем не менее, поскольку мы четко осозна­ем тот факт, что пределы «избирательного права» или. в более широком смысле, права на участие в политике, являются только одной из характеристик системы, ко­торая может интерпретироваться лишь в более широ­ком контексте, разграничение режимов по признаку степени их включенности было бы полезным.

11 Предположим далее, что мы рассматриваем про­цесс демократизации как состоящий по крайней мере из двух измерений: публичного оспаривания и права на участие (рис. 1.1).

11 Несомненно, большинство чи­тателей считает, что демократизация подразумевает и другие измерения.

11 Вскоре я собираюсь обсудить третье из них, но в данный момент предлагаю ограни­читься лишь этими двумя.

11 В контексте уже сказанного я считаю, что развитие системы публичного оспарива­ния не обязательно является эквивалентным полной демократизации.

11 Рис. 1.1. Два теоретических измерения демократизации

12 Чтобы более четко проиллюстрировать взаимосвязь публичного соперничества и демократизации, давайте расположим исследуемые измерения по осям координат, как это показано на рис. 1.2.

12 Теоретически режим может быть расположен в любой точке пространства, ограни­ченного двумя измерениями, поэтому очевидно, что наша терминология безнадежно неадекватна, поскольку неизменно основывается скорее на классификации, чем на определении приоритетов.

12 Пространство, ограни­ченное двумя измерениями, может быть разделено на неограниченное количество клеток, каждой из которых потенциально присваивается имя. Однако цели данной книги делают разработанную типологию излишней. По­звольте мне вместо этого предложить небольшой сло­варь — надеюсь, обоснованный, — который позволит говорить в достаточно четких терминах о тех видах из­менений режимов, которые я хотел бы обсудить.

12 Рис. 1.2. Либерализация, открытость и демократизация

3 Расположение 114 стран по этим двум измерениям см.: приложение А, табл. А-1.

13 Назовем режим, расположенный на графике в ле­вом нижнем углу (см. рис. 1.2), закрытой гегемонией.

13 Перемещение данного режима на графике вверх, по траектории I, означает его движение в сторону увели­чения меры публичного оспаривания.

13 Вкратце можно сказать, что изменения в этом направлении подраз­умевают либерализацию режима. Также допустимо утверждение, что данный режим становится более конкурентным. Если трансформация режима обеспе­чивает большее участие граждан в процессах управле­ния, как это происходит на траектории II, то можно говорить о движении в сторону популяризации, а так­же о том, что режим дает больше возможностей для политического участия. Изменения режима фиксиро­вались бы только вдоль одной из осей координат — одного из измерений. Если мы обозначим режим, рас­положенный в левом верхнем углу, как конкурентную олигархию, то траектория I укажет на переход от за­крытой гегемонии к конкурентной олигархии. Но за­крытая гегемония также может обеспечить большую степень включенности, не предполагая при этом либе­рализацию, т.е. обходясь без расширения возможно­стей публичного оспаривания, — как на траектории II.

13 В данном случае режим трансформируется из закры­той гегемонии в гегемонию включенности.

13 Демократический режим можно трактовать как рас­положенный в правом верхнем углу. Однако посколь­ку демократия может предполагать большее количе­ство измерений, чем обозначено на рис. 1.2, а также (с моей точки зрения) ни одна крупная политическая система в реальности не является полностью демокра­тической, я предпочитаю называть существующие ми­ровые системы, наиболее близкие к правому верхнему углу, полиархиями. Любые трансформации режима, перемещающие его на графике вверх и вправо, напри­мер по траектории III, в принципе, подразумевают некоторую степень демократизации.

13 Следовательно, полиархии можно понимать как относительно (но не

14 полностью) демократические режимы, или, другими словами, полиархии являются режимами, в значитель­ной мере затронутыми процессами расширения народ­ного участия и либерализации, т.е. обеспечивающими высокую степень включенности и в значительной мере открытыми для публичного оспаривания.

14 Легко заметить, что хотя я обозначил режимы, рас­положенные по углам графика, значительное про­странство в его центре не получило названий и никак не подразделяется. Отсутствие наименований частич­но отражает историческую тенденцию к классифи­кации режимов в терминах идеальных типов. Кроме того, это связано с моим нежеланием использовать слишком сложную терминологию.

14 Но отсутствие тер­минологии не означает отсутствия соответствующих режимов. На практике большинство национальных правительств в современном мире попадет в эту сред­нюю зону. Кроме того, всевозможные существенные трансформации режимов влекут за собой смещение на графике в пределах или за пределами этой важ­нейшей центральной зоны, иллюстрируя становление данных режимов как обладающих большей (или мень­шей) степенью включенности с расширением (или от­рицанием) возможностей публичного оспаривания. Чтобы ссылаться на режимы, расположенные в этой масштабной средней зоне, я буду иногда прибегать к слову «почти»: режим, который можно назвать поч­ти гегемонией, предполагает отчасти большие воз­можности для публичной оппозиции, чем подлинная гегемония, а «почти-полиархия» либо подразумевает достаточную степень включенности при условии бо­лее жестких ограничений на публичное соперниче­ство, чем при полной полиархии, либо предоставляет сравнимые с полной полиархией возможности для со­перничества, но при этом обладает меньшей степенью включенности4.

4 Терминологическая проблема практически неразрешима. поскольку представляется невозможным подобрать термин.

15 уже находящийся в употреблении и при этом свободный от груза двусмысленности и многозначности.

15 Следует напом­нить читателю, что использующиеся здесь термины на протяжении всей книги употребляются мной по возможности только в значении, указанном в предшествующих главах. Некоторые читатели, вероятно, не захотят использовать термин «полиархия» в качестве эквивалента слова «демо­кратия». Здесь необходимо подчеркнуть разницу между демократией как идеальной системой и общественными устройствами, которые рассматриваются как разновидность несовершенных приближений к идеалу. Опыт показывает, что обозначение обоих явлений одним и тем же термином приводит анализ к ненужной путанице и не относящимся к делу семантическим аргументам.

15 С другой стороны, термин «гегемония» также не является вполне удовлетворительным. но в то же время его значение, используемое в данном контексте, представляется мне более подходящим, нежели «иерархия», «монократия», «абсолютизм», «автократия», «деспотизм», «авторитаризм», «тоталитаризм» и т.д. Моя трактовка термина «оспаривание», в контексте «публич­ное оспаривание», вполне укладывается в обычное (хотя и редко употребительное) значение этого слова в английском языке, где оспаривать — значит опровергать, делать нечто предметом диспута, спора, тяжбы. Наиболее близкие синонимы здесь — полемизировать, ставить под сомнение, кон­курировать. Но впервые на мысль об ипользовании этого термина меня натолкнула статья: louvtnel В. The Means of Contestation // Government and Opposition. 1996. No. 1. fan. P. 155-174. Употребление Жувенелем данного термина сход­но с моим, будучи в оригинале его французским аналогом: dlbat, objection, conflit, opposition. Однако в том же выпуске журнала Гита Ионеску (lonescu G. Control and Contestation in Some One-Party States. P. 240-250) использует данный тер­мин в более узком, но вполне общепринятом значении как антисистема, основные и неизменные постулаты любой оппозиции на почве фундаментальных дихотомических раз­личий мнений и идеологий» (р. 241). Несомненно, это более узкое определение термина, нежели то. как я использую его в данной книге и. как мне кажется, использовал его Жувенель в своей статье.

15 Необходимость дальнейшего использования по­добных терминов свидетельствует в пользу класси­фикации, произвольность границ между «почти» и «полным» указывает на некорректность любой клас­сификации.

15 Пока мы отчетливо понимаем, что эти термины полезны, но достаточно произвольны в кон-16-тексте разграничения пространства на рис. 1.2, данные понятия будут выполнять свои задачи.

 

НОВАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

16 Теперь мы можем переформулировать вопрос, кото­рым открывается данная глава, следующим образом:

1) каковы факторы, способствующие либо, напро­тив, препятствующие демократическим преобразова­ниям режима гегемонии или «почти-гегемонии»;

2) выражаясь более точно, какие факторы усилива­ют или ослабляют публичное соперничество;

3) и еще более конкретно: что способствует или препятствует переменам в области публичного сопер­ничества в режимах, обладающих высокой степенью включенности, таких как полиархия.

Пояснения

16 Таким образом, данная книга описывает условия, при которых системы публичного оспаривания имеют возможность существовать и развиваться.

16 Поскольку публичное оспаривание является одним из аспектов демократизации, неизбежно будет затронута и эта те­матика, как я уже отмечал в начале главы. Важно при этом не забывать, что в центре внимания находится несколько ключевых вопросов, которые будут рассма­триваться при анализе процесса демократизации.

16 Было бы удобно рассматривать демократизацию как совокупность масштабных исторических трансфор­маций.

16 Одна из них — это преобразование гегемоний и конкурентных олигархий в режим, который можно назвать «почти-полиархией».

16 По сути, именно это про­исходило в западном мире на протяжении XIX столе­тия. Вторая трансформация — это преобразование «почти-полиархии» в полную полиархию.

16 В Европе этот процесс охватывает три десятилетия, или период, пришедшийся на конец прошлого столетия и Первую

17 мировую войну.

17 Третья трансформация — это даль­нейшая демократизация полных полиархий. Данный исторический процесс, вероятно, может быть соот­несен с периодом стремительного развития демокра­тических государств всеобщего благоденствия после натиска Великой депрессии. Прерванный Второй ми­ровой войной этот процесс, казалось бы, возобновил­ся в конце 1960-х гг., особенно в молодежной среде, в форме быстро растущей потребности в демократиза­ции множества общественных институтов.

17 Данная книга ограничивается рассмотрением пер­вых двух трансформаций.5

5 Некоторые аспекты данной темы рассмотрены мной в кни­ге: Dahl R.A. After the Revolution? Authority in a Good Society. New Haven: Yale University Press. 1970.

17 При этом третья волна де­мократизации, безусловно, так же важна, независимо от того, будет ли она развиваться дальше или потер­пит неудачу. Многим она покажется даже более важ­ной, чем предшествующие, поскольку затронет только наиболее развитые страны, где будет формировать об­раз жизни людей в XXI в. Тем не менее преобладающее большинство стран все еще далеки от возможности реализации этих особых трансформаций. Так, в 1969 г. из 140 формально независимых стран только две дю­жины отличались высокой степенью включенности и развитой системой публичного оспаривания, т.е. яв­лялись открытыми полиархиями.

17 Возможно, еще око­ло дюжины стран можно было бы отнести к «почти-полиархиям», причем статуса «полных полиархий» они могли бы достигнуть в кратчайшие сроки.

17 Имен­но на эти три дюжины стран и приходится третья волна демократизации. В свете последующего анализа способность не-полиархий совершить скачок в сторо­ну большей демократизации, чем существует ныне в полиархиях, минуя основные институты этого поли­тического режима, представляется мне весьма слабой, несмотря на обещания идеологов.

17 Поэтому для боль­шинства стран наиболее существенными будут первая

18 и вторая стадии демократизации, но никак не третья.

18 Фактически основная тема книги даже уже, чем анализ первых двух стадий. Я говорил о «режимах» и «систе­мах публичного оспаривания», но до сих пор так и не определил тот уровень государственной организации, на котором режимы и публичное соперничество мог­ли бы быть эффективными.

18 Позвольте подчеркнуть, что в рамках данной книги анализируются националь­ные режимы, т.е. режимы, взятые на уровне страны, или, если хотите, юридически независимого государ­ства, или, используя менее подходящий термин, нации или национального государства. Частично анализ мог бы быть применен к таким подчиненным уровням по­литической и общественной организации, как муни­ципалитеты, провинции, профсоюзы, фирмы, церкви и т.п. Возможно, некоторые из них, такие как между­народные организации различных типов, имели бы большое значение для государств, которые выходят на уровень большей открытости. Однако тезис касался только национальных режимов.

18 Повторюсь: тема демократизации является серьез­ным пробелом данной книги. И даже вопросы публич­ного оспаривания освещены здесь не полностью.

18 На первый взгляд страны дифференцируются в зависи­мости от объема полномочий, делегируемых гражда­нам для участия в политике и ее оспаривания не толь­ко на уровне национальных правительств, но также правительственных и общественных организаций бо­лее низкого уровня.

18 Поскольку создается впечатление, что существенные различия в общих характеристиках субнациональных объединений связаны с различиями в природе национальных режимов (например, являет­ся ли данный режим полиархией или нет), я попыта­юсь принимать это в расчет в процессе дальнейшего анализа.

18 Несмотря на это, требование существенного углуб­ления анализа могло бы показаться вполне разумным.

18 Для полного описания возможностей, доступных для

19 участия в политике и ее оспаривания на уровне стра­ны. нам, безусловно, нужно сказать несколько слов и о возможностях, доступных на уровне субнациональ­ных объединений.

19 Чрезвычайная попытка Югосла­вии предоставить субнациональным объединениям значительные полномочия в области самоуправления означает, что возможности оспаривания политики и участия в ней реализуются здесь, несмотря на одно­партийный режим, больше, чем, например, в Аргенти­не или Бразилии. Однако взгляд на проблему с точки зрения включенности режима потребовал бы внима­ния ко всем возможностям, предполагаемым рис. 1.3.

19 Более того, некоторые современные критики недоста­точной демократизации полиархий утверждают, что в то время как полиархии могут быть конкурентными на национальном уровне, огромное количество субнациональных организаций, а особенно частных объе­динений, будут гегемониями или олигархиями6.

I. Полностью «либерализованные» или «конкурентные» режимы

II. Конкурентный режим на национальном уровне, гегемонистский режим на уровне субнациональных организаций

III. Конкурентный режим на уровне субнациональных орга­низаций, гегемония на национальном уровне

IV. Полная гегемония

19 Рис. 1.3. Гипотетическая классификация стран, основанная на доступных гражданам возможностях публичного оспаривания

6 См. также: McConnell G. Private Power and American Demo­cracy. N.Y.: Knopf. 1966; Karid H.S. The Decline of American Pluralism. Stanford: Stanford University Press. 1961; Wolff R.P. The Poverty of Liberalism. Boston: Beacon Press, 1968.

20 Задача состоит в том, чтобы выйти за пределы описания национальных режимов на уровень субна­циональных объединений.

20 Думаю, что попытка иссле­довать достаточно большое количество стран потре­бовала бы настолько сложного анализа и столкнулась бы с такими непреодолимыми проблемами с фактиче­ской информацией, что данная инициатива потерпела бы неудачу.

20 В принципе, для полной уверенности субнацио­нальные организации можно было бы расположить вдоль двух измерений, проиллюстрированных на рис. 1.1 и 1.2. Однако задача не в том, чтобы просто локализовать страны в гипотетическом пространстве (см. рис. 1.3).

// =1 оспа­ривание политики

20 Во-первых, данное пространство соот­носится только с одним из двух измерений — оспа­риванием политики.

// 2 участия в политике

20 Очевидно, что аналогичная процедура потребуется и для второго важнейшего измерения — участия в политике.

20 Вдобавок даже в рамках одной страны субнациональные объединения часто существенно различаются по такому кри­терию, как возможности, предоставляемые ими для «оспаривания» и «участия».

20 Например, во многих со­временных государствах эти возможности на уровне муниципальных правительств превышают таковые на уровне профсоюзов, которые в свою очередь опе­режают в этом отношении коммерческие компании.

20 Следовательно, потребовалось бы разбить субнацио­нальные объединения на несколько категорий: ком­мерческие компании, профсоюзы, муниципальные правительства, церкви, образовательные учреждения и т.д.7

7 Ставшее уже классическим исследование акцентирует вни­мание на девиаитном случае профессиональных объедине­ний с высокой степенью оспаривания и участия: Upset S.M., Trow М.А.. Coleman /.S. Union Democracy. Glencoe: The Free Press, 1936. Его описание и исследование в контексте конкретной страны было крайне важным начинанием.

20 К сожалению, здесь данные требования превра­щаются в утопию, и именно по этой причине — скорее

21 практической, нежели теоретической — я решил огра­ничить анализ национальным уровнем.

 

Допущения

// гегемонии и конкурентные олигархии начи­нают трансформироваться в полиархии

21 Когда гегемонии и конкурентные олигархии начи­нают трансформироваться в полиархии, они увеличи­вают объем полномочий граждан для эффективного участия и оспаривания политики, а вместе с тем — и количество индивидов, групп, интересов, чьи пред­почтения должны затрагивать процесс формирования политики.

21 С точки зрения тех, кто уже находится у власти, подобная трансформация влечет за собой новые воз­можности столкновения, в результате которого по­ставленные ими задачи (да и они сами) могут быть за­мещены представителями общественного мнения на новые общности индивидов, групп или интересов.

21 Проблема тех, кто находится у власти, является зеркальным отражением проблемы их оппонентов.

21 Любая трансформация, наделяющая оппонентов пра­вительства большими полномочиями для реализации своих целей в политике, проводимой государством, влечет за собой возможность конфликта с предста­вителями общественного мнения, касающегося инди­видов, групп или интересов, которых они замещают в правительстве.

21 Таким образом, чем серьезнее конфликт правитель­ства и оппозиции, тем более вероятно, что каждая сто­рона будет пытаться ограничить возможности другой стороны для эффективного участия в формировании политического курса.

21 Иными словами, чем серьезнее конфликт правительства и его оппонентов, тем доро­же обходится каждой из сторон существование другой.

// оппозиция должна получить контроль над государством

21 Поскольку оппозиция должна получить контроль над государством, чтобы подавить действующие власти (в этот момент оппозиция и правительство поменялись ролями), мы можем сформулировать в качестве аксио­-22-мы некое общее допущение относительно правительств, проявляющих терпимость к своим оппонентам.

22 АКСИОМА 1.

22 Вероятность того, что правитель­ство будет терпимо относиться к оппозиции, воз­растает в той мере, в которой ожидаемые издерж­ки такой терпимости снижаются.

22 Тем не менее правительство должно понимать, чего ему будет стоить подавление оппозиции.

// подавление оппозиции обойдется гораздо дороже и будет явным безрассудством

22 Как бы ни приходилось расплачиваться за толерантность, подавление оппозиции обойдется гораздо дороже и будет явным безрассудством.

22 Следовательно:

АКСИОМА 2.

22 Вероятность того, что правитель­ство будет терпимо относиться к оппозиции, воз­растает в той мере, в которой возрастают ожи­даемые издержки ее подавления.

22 Таким образом, можно считать, что шансы на воз­никновение или продолжение существования более конкурентной политической системы зависят от этих двух видов издержек.

22 АКСИОМА 3.

22 Чем больше издержки подавления оп­позиции превышают издержки терпимого отноше­ния к ней, тем выше вероятность, что политиче­ский режим станет конкурентным.

22 Аксиома 3 может быть проиллюстрирована графи­чески (рис. 1.4).

22 Чем ниже издержки терпимого отношения к оппо­зиции, чем выше защищеность правительства.

22 Чем выше издержки подавления оппозиции, тем выше защищенность самой оппозиции.

22 Следовательно, усло­вия, обеспечивающие обоюдную защищенность как правительства, так и оппозиции, тяготели бы к делегированию и сохранению более широких полномочий оппозиции в оспаривании политики правительства.

Рис. 1.4

23 Теперь можно заново сформулировать вопрос, по­ставленный ранее:

какие условия способствуют значительному росту обоюдной защищенности правительства и оппози­ции и, таким образом, повышению шансов публич­ного оспаривания и полиархии?

23 Прежде чем я отвечу на этот вопрос, позвольте рас­смотреть еще более важный: имеет ли значение поли­архия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: