ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)




1. История возникновения и развития национального счетоводства.

2. Основные понятия и категории СНС.

3. Основные классификации в СНС.

4. Принципы оценки в СНС.

5. Основные счета СНС: методологические принципы построения.

6. Методы расчета ВВП.

7. Направления совершенствования СНС.

 

1. Для всесторонней характеристики состояния и закономерностей развития общества статистика изучает систему показателей на микро-, мезо- и макроуровне. Ведущее место в ней, наряду с характеристикой населения, национального богатства и окружающей среды, занимают экономические показатели. Результаты экономической деятельности на уровне отдельного производителя называются микроэкономическими. Показатели, характеризующие деятельность сектора или отрасли экономики, - это показатели мезоуровня. Показатели результатов функционирования национальной экономики в целом принято называть макроэкономическими. Последние играют ведущую роль в обеспечении потребностей органов управления современными государствами и бизнеса. Построение системы показателей на основе единых методологических принципов, формируемых на макроуровне, позволяет характеризовать экономику в целом и сравнивать результаты деятельности отдельных элементов и уровней экономики [114]. Это в полной мере относится и к сельскому хозяйству, поэтому вначале должны рассматриваться общие вопросы.

Впервые в мире достаточно завершенная система макроэкономических показателей была создана в СССР при составлении Баланса народного хозяйства (БНХ), который был разработан в 20-х гг. XX в. [78]. Его разработка была вызвана потребностью всестороннего описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов.

БНХ – это система таблиц с макроэкономическими показателями, характеризующими в отчётном периоде уровень развития экономики, масштабы и темпы общественного воспроизводства, а также важнейшие общегосударственные пропорции [72], отражающие процесс и результаты расширенного воспроизводства [78]. БНХ отражал развитие всех отраслей и секторов экономики, как охватываемых государственным планом, так и не планируемых непосредственно. Основными частями БНХ являлись: балансы производства, распределения и накопления валового общественного продукта (ВОП), производства, распределения и потребления национального дохода (НД), балансы национального богатства и трудовых ресурсов, обобщающая таблица, а с 50-х годов ХХ века и межотраслевой баланс производства и распределения продукции. Система БНХ была ориентирована в основном на отражение производственной структуры сферы материального производства, меньше внимания в ней уделялось социальным вопросам, вопросам жизненного уровня различных групп населения [136]. Методологической основой БНХ было признание, в соответствии с марксистской трудовой теорией стоимости, главенствующей роли в экономическом развитии государства сферы материального производства. Считалось, что в этой сфере создается новая стоимость, за счет которой функционирует непроизводственная сфера [58].

Новаторские разработки в области БНХ оказали существенное влияние на развитие системы макроэкономических исследований в экономически развитых странах с рыночной экономикой, в которых в 50-е годы была разработана система национальных счетов (СНС). Она, в отличие от БНХ, имеет всеохватывающий характер и распространяется на всю экономику, включая сферу материального производства и услуг, которые считаются создателями новой стоимости и доходов. Показатели системы методологически согласованы между собой и отражают все этапы производства товаров и услуг, формирования, распределения и использования доходов, накопления, изменение активов по различным объектам экономического процесса.

Система показателей и методология СНС была разработана группой ученых разных стран - голландцем Э. Клиффом, англичанином Р. Стоуном, французом Р. Фроманом, экономистами из России В. Леонтьевым и С. Кузнецом и др. Значительный вклад в создание и развитие СНС внесли Дж. Хикс, Дж. Дерксен, К. Грюзон, Х. Бартелс, Ж. Маршаль, П. Студенский, М. Фриш и др. Широкое участие в создании СНС приняли международные экономические организации (МВФ, МБРР, ОЭСР и др.), а также ООН. В 1953 году был утвержден первый стандарт ООН по СНС для капиталистических и развивающихся стран. Система постоянно развивалась и совершенствовалась, в итоге в 1968 году был создан второй стандарт ООН, затем СНС-1993 и СНС-2008. История национального счетоводства и его основополагающие идеи нашли широкое отражение в отечественной литературе. Большой вклад в этой области внесли Б.И. Башкатов, А.Л. Вайнштейн, Э.Б. Ершов, Ю.Н. Иванов, Б.Л. Исаев, Г.Д. Кулагина, А.И. Пономаренко, В.М. Симчера, Т.В. Рябушкин, Б.Т. Рябушкин, Т.В. Хоменко и др.

Потребность в ряде показателей СНС появилась в нашей стране еще в 80-е годы по мере развития советской экономики и расширении ее международных связей, а практическая необходимость перехода на СНС была вызвана преобразованием плановой экономики в рыночную. В 1992г. была утверждена специальная государственная программа, предусматривающая реформу государственной статистики и приведение в соответствие с требованиями рыночной экономики действующей системы статистических показателей. Основой для разработки СНС в России послужил стандарт ООН СНС-93 и созданная на его основе европейская система интегрированных экономических счетов ЕSА [3].

Переход на СНС в России шел поэтапно, разрабатывалась система информационного обеспечения и осваивались приемы расчета и увязки показателей по мере перехода экономики на рыночные отношения. Основные ее показатели стали публиковаться с 1989 года [85, 102]. Главные трудности при внедрении СНС в практику отечественной статистики заключаются в формировании её информационной базы при изучении переходного характера экономики. Часть проблем информационного обеспечения СНС была связана с общими проблемами перестройки всей системы бухгалтерской и статистической отчётности, получения информации о деятельности малых, совместных, частных предприятий, коммерческих банков и бирж. Другая часть проблем – специфическая для СНС, она касается отражения нетоварных внешнеэкономических операций [140].

В настоящее время методология СНС достаточно полно представлена в нормативных актах [3, 8, 10, 11 и др.] и экономической литературе [37, 54, 104, 105, 113 и др.]. Оценивая современное состояние макроэкономической статистики в России [96] директор статистического отдела Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН Л. Братанова в 2011 году заявила, что она «соответствует международным стандартам и рекомендациям, предоставляется согласно графику. Вместе с тем в РФ еще предстоит внедрить систему национальных счетов, которая позволит более точно определять ВВП страны».

Определяя содержание системы национальных счетов, большинство специалистов сходятся во мнении, что это:

- «согласованная схема сбора, описания и увязки основных потоков информации, относящейся к производству, потреблению, накоплению и внешней торговле» [53];

- «согласованная схема для учёта и описания основных финансовых и имущественных потоков, относящихся к производству, потреблению, накоплению и внешней торговле» [10];

- «согласованный и точный экономический язык осознания главных проблем развития и изучения путей их решения» [80];

- «это система балансовых построений, предназначенная для комплексного анализа и отображения функционирования народного хозяйства» [56].

На наш взгляд, наиболее полным является определение, что «СНС – это система макроэкономических показателей функционирования государств с рыночной экономикой, отражающая весь процесс расширенного воспроизводства в обществе, его основные пропорции, закономерности, взаимосвязи и эффективность экономической политики государства» [61].

 

 

2. Основополагающей категорией национального хозяйства в модели СНС является экономический оборот. Он включает в себя, с одной стороны, движение товаров (продуктов и услуг), их производство, возмещение, распределение, потребление, накопление. С другой стороны – это движение потока доходов в стоимостной форме, их формирование, распределение, перераспределение, потребление и как итог всего движения – изменение величины финансовых активов.

Объектами экономического оборота являются все многообразные продукты и услуги, а также денежные средства и другие носители стоимости. Продукты и услуги, предназначенные для продажи на рынке, выступают в качестве товаров и являются рыночными. К нерыночным относят продукты, произведенные для собственного потребления, а также услуги государственных и общественных организаций, оказываемые населению бесплатно и не предназначенные для продажи.

Хозяйственные единицы осуществляют с объектами экономического оборота экономические операции. Различают текущие операции с продуктами и услугами (связанные с их производством, обменом, потреблением) и капитальные, приводящие к изменению объема активов. Операции бывают двусторонние, в которых участвуют два агента (продажа-покупка, передача-получение прав собственности или аренды), и односторонние (в которых имеется лишь один агент – потребитель продуктов собственного производства). В составе финансовых операций различают связанные с движением финансовых активов и изменением их структуры, и те, которые изменяют объем этих активов и формируют доходы.

Однородные экономические операции при их обобщении объединяют в потоки и затем отражают на отдельных счетах СНС.

Субъекты экономического оборота – это институциональные (хозяйствующие) единицы, его осуществляющие. К ним относятся, во-первых, юридические лица, самостоятельно владеющие активами, принимающие экономические решения и отвечающие по обязательствам, ведущие полный набор бухгалтерских счетов, – корпорации (общества, товарищества и другие коммерческие организации), квазикорпорации, некоммерческие организации и государственные бюджетные учреждения. Во-вторых, субъектами оборота являются физические лица и их группы, функционирующие как домашние хозяйства, то есть юридически независимые, самостоятельно располагающие своими ресурсами единицы, осуществляющие операции с другими единицами.

Резиденты – институциональные единицы, имеющие центр своих интересов на экономической территории страны. К ним относятся предприятия, организации и учреждения, действующие на территории страны, включая и контролируемые иностранным капиталом. К резидентам относятся все физические лица данной страны, включая проживающих за границей дипломатов и временно (меньше года) находящихся там командированных, туристов и студентов за весь период учебы. Иностранные граждане – дипломаты, военные, а также все временно проживающие на территории данной страны не являются ее резидентами.

Экономическая территория включает административно управляемую правительством данной страны территорию плюс воздушное пространство, внутренние территориальные воды, континентальный шельф в международных водах, а также территориальные анклавы за рубежом, используемые правительством данной страны на основе собственности или аренды для дипломатических, военных и других целей. Соответственно, территориальные анклавы других государств на территории данной страны в ее экономическую территорию не включаются. В пределах экономической территории перемещение товаров, денег и услуг осуществляется свободно.

Границы производства в СНС определяются как коллективное и индивидуальное производство продуктов и услуг для производственного, непроизводственного потребления и накопления, включая рыночный и нерыночный выпуск. Согласно СНС-93 в производство входят все виды деятельности, включая незаконные (запрещенные, нелицензированные) и скрытые с целью ухода от налогов (теневые), за исключением воровства и взяточничества (в России не учитываются и такие виды незаконной деятельности, как производство наркотиков, контрабанда, услуги сексуального характера). Вместе с тем, в понятие производства в СНС не включаются работы, осуществляемые в домашних хозяйств по приготовлению пищи, воспитанию детей, уходу за больными и мелкому ремонту (кроме работ, выполняемых прислугой по найму), предоставление другим лицам предметов длительного пользования (за исключением собственного жилья), а также услуги, которые оказывают студенты в процессе обучения.

 

 

3. СНС – система макроэкономических показателей функционирования современных государств с рыночной экономикой, отражающая весь процесс расширенного воспроизводства в обществе, его основные пропорции, закономерности, взаимосвязи и эффективность экономической политики государства. Она представляет собой итог всего национального счетоводства (первичного, бухгалтерского, банковского и статистического), основанного на единых методологических принципах и стандартах. СНС обобщает данные текущей статистики и специальных обследований, используя дополнительные расчеты и классификации институциональных единиц, видов экономической деятельности, экономических операций, активов, налогов, продукции и др.

При построении счетов субъекты экономического оборота (институциональные единицы) подразделяются, в первую очередь, по отраслям (видам деятельности), секторам экономики и регионам. Классификация видов деятельности по отраслям основана на выделении заведений, однородных по виду продукции и услуг, технологиям, составу затрат и находящихся в одном месте. Заведением может быть целое предприятие, производящее однородную продукцию, или его часть. Так, в сельскохозяйственном кооперативе, наряду с сельским хозяйством, могут быть выделены заведения промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В СНС различают хозяйственные отрасли с общностью по субъектам функций и однородных производств, а также чистые отрасли, производящие один вид продукции или группу однородных продуктов и услуг.

Отраслевая классификация в СНС проводилась в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией (МСОК). С 1 января 2005 года в системе статистического учета России осуществлен полный переход на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), который принципиально отличается от ранее действующего национального Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) как по принципам классификации субъектов экономики, так и по степени детализации видов деятельности.

ОКОНХ разрабатывался для централизованной плановой экономики, то есть был ориентирован на решение задач управления в условиях полного контроля за деятельностью предприятий и организаций со стороны министерств и ведомств, в подчинении которых они находились.

Переход к рыночной экономике резко изменил ситуацию и сопровождался высокой диверсификацией производства практически во всех отраслях. В результате этого, достаточно распространенным явлением стало наличие на предприятиях равнозначных по объемам разнородных производств. Возникли новые виды экономической деятельности. Классификация видов деятельности по ОКОНХ не позволяла обеспечить адекватное описание новых процессов и явлений, появившихся в рыночной экономике.

Объектом классификации в ОКВЭД является вид экономической деятельности, который характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства, используемые сырье и материалы.

По сравнению с ОКОНХ в ОКВЭД виды экономической деятельности классифицируются независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности хозяйствующих субъектов; не делается различий между рыночными и нерыночными видами экономической деятельности. Уровень детализации видов экономической деятельности по ОКВЭД значительно глубже, чем по ОКОНХ. В ОКОНХ предусматривалось примерно 800 группировок видов деятельности, в ОКВЭД – около 1800 [1].

Для углубления экономического анализа в связи с развитием экономики органам статистики предстоит разработать новые версии общероссийских классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД-2013) и продукции по видам деятельности (ОКПД-2013). Новые версии классификаторов предполагают значительные структурные изменения, что потребует перекодирования практически всех имеющихся статистических информационных ресурсов и проведения пересчетов ретроспективных динамических рядов статистических показателей [125]. Сейчас для обеспечения сопоставимости данных проводится пересчет ретроспективных рядов за период с 1995 по 2002 гг. [1].

Группировка субъектов экономического оборота по видам деятельности акцентирует внимание, в первую очередь, на технико-экономических аспектах воспроизводства без учета экономического статуса и поведения институциональных единиц. В связи с этим в СНС важнейшей группировкой является подразделение по секторам – группам институциональных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими в экономическом процессе функций и способа финансирования деятельности. Во внутренней экономике выделяют 5 крупных секторов: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства [84]. Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе [54].

К нефинансовым корпорациям относятся любые экономические единицы всех форм собственности, отраслей и организационно-правовых форм, производящие товары и нефинансовые услуги. Доходы этих единиц формируются за счет реализации товаров, цель их деятельности – получение прибыли. Часть издержек единицы данного сектора могут покрывать за счет субсидий из государственного бюджета. Сюда входят также некоммерческие организации, занятые рыночной деятельностью и обслуживающие предпринимателей с оплатой последними их услуг.

Финансовые корпорации – это банки, страховые учреждения, кредитные общества и ассоциации, инвестиционные компании, фонды, пенсионные фонды, фондовые биржи, брокерские, дилерские, трастовые и т.п. компании. Сюда также относятся Центральный банк России, а также некоммерческие организации, создаваемые и финансируемые финансовыми учреждениями. Основной функцией этих единиц является аккумулирование свободных денежных средств и предоставление их инвесторам по рыночным ценам (ставкам), или, другими словами, финансовое посредничество. Цель их деятельности – получение прибыли (кроме Центробанка и других некоммерческих организаций), а источник финансирования затрат – разница между суммами (процентами), полученными за предоставленные деньги и услуги, и уплаченными за их привлечение ресурсами.

Сектор государственного управления охватывают все институциональные единицы, предоставляющие нерыночные услуги обществу в целом, отдельным его членам или группам, а также осуществляющие перераспределение доходов и богатств. Прежде всего, это бюджетные организации, финансирующие свои издержки за счет налогов и частично за счет доходов от государственной и муниципальной собственности, которой они располагают. Данный сектор включает различные учреждения центрального и местных уровней: обороны, охраны правопорядка, государственного управления, регулирования экономики и финансовой деятельности, обслуживания сельского хозяйства и других отраслей, образования, здравоохранения, науки и научного обслуживания, культуры и искусства, спорта и физической культуры, социального обеспечения и т.д. Сюда включаются и государственные внебюджетные фонды (социального обеспечения, обязательного медицинского страхования, занятости, экологический и др.).

Домашние хозяйства – это отдельные физические лица и их группы, ведущие домашние хозяйства и потребляющие продукты и услуги других секторов. Сюда входит также предпринимательская деятельность без образования юридического лица, неотделимая от домашнего хозяйства, – мелкие предприятия (включая фермерские хозяйства), мелкие магазины, рестораны, мастерские, деятельность лиц свободных профессий и т.п. Здесь учитываются собственники жилья, в котором они проживают, а также платная наемная прислуга (няни, садовники, повара и др.). Наконец, к данному сектору относятся личные подсобные хозяйства населения, садовые, огородные и дачные некоммерческие объединения граждан, производящие продукцию для собственного потребления. Свои издержки домашние хозяйства покрывают за счет оплаты труда их членов, пенсий, пособий и других поступлений в порядке перераспределения доходов, за счет доходов от собственности, а также от реализации и использования продукции некорпорированных предприятий.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО), – это общественные, профсоюзные, политические, религиозные организации, благотворительные общества и фонды, добровольные спортивные общества, клубы по интересам и т.п., оказывающие нерыночные услуги своим членам. Их издержки покрываются за счет добровольных взносов членов организаций и пожертвований населения, а также доходов от собственности. В сектор НКО входят и подразделения предприятий, оказывающих социально-культурные услуги своим работникам бесплатно или по льготным ценам, не имеющим экономического значения (ведомственные жилища, поликлиники, больницы, клубы, стадионы, содержащиеся на средства предприятий).

Понятие институционального сектора, связанное с типом экономического поведения институциональной единицы в рыночных отношениях, является новым для российской статистики, традиционно ориентированной на отраслевые классификации. Поэтому для реализации разработки национальных счетов в разрезе институциональных секторов на практике требуется проведение целого комплекса работ. В первую очередь, это внедрение Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). Этот классификатор разработан на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС-93 к особенностям организации экономики России и утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2004 года №110. Для приведения секторальных счетов в соответствие принципам СНС требуется коренное преобразование исходной статистической информации на базе внедрения Классификатора институциональных единиц по секторам экономики [30].

Таким образом, субъекты экономического оборота в СНС могут рассматриваться по видам деятельности и институциональным секторам экономики. Кроме этого, их еще разграничивают по территориям производственной деятельности, что дает возможность анализировать некоторые макроэкономические показатели в разрезе субъектов РФ.

Наряду с классификацией операций и субъектов экономического оборота в СНС широко используются классификации налогов, активов и др.

Налоги на производство и импорт – это безвозмездные невозвратные платежи производящих институциональных единиц, взимаемые органами государственного управления в связи с производством товаров и услуг или использованием факторов производства. Они подразделяются на налоги на продукт, другие налоги на производство и налоги на импорт и импортные пошлины.

Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, продаваемых или импортируемых резидентами. Наиболее распространенными из них являются: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы и гербовые сборы за продажу алкогольных напитков, табака, топлива и некоторых других товаров; налоги на конкретные виды услуг (транспорт, связь, страхование, развлечения, игры, лотереи); экспортные и импортные пошлины; текущие обязательные платежи предприятий в государственные экономические и специальные внебюджетные фонды (в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в фонды технологического развития, ценового регулирования и др.).

Другие налоги на производство связаны с объемами используемых факторов производства и платежами за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Они не включают НДФЛ, налоги на прибыль предприятий и выплачиваются в государственный бюджет независимо от рентабельности производства. К ним относятся: налоги на заработную плату или рабочую силу; на землю, здания, сооружения, другие основные фонды; оплата лицензий; гербовые сборы при оформлении юридических документов; налоги на международные операции и др.

Отдельно от налогов рассматриваются субсидии на производство и импорт. Это текущие безвозмездные невозвратные платежи государства предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Субсидии на производство и импорт включают субсидии на продукты и импорт, субсидии на промежуточное потребление и другие субсидии на производство. Субсидии на продукты выплачиваются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг (регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек на производство). Субсидии на промежуточное потребление означают, что из государственного бюджета возмещается разница между определенной запланированной ценой и рыночной ценой на покупаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями материальные ресурсы (бензин, мазут, ДТ, уголь, тепло- и электроэнергию). Другие субсидии на производство пропорциональны объемам используемых факторов производства. Они выплачиваются предприятиям в связи с использованием труда особого контингента лиц (инвалидов, подростков), для поощрения применения определенных видов сырья, энергии и т.д., для стимулирования интереса к сохранению окружающей среды.

4. В СНС экономические операции оценивают в текущих рыночных ценах на момент их свершения.

Основным принципом расчета рыночного выпуска товаров и услуг является использование рыночных цен в период, к которому относится производство продукции. Нерыночные товары и услуги оценивают с использованием цен на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если их можно установить. Если рыночная цена отсутствует (как это обычно имеет место по услугам государственных учреждений и некоммерческих организаций), оценка осуществляется по затратам на производство.

Для определения рыночного выпуска используется следующая система цен.

Цена производителя – выручка за единицу товара или услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты (кроме НДС, акцизов и налогов на импорт), исключая подлежащие получению субсидии на продукты и импорт.

Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу реализуемого продукта или услуги без налога на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий на структуру производства и образования доходов в различных отраслях экономики. Рыночный выпуск в отраслях определяют по основным ценам, чтобы устранить влияние разных ставок налогов и субсидий на структуру производства и образование доходов. Если оценка производства осуществлялась по ценам производителей, производят пересчет в основные цены. Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оценивают в основных ценах на аналогичные товары и услуги. Оценка нерыночного выпуска, по которому нет экономически обоснованных цен, ведется по затратам, включающим промежуточное потребление, оплату труда наемных работников с отчислениями, другие налоги на производство за вычетом субсидий и потребление основного капитала в сумме амортизации.

Цена покупателя - это цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.

Показателем конечных результатов производства по экономике в целом служит валовой внутренний продукт (ВВП), а по видам деятельности - валовая добавленная стоимость (ВДС). ВВП представляет собой стоимость совокупности конечных товаров и услуг, созданных резидентами за определенный период, выраженную в основных или рыночных ценах [114]. ВДС исчисляется только в основных ценах производственным методом как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением [140]. ВВП соответствует добавленной стоимости, так как это сумма валовой добавленной стоимости всех производителей-резидентов и налогов на продукты () за вычетом субсидий на продукты ().

Для целей экономического анализа важно получение показателей не только за год, но и по кварталам и месяцам. Основным показателем ВВП является годовая оценка. Квартальные оценки ВВП разрабатываются в целях предварительного определения ожидаемых результатов года, а также для характеристики текущей экономической динамики; являются внутригодовыми показателями, значения которых уточняются в ходе построения годовых оценок на основе более детальной информации. Месячные оценки ВВП не могут непосредственно интегрироваться в квартальные и годовые оценки. В анализе необходимо следить за сопоставимостью данных, поскольку годовые, квартальные и месячные оценки ВВП пересматриваются во взаимной связи и в определенном порядке.

Годовые оценки пересматриваются в четыре этапа: 1-я оценка (предварительная) проводится в январе года, следующего за отчетным на основе оперативных данных; 2-я оценка (уточненная) проводится в октябре года, следующего за отчетным на основании годовых статистических отчетов предприятий, отчета об исполнении бюджета, баланса Банка России, дополнительной информации; 3-я оценка (уточненная) осуществляется в марте второго (после отчетного) года на основании согласования годовых и внутригодовых данных и 4-я оценка (окончательная) проводится в октябре второго (после отчетного) года на основе данных межотраслевого баланса.

Квартальные оценки также пересматриваются в четыре этапа, а месячные уточняются в два этапа: 1-я оценка (предварительная) проводится до окончания текущего месяца на основе расчетных данных; 2-я оценка (уточненная) осуществляется через две недели после окончания отчетного месяца на основе оперативной информации [83].

Поскольку ВВП исчисляется в фактических (текущих) ценах, то для оценки физического объема ВВ, ПП и ВВП проводятся расчеты в постоянных (сопоставимых) ценах. Для исчисления ВВП в постоянных ценах существуют такие общие методы переоценки:

1. Метод дефлятирования с помощью индексов цен состоит в делении стоимости потребления (накопления) в текущем периоде на индекс, выражающий изменение цен в текущем периоде к ценам в базисном периоде. Эта процедура переоценки может быть описана математически следующим образом:

, где

- количество товаров (услуг) в текущем периоде;

- цены в текущем и базисном периодах;

- стоимость товаров (услуг) в текущем периоде в текущих ценах;

- индекс цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом;

- стоимость товаров (услуг) текущего периода в ценах базисного периода.

2. Метод экстраполяции предполагает исчисление показателей в постоянных ценах путем умножения стоимости в текущих ценах в базисном периоде на индекс физического объема, выражающий соотношение физического объёма в текущем периоде по сравнению с базисным периодом. Эта процедура расчета описывается с помощью следующего равенства:

= , где

- количество товаров (услуг) в базисном периоде;

- стоимость товаров (услуг) в базисном периоде;

- индекс физического объёма товаров (услуг) в текущем периоде по сравнению с базисным периодом.

3. Метод прямой переоценки основан на процедуре исчисления показателей в постоянных ценах путём умножения количества произведённой (использованной) продукции на соответствующие постоянные цены [107].

 

 

5. При составлении национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых можно выделить следующие:

1. Принцип формы «Т». Все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

2. Принцип двойной записи. Каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.

3. Принцип последовательности воспроизводственного цикла. Все счета представлены в следующей последовательности: производство образование доходов распределение доходов использование доходов.

4. Балансовый принцип. Регистрация всех экономических потоков в форме балансов.

5. Принцип расчетных категорий. Балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.

Национальные счета представлены счетами внутренней и внешней экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: