Организация пенсионной системы в Росси




Еще при Петре I в XVIII веке было введено пенсионное обеспечение вдов и сирот морских чинов. В последующем, в XVIII--XIX вв., пенсионное обеспечение за государственный счет постепенно вводилось для различных категорий военнослужащих, а также для гражданских лиц. В XIX в. получили распространение такие пенсионные институты, как эмеритальные (от «эмеритура» - специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим в России до 1917 г.) кассы, пенсионные кассы страхового типа и сберегательно-вспомогательные кассы, представлявшие собой различные виды пенсионных учреждений. Пенсия в указанных пенсионных институтах финансировалась как за счет государственной казны, так и из иных источников, в том числе из заработной платы служащих. В советское время пенсионное обеспечение, носившее сугубо распределительный характер, продолжало развиваться, в частности было введено льготное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, работающих на производствах с особыми условиями труда.Необходимо отметить закон от 14 мая 1956 г. «О государственном пенсионном обеспечении в СССР». В рамках закона был установлен пенсионный возраст для женщин 55 лет, для мужчин - 60 лет. Необходимый для получения пенсии трудовой стаж для женщин составил 20 лет, для мужчин - 25 лет. При этом была принята методология расчета пенсии с учетом размера заработной платы за определенный период, а также установлен минимальный и максимальный размеры пенсии. Пенсионная система носила распределительный характер и формировалась за счет средств государственного бюджета. Пенсионная система России представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения.

Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.

Обеспечение – система мероприятий, направленных на компенсацию законодательно установленным гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет средств Пенсионного фонда России, формируемых из платежей федерального бюджета.

Страхование - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам их заработка в период нетрудоспособности за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных страхователями (предприятий, учреждений, граждан) страховых взносов.

 

 

Структура пенсионной системы России в результате пенсионной реформы показана на рисунке 1.

Рис. 1 – Структура пенсионной системы РФ

Государственное пенсионное обеспечение
Государственное пенсионное страхование
Профессиональные пенсионные системы
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Пенсии федеральным государственным служащим, социальные пенсии
Средства Федерального бюджета
Трудовые пенсии – части: базовая, страховая, накопительная
Взносы в составе единого социального налога (20%)
Страховая (14%)
Накопительная (-6%)
Профессиональные пенсии
Дополнительные взносы работодателей
Негосударственные пенсии
Пенсионные взносы работодателей
Пенсионные взносы граждан
Пенсионный фонд России
Негосударственные пенсионные фонды

В построении современной российской пенсионной системы можно выделить два периода:

1990 – 2001 гг. – переход от советской бюджетной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения;

2002 – 2008 гг. – адаптация современной пенсионной системы к сложившимся реалиям рыночной экономики.

Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» регламентирует систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации, работу Пенсионного фонда Российской Федерации, определяет условия выплат льготных пенсий, при этом он частично сохранил, а также и расширил положения закона от 1956 г.

Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в РФ» от 21 июля 1997 года занимает особое место в системе пенсионного законодательства России. Именно с его принятием сделан первый практический шаг на пути перехода к общепринятым в мире принципам обязательного пенсионного страхования. Этим законом заложен такой механизм исчисления пенсий, который позволяет получать более высокую пенсию тем, кто дольше и лучше работал и внес своими отчислениями из заработной платы более существенный вклад в формирование пенсионной системы [2]. Была предпринята попытка преодолеть остаточный принцип финансирования пенсий с помощью учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого были отделены от федерального бюджета и не подлежали изъятию. C 1 января 2002 года в Россииначалась и продолжается сейчас пенсионная реформа, направленная на совершенствование системы социальной защиты граждан. Реформа является важнейшей составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике России. Сейчас действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов. Современной пенсионная система представляет собой довольно сложное для понимания сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому государственная (трудовая) пенсия еще будет назначена. По-прежнему, нынешним пенсионерам пенсия выплачивается из сумм, полученных налогообложением зарплат (фонда оплаты труда) работающего поколения. Важными составляющими пенсионной системы России стали негосударственное пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами.

В результате реформ выделяется 3 уровня пенсионной системы:

а) обязательное пенсионное страхование;

б) государственное пенсионное обеспечение;

в) добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхованиеосуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд России. Исчисление и уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется страхователями - плательщиками страховых взносов, т.е. организациями или физическими лицами, осуществляющими найм на работу. Лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются застрахованными лицами. В отношении взносов в Пенсионный фонд РФ предусмотрено разделение не только на страховую и накопительную части (16% и 6% соответственно для лиц 1967 года рождения и моложе, а для тех, кто родился в 1966 году и ранее, - 22% на страховую часть). Теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную части тарифов страховых взносов [15,ст. 33.1]. Итоги проведенных за последние десять лет мероприятий по совершенствованию пенсионной системы РФ официальная статистика [8] характеризует следующими цифрами таблица 10.

Таблица 1 - Динамика показателей работы пенсионной системы РФ за 2002 - 2012 гг.

  Показатели Среднее значение отклонение Абсолютное относительное  
2002 г. 2012 г. 2012/2002 2012/2002
Размер трудовой пенсии по старости 3467 руб. 9706 руб. 6239 руб. 280 %
Отношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму 108,4 % 179,8 % - 71,4 %
Отношение трудовой пенсии по старости к средней заработной плате по экономике (коэффициент замещения) 34% 36,8% - 2,8%
         

 

Несмотря на то, что в целом за указанный период размер трудовой пенсии, как и размер заработной платы, вырос, все же приведенные в таблице цифры не соответствуют реальному состоянию дел из-за использования необъективного значения средней заработной платы, которое участвует в формуле вычисления размера трудовой пенсии по старости. Дело в том, что в соответствие с основными показателями Росстата, характеризующими уровень жизни населения, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в марте 2012 года составила 26440 руб. Однако по данным того же Росстата в I квартале 2012 г., на долю 10 % наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения 2,0 %. По размерам заработной платы в диапазоне от 25000 руб. до 35000 руб. распределено лишь 22,8 % населения, а 53 % населения - в диапазоне от 3500 руб. до 15000 руб. Эти расчеты не позволяют считать средний размер заработной платы, равный 26440 руб., объективной базой для оценки показателей работы пенсионной системы. Была бы более объективной оценка коэффициента замещения по крайней мере отдельно по каждой из указанных категорий, а не по «средней зарплате по стране».

Проблемы, появившиеся в процессе функционирования пенсионной системы РФ за последние десять лет, привели к необходимости пересмотра целого ряда положений. Это касается и распределения указанного выше пенсионного взноса (равного 22 %) между слагаемыми трудовой пенсии. Известно, что слагаемые трудовой пенсии по старости определяются для двух возрастных категорий граждан по-разному (таблица 11).

 

Таблица 2 - Распределение страхового взноса граждан с годовым доходом ниже предельной величины

  Возрастная категория Пенсионный взнос (с 2012 г.-- 22 %)
страховая часть пенсии накопительная часть пенсии
Солидарная Часть индивидуальная часть солидарная часть индивидуальная часть
Граждане 1966 г. рождения и старше 6 % 16 % - -
Граждане 1967 г. рождения и моложе 6 % 10 % 0 % 6 %

 

Для всех граждан (независимо от возраста), годовой доход которых превышает предельную величину, страховая часть состоит только из солидарной части, равной 10 % (от средней зарплаты). Приходится констатировать, что вследствие частых изменений нормативной части пенсионного законодательства расчет величины трудовой пенсии крайне усложнился.

В частности, в 2012 и 2013 годах 22% страховых взносов в Пенсионный фонд распределяются в следующем порядке. Для лиц, родившихся до 1967 года:

- 6% - солидарная часть взносов;

- 16% - индивидуальная часть взносов.

Для тех, кто родился после 1967 года (они имеют право на накопительную часть пенсии):

- 6% - солидарная часть взносов;

- 10% - индивидуальная часть взносов;

- 6% - накопительная часть взносов.

Размер будущей пенсии гражданина определяется суммой, формируемой из индивидуальной части страховых взносов (взносы на накопительную часть пенсии).

Из солидарной части формируется общий, страховой счет ПФР, средства которого идут на выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров (тех, кто не попадал под обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и прочие солидарные выплаты.

По существу, солидарная часть - это бывшая часть «федеральный бюджет» в составе ЕСН. Раннее данную функцию по разделению взносов осуществлял ПФР, поскольку на лицевой счет застрахованного лица поступали не все взносы, а только в пределах 16%. Что происходит с остальной 10-процентной частью страхового взноса, граждане не знают.

Эксперты указывают, что пенсионная система с такими изменениями все больше приобретает черты распределительной модели. Происходит подмена понятия страхового взноса, и по факту идет возврат к единому социальному налогу, где была не распределяемая часть. Регрессия уже была при ЕСН. Теперь же принцип страхования пропадает окончательно. Максимум, что остается, - это накопительная часть пенсии.

Под государственной пенсией понимаются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Для разработки эффективной модели развития государственного пенсионного страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения:

а) социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в текущем доходе и не смогли приобрести права на трудовую пенсию;

б) трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по которому они учитываются - солидарно-распределительному или накопительному);

в) дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.

Виды трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из двух частей: страховой и накопительной. Показаны в таблице 3.

 

Таблица 3 - Состав трудовой пенсии по старости для возрастных категорий до и после 1966 г. рождения

Возрастные категории Составные части пенсии  
  страховая часть накопительная часть
Граждане 1966 г. рождения и старше + -
Граждане 1967 г рождения и моложе + +
     

 

С 01.01.2010 г. в состав страховой части вошла в виде фиксированного базового размера (одинаковой для всех граждан) существовавшая до того базовая часть пенсии, финансируемая за счет средств федерального бюджета. В 2012 году фиксированный базовый размер пенсии составил 3278 руб. Второе слагаемое страховой части пенсии исчисляется для каждого пенсионера индивидуально, исходя из его трудового стажа, среднемесячного заработка до 01.01.2002 г. и суммы страховых взносов после 01.01.2002 года. Эта страховая часть пенсии финансируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями,

Накопительная часть пенсии была введена с началом пенсионной реформы (01.01.2002 г.) для мужчин 1953 года рождения и моложе и для женщин 1957 года рождения и моложе (т. е. за 10 лет до пенсионного возраста). Но уже в 2005 г. накопительные платежи были отменены для лиц 1966 года рождения и старше. С этого момента к накопительной части пенсии имеют отношение только граждане 1967 года рождения и моложе (таблица 11). По достижению пенсионного возраста этой категории граждан выплачиваются сверх страховой части и накопительные средства с учетом инвестиционного дохода. Накопительная часть пенсии, финансируемая также за счет страховых взносов, выплачивается по достижению пенсионного возраста ежемесячно с учетом ожидаемого периода выплат (18 лет).

Федеральным законом № 56-ФЗ установлена возможность уплаты с 01.10. 2008 г. добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Лицам, уплатившим дополнительные страховые взносы в сумме не менее 2000 руб. в год, государство осуществляет со финансирование в течение десяти лет из расчета 1:1, но не более 12000 руб. в год. Пенсионный страховой взнос делится на солидарную и индивидуальные части. Солидарная часть идет на общий солидарный счет ПФР, из которого выплачиваются фиксированный базовый размер трудовой пенсии и другие солидарные расходы. Такое деление пенсионного взноса осуществляется в зависимости от величины годового фонда оплаты труда работника при выходе на пенсию. Относительно этого показателя установлена так называемая предельная величина - 573 тыс. руб. (в 2012 году было 512 тыс. руб.).

Размер каждой части рассчитывается отдельно по особым правилам. Однако физически накопительная часть трудовой пенсии будет выплачиваться не ранее 2022 года. В трудовой пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не предусмотрена.

Возникновение права на трудовую пенсию закон связывает с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, именно от суммы эти взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете гражданина, зависит будущий размер его трудовой пенсии.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы:

а) либо в целях компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

б) либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Законодательством установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

Хотя для отдельных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению может требоваться стаж определенной работы, засчитываемой с страховой стаж, от факта уплаты и суммы страховых взносов размер указанных пенсий все же не зависит. Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, государственным служащим субъектов РФ, муниципальным служащим и военнослужащим (кроме военнослужащих по призыву); пенсия по старости - гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф; пенсия по инвалидности - военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, а также подвергшимся воздействию радиации граждан. Кроме того, членам семей военнослужащих (в том числе по призыву), а также семей граждан, пострадавших от радиационных или техногенных катастроф, может назначаться социальная пенсия (по случаю потери кормильца). Социальная пенсия назначается по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам, а также пожилым гражданам и инвалидам. Право на социальную пенсию имеет те нетрудоспособные, которые по каким-либо причинам не приобрели права на трудовые пенсии. В частности, право на трудовую пенсию отсутствует, если у гражданина нет необходимого страхового стажа. Право на пенсию в соответствии с российским законодательством имеют все граждане России независимо от места их проживания [27,6].

Таким образом, основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулированием правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. В его состав включены:

а) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

б) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

в) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Наряду с государственным пенсионным страхованием и государственным пенсионным обеспечением в России поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения.

Одной из таких форм является негосударственное пенсионное обеспечение. Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определяет такой фонд как особую организационно - правовую форму некоммерческих организации и социального обеспечения, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Застрахованное лицо, за которое уплачиваются взносы за финансирование накопительной части (НЧ) трудовой пенсии, в праве:

Выбрать инвестиционный портфель, то есть - определить управляющую компанию, в доверительном управлении которой будут находиться пенсионные накопления, учтенные в специальной часть его индивидуальный лицевой счет;

Отказаться от формирования НЧ через Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ РФ) и выбрать негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование; пенсионные накопления в доверительном управлении государственной управляющей компании, назначенной Правительством РФ и заключившей соответствующий договор с ПФ РФ.

Правом выбора можно воспользоваться до достижения возраста на пять лет меньше того, в котором данному лицу полагается пенсия по старости. Эти лица могут перевести свои накопления не только из Пенсионный фонд РФ в негосударственный пенсионный фонд, но и, наоборот, из негосударственного - в Пенсионный фонд РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: