Дисциплина «Менеджмент (по отраслям)»
Практическая работа
Тема.Принятие управленческих решений
Цель: закрепить теоретические знания, сформировать умения выбирать методы при принятии рационального управленческого решения, приобрести навыки классификации управленческого решения.
Задания для практического выполнения:
Задание 1. Укажите стиль принятия управленческого решения по классификации В.Вруума и Ф.Йеттона при следующих условиях:
№ | Условия принятия решения | Стиль принятия решения |
На предприятии создалась ситуация, требующая немедленного изменения технологического процесса. Для руководителя, имеющего достаточный опыт и квалификацию, может быть важным мнение главного технолога и начальника планово-экономического отдела. | ||
В связи с предстоящим сокращением численности работников на предприятии образовались оппозиционные мини-группы, лидеры которых отстаивают личные мнения, создалась конфликтная ситуация | ||
Проблема, возникшая на предприятии, нова и неординарна. Руководитель не располагает достаточным количеством информации для ее решения, и для него важны мнения сотрудников. В коллективе царит атмосфера демократии и взаимопонимания. | ||
В организации предстоит провести сокращение численности работников. Предстоящее решение не совпадает с личными целями сотрудников. Руководитель пользуется авторитетом и его мнение воспринимается позитивно членами группы. | ||
Проблема, по которой предстоит принять решение, является для руководителя достаточно сложной и новой. У него недостаточно информации, которую легко получить от подчиненных. Однако групповое обсуждение нецелесообразно. | ||
При принятии решения возникли разногласия и голоса разделились на равные части. Времени для дальнейшего обсуждения недостаточно. Имеются результаты объективного анализа. |
Задание 2. Заполните таблицу, указав, какой способ принятия управленческого решения (коллективный или индивидуальный) предпочтительнее:
|
1. в условиях дефицита времени;
2. для избежания субъективизма;
3. для большей продуманности возможных последствий;
4. при наличии конфликтной ситуации;
5. при низкой квалификации сотрудников;
6. для снижения сопротивления несогласных.
Коллективный способ | Индивидуальный способ |
Задание 3. Заполните таблицу, указав вид принимаемого решения (запрограммированное или незапрограммированное) в зависимости от ситуации:
Ситуация | Вид решения | |
Новые, неординарные условия | ||
Число возможных альтернатив ограниченно, и они легко формулируются | ||
Стандартные, регулярно повторяющиеся ситуации | ||
Ситуация, где требуются глубокие знания, интуиция |
Задание 4. По итогам года руководство организации решило премировать один из отделов своей организации. В качестве критерия выбора отдела руководитель использовал коэффициент качества управленческих решений, принимаемых в данных отделах.
Рассчитайте коэффициенты качества управленческих решений во всех отделах организации и определите отдел, который следует премировать. Данные о деятельности отделов приведены в таблице.
Уровень качества управленческих решений по структурным подразделениям
|
Структурные подразделения | Количество принятых управленческих решений (Рп) | Количество выполненных управленческих решений (Рв) | Количество выполненных некачественных управленческих решений (Рн) |
Бухгалтерия | |||
Финансовая служба | |||
Производственный отдел | |||
Маркетинговая служба | |||
НИОКР |
Задание 5. В целях повышения эффективности хозяйственной деятельности руководством компании «Горячий хлеб», которая производит и реализует хлебобулочные изделия, были изменены функциональные обязанности работников и сокращен один человек.
За выполнение дополнительных функций работникам увеличили оплату труда. В результате проведенных изменений себестоимость продукции уменьшилась на 1%, цена изделий снизилась на 0,5%, но общая цена реализации увеличилась на 5% из-за увеличения объема продаж. Общие показатели до и после реализации УР приведены в таблице.
На основе имеющейся информации необходимо:
1) рассчитать прибыль компании до и после реализации УР;
2) рассчитать экономическую эффективность управленческого решения
следующими методами:
а) косвенным методом сопоставления различных вариантов;
б) методом конечных результатов при доле УР в эффективности производства,
равной 20% (К=20%).
Период | Выручка от реализации продукции в месяц, млн. руб. (В) | Общие затраты в месяц, млн. руб. (З) | Прибыль, млн. руб. (П) |
До реализации УР | 4,78 | 3,68 | |
После реализации УР | 5,24 | 3,42 |
Задание 6. Определите проблему и примите решение по алгоритму:
|
1. Выработка и постановка цели (формулировка проблемы)
2. Изучение проблемы
3. Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений
4. Рассмотрение вариантов решения. (Оценка всех плюсов и минусов, по каждому варианту)
5. Выбор и окончательное формулирование решения
Инструкция: Внимательно прочитайте практические ситуации и с помощью конспекта, Интернет ресурсов ответьте на поставленные вопросы.
Тест: руководитель, принимая управленческое решение, должен уметь повлиять на подчиненных с тем, чтобы убедить их в правильности решения, заручиться поддержкой, что обеспечит качественное исполнение решения. Проверьте наличие у вас такой способности.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
3. Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был не изменен?
9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
10. Любите ли вы менять обстановку у себя дома и переставлять мебель?
11. Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
12. Любите ли вы дразнить самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?
Оценка результатов. Подсчитайте набранное вами количество баллов по приведенной таблице.
Ответ | Вопрос | ||||||||||||
Да | |||||||||||||
Нет |
35-65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать им на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуем. Вы не любите ничего делать «через силу». При этом вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а зачастую оказываясь и неправильно понятым. А жаль!