Музыкальное оформление балета «Коллекция»




Нигматуллина Дария Ильдаровна

 

Экспликация балета «Коллекция»

 

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки

52.03.01 «Хореографическое искусство»

(уровень бакалавриата)

 

Направленность (профиль) программы

«Искусство балетмейстера»

(Балетмейстерская деятельность)

 

Квалификация — бакалавр

Форма обучения – очная

 

Руководитель –

доцент, к.фил.н.

Яковлева Н. А.

 

подпись

 

 

Санкт-Петербург

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………….3

Музыкальное оформление балета «Коллекция»……………..….10

Описание балета «Коллекция»……………………..……………..13

Либретто балета «Коллекция»…………………………..………...19

Сценарный план балета «Коллекция»……………………...……..21

Заключение.........................................................................................28

Литература…………………………………………….…………….29

Введение

Темой представленной ВКР является "Экспликация одноактного балета "Коллекция" по мотивам одноименной пьесы.

В данной ВКР описывается, поясняется и разбирается одноактный балет "Коллекция", поставленный по одноименной пьесе английского драматурга, писателя, прозаика, актера и режиссера, лауреата Нобелевской премии по литературе 2005 года Гарольда Пинтера. Данный автор в своих произведениях, неважно, будь то драма или проза, стремится заглянуть вглубь мечущейся, ранимой человеческой души, понять, что движет людьми, приоткрыть завесу тайн их внутреннего мира. [1]

Гарольд Пинтер родился в 1930 году в еврейской семье. Вырос в одном из бедных районов Лондона – Ист-Энде. Его отец был портным, семья жила небогато. В 1948 году он поступил в Королевскую академию драматического искусства, но так и не окончил ее ввиду отсутствия средств. Его профессиональная жизнь началась с актерской деятельности в одной из ирландских театральных трупп, и продолжалась в течение девяти лет. Одновременно с этим Пинтер начал писать стихи. Первая пьеса собственного сочинения "День рождения" ("The Birthday Party") была написана и поставлена в 1957 году в Бристольском университете. Успех к главному драматургу Британии второй половины двадцатого века пришёл вместе с пьесой "Сторож" ("Caretaker")[2]. Кроме того, начиная с 60-х годов Пинтер написал несколько сценариев по собственным пьесам. В его биографии

 

можно отметить и несколько небольших ролей в кино: дядя Бенни в "Портном из Панамы" ("The Tailor of Panama", 2001 год, режиссер Джон Бурман), сэр Томас Бертрам ("Mansfield Park", 1999 год, режиссер Петриша Розема). Гарольд Пинтер в начале 1970-х годов стал активным членом движения за права человека. Ярким эпизодом его биографии является расследование случаев пыток и физического притеснения литераторов в Турции, предпринятое по инициативе Международного ПЕН-клуба совместно с драматургом Артуром Миллером в 1985 году. Драматург неоднократно выступал против политики Турции в отношении курдов, против нарушения свободы слова в Центральной и Южной Америке, действий США в Никарагуа, обличал двойные стандарты политики Великобритании и США во время войны в Югославии, Персидском заливе, Афганистане и Ираке.

В марте 2005 года Пинтер заявил о прекращении занятий драматургией с целью сосредоточения на политике и написании стихов.

В октябре 2005 года британскому драматургу и сценаристу была вручена Нобелевская премия в области литературы с официальной формулировкой следующего содержания: "… в своих пьесах драматург раскрывает пропасть между обыденностью и входом в закрытые пространства подсознания, Пинтер вернул театр к его основным элементам: закрытому пространству, непредсказуемому диалогу, когда люди предоставлены милосердию друг друга, и любое притворство рассыпается на куски. В своих произведениях Пинтер показывает пропасть между ежедневным обыденным общением и силой стесненного подсознания"[3]. Помимо этого, драматург является обладателем огромного количества различных наград и премий: кавалер ордена Британской империи (1966 год), Европейской литературной премии (1977 год), чилийского ордена "За

 

заслуги" (1992 год), Почетный "Мольер" (1997 год), Шекспировской премии, Европейской премии по литературе, премии Пиранделло и многих других.

В декабре 2008 года, в возрасте 78 лет, выдающегося британского драматурга Гарольда Пинтера не стало.

Многие из исследователей творчества автора относят его работы к театру Абсурда. Основными характерными чертами этого направления являются: отсутствие явного драматического конфликта, обесценивание личности человека и превращение его в абстрактный предмет, нелогичность и нелепость окружающего мира, ощущение всепоглощающего ужаса и неизвестности, мотив аллегорий и сновидений, насыщенность символами и скрытыми смыслами (которых может быть бесчисленное множество)[4]. Вообще, многим авторам-модернистам и Театру Абсурда в целом, характерно полное порывание связей с традицией классического театра. В отличие от них, Гарольд Пинтер обнаруживает в своем творчестве синтез использования выразительных средств и форм классического театра, совмещая таким образом черты модернизма и реализма. Поэтому, несмотря на то, что Гарольда Пинтера причисляют к драматургам-абсурдистам, в его пьесах присутствуют черты психологического реализма и абсурдистского модернизма.

В творчестве автора можно выделить три периода. Первый охватывает 1957-1959 годы, во время которых создаются "комедии угрозы", в которых главные герои, ощущая постоянный страх перед окружающей действительностью и потенциальным насилием, самоизолируются от общества. В этот период создаются "Комната" (1957), "День рождения" (1957), "Лёгкая боль" (1959). В пьесах второго периода (1960-1967) автор

 

показывает героев, стремящихся найти свое "Я" через других. Отныне персонажи, ощущая свою неподлинность, пытаются удостоверится в своем существовании путем непрерывного контакта хотя бы с одним человеком. К данному периоду относятся: "Сторож" (1960), "Коллекция" (1961), "Возвращение домой" (1965). Центральной темой пьес третьего периода (1968-1981) автора становится: "…тема обращенных к прошлому воспоминаний, в которых герои пытаются найти себя, смысл прожитой ими жизни, разобраться в своих взаимоотношениях с близкими им людьми и понять окружающий мир"[5]. Произведения этого периода "Ночь" (1969), "Давние времена" (1971), "Голоса семьи" (1981).

Пьеса "Коллекция" ("The Collection", 1961) относится ко второму периоду творчества Гарольда Пинтера. Четверо её главных героев, супруги Джеймс и Стелла, партнёры Билл и Гарри, принципиально не могут наладить контакт между собой, так как не "слышат" и не хотят услышать друг друга. Сюжет строится вокруг потенциальной измены Стеллы своему мужу: "Персонажи долго выясняют, что же на самом деле произошло с двумя из них в Лидсе, где они были проездом. Возможно, переспали, возможно, только собирались это сделать, а возможно, даже не познакомились. Что там было на самом деле – Пинтера не интересует, его интересуют тайные сцепления людских взаимоотношений и стойкая напряженность диалога"[6]. Персонажи совершают большое количество разнообразных действий, ведут пространные диалоги, которые, тем не менее, не помогают им прояснить отношения. Пьесе характерно зеркальное построение. Сцена разделена на две

 

 

части. Действие укладывается в два дня. Героям присуща повторяемость действий и диалогов. Во всем царит двойственность.

Несмотря на то, что на первый взгляд сюжет пьесы – лёгкий абсурдистский анекдот о возможной супружеской измене, в ней отражена проблема разрыва личностных и эмоциональных привязанностей человека в современном обществе. Люди перестают быть самими собой и играют роли, навязанные извне. Это особенно актуально сегодня, в эпоху постиндустриального общества, когда отрыв людей друг от друга становится фатальным, а виртуальный мир вытесняет мир реальный.

В балете "Коллекция" по пьесе Пинтера темы двоемирия и зеркальности играют одну из важных ролей. Четверо главных героев переходят из одной реальности в другую, не всегда понимая, которая из них истинна. Вся история – комбинация различных фрагментов, повторяющих пинтеровский текст.

Пространство сцены решено таким образом, что мы видим одновременно две квартиры. Линии на полу отсылают одновременно и к теннисному корту, и к подиуму, и к шахматной доске. Действие перетекает одно в другое, наслаивается.

Мотив коллекции является метафорой человеческих отношений. Билл и Стелла – люди-вещи, которыми "владеют" их азартные и собственнические вторые половины. Все играют роли: эфемерной жены, любовника, мужа, обманутого партнёра. Герои не могут искренне и открыто показывать свои эмоции и душевные порывы, ведь тогда действия в предложенной реальности отойдут от схемы. Такие люди не осознают своей деградации и считают приравнивание себя к вещам нормой.

Впрочем, двое героев – Билл и Стелла, все же делают попытку вырваться из этого порочного круга, но возвращаются обратно в него, осознавая невозможность сломать этот "театр жизни", полный условных ролей.

 

Все четверо персонажей имеют разные характеры, которые обуславливают различный хореографический язык каждого из героев.

Стелла – тихое, замкнутое, женственное создание. Она красива, кокетлива и загадочна. В то же время, внутри нее сосуществуют как бы две грани одной личности, что особенно заметно, когда героиня остается на сцене в одиночестве, исполняя свои монологи. Ее хореографическому языку характерна контрастность, резкая смена стилистики движений, что поддерживает мотив двойственности ее личности и наличие у нее внутренних переживаний и душевных терзаний.

Джеймс – муж Стеллы. Человек с четкими установками и простым пониманием действительности. Он функционирует в предлагаемых обстоятельствах. Персонаж никак не может отпустить мысль о потенциальной измене жены, смакуя роль обманутого мужа. Его собственническую натуру задевает возможная свободолюбивость Стеллы. Герой несколько отличается от остальных действующих лиц, "выпадая" из двусмысленной жеманности модного мира. Его движения (например, тяжёлая поступь, резкие tours) выражают резкость и прямолинейность его характера. Тем не менее, он также играет предложенную роль от начала и до конца.

Билл – предполагаемый любовник Стеллы, существо деланно насмешливое и не принимающее всё всерьёз. Его пластика свободна и расслаблена. Присутствует большое количество движений в различных техниках modern dance. Он является жертвой постоянных манипуляций со стороны Гарри. Ощущает себя очаровательной игрушкой в руках властного, помешанного на контроле партнёра.

Гарри – опытный и эффектный мужчина. Выступает для Билла богатым покровителем, меценатом, а потому относится к нему, как к части своей коллекции. Герою нравится ощущать свою власть и превосходство над другими, снисходить до окружающих. Если что-либо не поддаётся его

 

контролю, выказывает раздражение. Пластика Гарри вальяжна, присутствуют легатированные движения.

Гости на вечеринке в Лидсе - 6 человек кордебалета, несут вспомогательную функцию. Они являются фантазией, сном и представляют собой "ожившую декорацию", способствуя созданию атмосферы таинственности. Характер их движений во время "сцен в Лидсе" в корне отличается от хореографического языка остального балета. Движения то размашисты и залегованы, то просты и естественны.

При выборе звукового оформления балета "Коллекция" было необходимо разнообразие мотивов, их контрастность, многогранность и глубокая драматическая наполненность.

 

Музыкальное оформление балета «Коллекция»

 

В балете использована музыка Софии Губайдулиной и Иоганна Филиппа Кирнбергера. Разработкой музыкальных тем, сведением материала и аранжировкой занимались талантливые молодые композиторы Пётр Юрченко и Ригель Винская.

София Асгатовна Губайдулина – один из ключевых композиторов второй половины двадцатого века, обладающая ярким индивидуальным стилем. Родилась в 1931 году в Чистополе. С юных лет проявляла интерес к музыке и ее написанию. Училась в музыкальной школе № 1 имени П. И. Чайковского и казанской музыкальной гимназии по классам фортепиано и композиции. В 1963 году окончила Московскую государственную консерваторию. [7]Особенностями музыкального стиля композитора являются нетривиальные сочетания музыкальных инструментов, обращение к восточной музыке и ее тематическое сопоставление с музыкой "западной", яркая контрастность сочинений, интерес к духовной и психологической тематике. Автор использует додекафонную технику, умело соединяет вокальную и инструментальную музыку, добиваясь их изысканного переплетения. Все это способствует невероятной живописности и точности в передаче образной среды. Композитор охотно идет на эксперимент, пишет электронные произведения ("Vivente – non vivente", 1970 год), а также музыку к фильмам "Вертикаль" (1967 год), "Маугли" (1971 год), "Чучело" (1983 год). К наиболее значимым произведениям Губайдулиной можно отнести "Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных" (1965 год), "Concordanza" для ансамбля

 

инструментов (1971 год), кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968 год) и "Рубайят" (1969 год), "Perception" для солистов и ансамбля струнных (1983 год), "Семь слов Христа" для виолончели, баяна и струнных (1982 год) и др.[8]

Разнообразие музыкального языка способствует широкому использованию произведений автора, в том числе в хореографических постановках. В балете "Коллекция" частично использованы следующие музыкальные произведения автора: "Quasi hoquetus for basoon, piano and viola" (1984 год), "Quintet for Piano, Two Violins, Viola and Violoncello - IV. Presto", "Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных - IV. Allegro disperato" (1965), " Концерт для фагота и низких струнных – I часть" (1975). Образная среда данных произведений созвучна постмодернистскому характеру пьесы Гарольда Пинтера. Выбор перечисленных сочинений обусловлен наличием многообразия мелодического звучания, контрастными переходами между лирическим тематизмом и стаккатированными акцентами, что соотносится с внутренним наполнением хореографического материала.

В балете также представлена музыка Иоганна Филиппа Кирнбергера (1721 – 1783), служащая контрастным акцентом в музыкальном полотне спектакля.

Иоганн Кирнбергер - композитор, педагог и теоретик немецкого происхождения, ученик И. С. Баха. Автор множества сочинений для клавесина и органа. Создатель "кирнбергеровой" темперации.[9]

Барочный характер использованного произведения автора ("Sonata A Tre In G Minor") отражает искусственный, манерный мир fashion-индустрии.

В музыкальном оформлении спектакля приняли участие молодые композиторы Пётр Юрченко и Ригель Винская.

 

 

Пётр Юрченко родился в 1995 году в городе Тольятти в музыкальной семье. В 2015 году закончил тольяттинский музыкальный колледж им. Щедрина по классу теории музыки. С 2017 года обучается в Петербургской консерватории, на отделении композиции (класс С. М. Слонимского). Работает в современных (джаз, эстрадная музыка) и классических жанрах. Среди сочинений фортепианные и камерно – инструментальные произведения: квартет, увертюры, сонаты, пьесы, циклы миниатюр для фортепиано, прелюдии и др.

Ригель Винская родилась в городе Пятигорске в 1995 году. Окончила ДМШ им.Сафонова по классу фортепиано и теоретическое отделение школы АМК при МГК им. Чайковского. На данный момент является студенткой Санк-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (класс А.В. Танонова). Среди сочинений – вокальные и вокально-инструментальные циклы произведений. За годы учебы в Консерватории неоднократно становилась лауреатом международных и всероссийских конкурсов по композиции и фортепиано.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: