Производственный шум - характеристики, классификация, профессиональное заболевание от действия интенсивного шума, принцип нормирования. Приборы контроля.




Государственный надзор, ведомственный и профсоюзный контроль за соблюдением законодательных требований по охране труда и экологической безопасности предприятия.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами Федеральной инспекции труда выполняют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляет специальный орган — Госгортехнадзор РФ, ведающий вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации. Он следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нефте- и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет Госэнергонадзор РФ, ведающий вопросами энергетического надзора в Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляет Госкомсанэпиднадзор РФ и подведомственные ему санитарно-эпидемиологические станции, которые контролируют соблюдение всеми предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил при эксплуатации и реконструкции действующих производственных объектов, а также при проектировании и строительстве новых объектов. Они также дают разрешение на применение новых методов и средств при производстве и обработке пищевых продуктов, упаковочных материалов, полимерных и пластических масс, изделий из них и др.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности проводит Госатомнадзор РФ, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Государственный пожарный надзор выполняют должностные лица и органы управления подразделений Государственной противопожарной службы с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) осуществляет надзор за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, проводит научно-техническую и информационную деятельность.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) следит за соблюдением правил дорожного движения на всей территории РФ.

Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать с целью проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Руководители предприятий всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности должны обеспечить обязательное исполнение решений государственных инспекторов труда, принятых в пределах предоставленных им полномочий.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Главная роль в осуществлении ведомственного контроля в организациях агропромышленного комплекса принадлежит специалистам Департамента социального развития и охраны труда Министерства сельского хозяйства РФ, отделов охраны труда управлений сельского хозяйства областей и краев, специалистам по охране труда районных управлений сельского хозяйства. Такой контроль проводят во время периодического посещения предприятий и знакомства с состоянием дел на местах.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда выполняют профессиональные союзы и их объединения, которые могут создавать в этих целях собственные правовые и технические инспекции труда, наделенные соответствующими полномочиями.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

проверять состояние условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

участвовать в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

участвовать в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, и в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Отдельная форма административно-общественного контроля на предприятиях — трехступенчатый контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, в производственных цехах и участках.

Первую ступень контроля выполняют руководитель первичного производственного подразделения и общественный инспектор по охране труда из профсоюзного комитета ежедневно в начале рабочего дня. Выявленные недостатки незамедлительно устраняют, а в случае отсутствия такой возможности о них сообщают вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер. Результаты проверки фиксируют в журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя подразделение

Вторую ступень проводит комиссия, возглавляемая начальником цеха (главным специалистом) и старшим общественным инспектором по охране труда совместно со специалистом по охране труда предприятия, представителями технических служб и закрепленным за цехом (отраслью производства) медработником, не реже двух раз в месяц. Результаты проверки заносят в журнал второй ступени контроля, где указывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков, сроки их выполнения и ответственных лиц. Третью ступень контроля проводит комиссия, возглавляемая руководителем или главным инженером предприятия и председателем профсоюзного комитета, не реже одного раза в квартал. По результатам проверки составляют акт и обсуждают его на совещаниях у руководителя предприятия совместно с представителями профсоюзного комитета. Результаты совещания фиксируют в протоколе с указанием мероприятий по устранению выявленных нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. При необходимости руководитель предприятия издает соответствующий приказ.

 

 

Задачи контроля в области охраны окружающей природной среды состоят в обеспечении соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и подчинения. Государственный экологический контроль и надзор состоят в наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это административный контроль и надзор, так как их задачи и соответствующие им функции на практике реализуются исполнительными органами и их должностными лицами. Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответствующих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля и надзора, экологического мониторинга и экологической экспертизы.

Мониторинг окружающей среды — это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, охраны и анализа информации о состоянии окружающей среды, прогнозирование ее изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений о предупреждении негативных изменений состояния окружающей среды и соблюдение требований экологической безопасности.

Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля, целью которого является предупреждение отрицательного влияния антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды и здоровье людей, оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситуации на отдельных территориях и объектах.

Экспертизе подлежат проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, предпроектные, проектные материалы, документация по внедрению новой техники, технологий, материалов, веществ, продукции, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды, созданию угрозы здоровью людей. Объектами экологических экспертиз могут быть экологические ситуации, которые имели место в отдельных населенных пунктах и регионах, а также действующие объекты и комплексы, имеющие значительное отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Экологическая экспертиза проводится согласно требованиям Закона

Экспертный вывод содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку материалов по объекту и направление их на повторную экспертизу.

Экологический контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состоянием природной среды.

В связи с реорганизацией системы центральных органов исполнительной власти в настоящее время названную государственную службу представляют Минэкоресурсов, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерство аграрной политики, Министерство здравоохранения, Госкомлесхоз, Госком-водхоз, Госкомзем, их органы на местах, а также предприятия, учреждения и организации, относящиеся к сфере их управления, и являются субъектами системы мониторинга по общегосударственным и региональным (местным) программам, программ реализации соответствующих природоохранных мероприятий, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды в результате реализации хозяйственной деятельности.

Указанные органы осуществляют, в пределах своей компетенции, государственный геологический контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и водных объектов; ведут наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивают контроль за использованием недр пользователями и водопользователями за выполнением условий лицензий и пресекают самовольное использование недр и водных объектов; осуществляют государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр; осуществляют надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ, накопителей сточных вод; обеспечивают контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведут государственный мониторинг водных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов; участвуют в организации проведения государственной экологической экспертизы по объектам, связанным с использованием природных ресурсов и влиянием на природную среду; проводят государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве, контролируют разработку и реализацию мероприятий, направленных на предупреждение аварий на ядерных установках и обеспечение готовности к ликвидации их последствий.

Госкомзем организует работу по ведению мониторинга земель и государственного земельного кадастра, проведению землеустройства и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов, проводит государственную землеустроительную экспертизу программ, схем и проектов по осуществлению земельной реформы и землеустройства; контролирует соблюдение требований земельного законодательства проектными учреждениями и организациями при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий и иных объектов; проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе на военных и оборонных объектах, соблюдение требований земельного законодательства по охране земель.

Госкомлесхоз осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, ведением охотничьего хозяйства и охоты, а также применением пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве, на землях лесного фонда, проводит в установленном порядке через отраслевые научно-исследовательские учреждения их апробацию; обеспечивает функционирование и координирует работу службы государственной лесной охраны; выдает ежегодные контрольные карточки учета добытой дичи и нарушений правил охоты.

Госкомводхоз контролирует соблюдение стандартов и патентно-лицензионных требований, проводит сертификацию продукции, работ, услуг и экспертную оценку программ и проектов по вопросам развития водного хозяйства и мелиорации земель; создает комплексные лаборатории радиологического и гидрохимического контроля; проводит систематический анализ и информирует органы исполнительной власти, органы местного и регионального самоуправления, а также население об уровне загрязненности вод, вносит предложения по их улучшению.

Должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной природных ресурсов, предоставлены широкие полномочия по применению мер административного принуждения: личного досмотра правонарушителя и досмотра его вещей, изъятия предметов и средств совершения правонарушения, привлечения правонарушителей к административной ответственности и др.

Надзор за использованием и охраной природных ресурсов осуществляет природоохранная прокуратура. Основные направления ее деятельности: надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране окружающей природной среды и ее объектов; осуществление досудебного следствия по уголовным делам о нарушении природоохранного законодательства; возмещение причиненного окружающей природной среде вреда; пропаганда законов об охране окружающей природной среды.

 

 

Производственный шум - характеристики, классификация, профессиональное заболевание от действия интенсивного шума, принцип нормирования. Приборы контроля.

Интенсивное шумовое воздействие на организм человека неблагоприятно влияет на протекание нервных процессов, способствует развитию утомления, изменениям в сердечно-сосудистой системе и появлению шумовой патологии, среди многообразных проявлений которой ведущим клиническим признаком является медленно прогрессирующее снижение слуха по типу кохлеарного неврита.

В производственных условиях источниками шума являются работающие станки и механизмы, ручные механизированные инструменты, электрические машины, компрессоры, кузнечно-прессовое, подъемно-транспортное, вспомогательное оборудование (вентиляционные установки, кондиционеры) и т.д.

По характеру спектра шумы подразделяются на широкополосные (Непрерывный спектр шириной более одной октавы) и тональные (В спектре которого имеются явно выраженные дискретные тона).

По временным характеристикам шумы подразделяются на постоянные (Уровень звука за 8 часовой рабочий день изменяется не более чем на 5 дБ(А))и непостоянные (Уровень звука за 8 часовой рабочий день изменяется более чем на 5 дБ(А)

). В свою очередь непостоянные шумы подразделяются на колеблющиеся (Уровень звука непрерывно изменяется во времени

)во времени, прерывистые (Уровень звука изменяется ступенчато не более чем на 5 дБ(А), длительность интервала 1с и более

) и импульсные (Состоят из одного или нескольких звуковых сигналов, длительность интервала меньше 1с).

В качестве характеристик постоянного шума на рабочих местах, а также для определения эффективности мероприятий по ограничению его неблагоприятного влияния, принимаются уровни звукового давления в децибелах (дБ) в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

В качестве общей характеристики шума на рабочих местах применяется оценка уровня звука в дБ(А), представляющая собой среднюю величину частотных характеристик звукового давления.

Характеристикой непостоянного шума на рабочих местах является интегральный параметр - эквивалентный уровень звука в дБ(А).

Основные мероприятия по борьбе с шумом - это технические мероприятия, которые проводятся по трем главным направлениям:

- устранение причин возникновения шума или снижение его в источнике;

- ослабление шума на путях передачи;

- непосредственная защита работающих.

Наиболее эффективным средством снижения шума является замена шумных технологических операций на малошумные или полностью бесшумные, однако этот путь борьбы не всегда возможен, поэтому большое значение имеет снижение его в источнике. Снижение шума в источнике достигается путем совершенствования конструкции или схемы той части оборудования, которая производит шум, использования в конструкции материалов с пониженными акустическими свойствами, оборудования на источнике шума дополнительного звукоизолирующего устройства или ограждения, расположенного по возможности ближе к источнику.

Одним из наиболее простых технических средств борьбы с шумом на путях передачи является звукоизолирующий кожух, который может закрывать отдельный шумный узел машины.

Значительный эффект снижения шума от оборудования дает применение акустических экранов, отгораживающих шумный механизм от рабочего места или зоны обслуживания машины.

Применение звукопоглощающих облицовок для отделки потолка и стен шумных помещений приводит к изменению спектра шума в сторону более низких частот, что даже при относительно небольшом снижении уровня существенно улучшает условия труда.

Учитывая, что с помощью технических средств в настоящее время не всегда удается решить проблему снижения уровня шума большое внимание должно уделяться применению средств индивидуальной защиты (антифоны, заглушки и др.). Эффективность средств индивидуальной защиты может быть обеспечена их правильным подбором в зависимости от уровней и спектра шума, а также контролем за условиями их эксплуатации.

Для измерения шума на производстве используются шумомеры, состоящие из измерительного микрофона, усилителя, электрической цепи с корректирующими фильтрами, измерительного прибора (детектора) с определенными временными характеристиками.

 

Задача № 8.5

 

Рассчитать кратность воздухообмена

 

 

Решение.

1. Рассчитаем количество вредного вещества, выделяющегося через неплотности аппаратуры по формуле:

 

 

 

 

 

2. Минимальное количество воздуха, которое необходимо заменить в производственном помещение общеобменной вентиляцией, при выделение пыли или газа в воздух рабочей зоны определяют по формуле:

 

 

 

3. Кратность воздухообмена определяем по формуле:

 

 

 

 

 

Задача № 12.2

Определить коэффициент передачи

 

Коэффициент передачи вибрации определим по формуле:

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Ред. С.В. Белов. Учебник для техникумов и вузов. - М.: Высшая школа, 2004.

2. Мучин П.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов - 2- изд. испр. и допол.- Новосбирск: СГТА, 2003.-276 с.

3. Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; Под общ. Ред. О.П. Русака. - 4-е изд., стереотип.-С- Пб.: Лань, 2001.-447 с.: ил.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов по специальности "Экономика и управление на предприятии", "Информационные системы в экономике" / Под ред. Арустамова Э.А.-2-е изд. перераб. и доп.-М,: ИД "Дашков и К", 2000.-678 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: