Либретто балета «Коллекция»




Действующие лица:

Джеймс

Стелла – жена Джеймса

Гарри

Билл – партнер Гарри

Гости на вечеринке в Лидсе

Главные герои балета – супруги Стелла и Джеймс, партнеры Билл и Гарри. Все они заняты в индустрии моды.

Джеймс, узнав, что Стелла якобы изменила ему во время деловой поездки в Лидс, не может перестать представлять картину ее страстного возможного адюльтера. Он решает познакомится поближе с потенциальным любовником жены.

Утром Стелла собирается по делам. Она пытается заговорить с мужем, но он молчалив и пассивен. Героиня не подает виду, что расстроена и уходит.

В доме Гарри ведет себя раздражительно с Биллом. Последний пытается не обращать внимания, изображая легкость и непосредственность.

Джеймс приходит в дом Гарри, чтобы найти Билла. Его встречает сам хозяин, который удивлен появлению непрошенного гостя.

В квартире Стелла в лунном свете предается размышлениям. Ей скучно и одиноко. Она чувствует себя красивой вещью в мире таких же "вещей", которые лишь изображает эмоции.

В доме Гарри Джеймс наконец встречается с Биллом. Муж уверен, что прав, и хочет услышать признание любовника. Билл удивлен. Он не понимает в чем дело и не знает, кто такая Стелла. Джеймсу не важно мнение Билла. Он все для себя уже решил.

 

 

Утром Гарри и Билл занимаются повседневными делами. Гарри все время поглядывает на Билла, не доверяя своему протеже. Билл чувствует себя собственностью этого властного коллекционера, занятным

приобретением. Показная легкость и расслабленность – его способ защититься от "мертвого" мира вокруг. В своей квартире Джеймс и Стелла ведут разговор. Стелла пытается быть милой, но муж холоден и саркастичен. Героиня чувствует себя частью коллекции мужа, висящим на стене мертвым цветком под стеклом. К Стелле приходит Гарри, который хочет выяснить правду о событиях в Лидсе. Она уверяет его, что все было невинно и все это выдумки мужа.

В доме Гарри Билл и Джеймс вновь предаются игре в эмоциональные "кошки-мышки". Джеймс ранит руку Билла ножом. Это видит Гарри, тайно наблюдавший за ними, и вмешивается. Он сообщает Джеймсу, что говорил с его женой, и что вся эта ситуация – недоразумение. Билл зол и хочет вырваться из порочного круга манипуляций партнера. Он не подтверждает слов Гарри. Джеймс возвращается к себе в квартиру, где находится Стелла. Он пытается заговорить с женой, но она лишь смотрит на него с сочувствием и пониманием. Произошедшее в Лидсе остается невыясненным.

 

Сценарный план балета «Коллекция»

 

Номер сцены Содержание балетной сцены Действующие лица Хореог. форма Муз. форма продолжительность
  1) Джеймс исполняет короткий монолог на авансцене. Он мучается, представляя себе сцену измены своей жены в Лидсе. У него в руке красное яблоко. 2) Джеймс проходит вглубь, на уровень первой кулисы. Из темноты показывается фигура Стеллы. Джеймс взаимодействует с ней посредством пантомимы. И замирает. Четыре луча высвечивают четырех главных героев пьесы – Гарри, Билла, Стеллу и Джеймса. Они стоят в одну линию, на расстоянии друг от друга, замерев, словно манекены. 3) Стелла отходит вглубь сцены. Воображаемая Джеймсом Сцена в Лидсе. Массовый танец Гостей на вечеринке. Любовный дуэт Стеллы и Билла.   Джеймс Стелла Билл Гарри Гости на вечеринке в Лидсе     Монолог Пантомимная сцена Массовая сцена Дуэт Sonata A Tre In G Minor; Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных - IV. Allegro disperato 3 минуты 50 секунд
  1) Квартира Джеймса. С правой стороны сцены - короткий дуэт Джеймса и Стеллы (частично пантомимный). Джеймс темнит, холодно ведет себя, отмалчивается. Левая часть сцены – ЗТМ. 2) Дом Гарри. Высвечивается левая часть сцены. Дуэт Гарри и Билла. Гарри раздражается всему, Билл не понимает в чем дело. Билл уходит   Джеймс Стелла Билл Гарри   Дуэт Дуэт Quintet for Piano, Two Violins, Viola and Violoncello - IV. Presto 2 минуты
  Дом Гарри. Джеймс приходит к Гарри. Короткая пантомимная зарисовка. Затемнение. Джеймс Гарри   Пантомимная сцена Quasi hoquetus for basoon, piano and viola 35 секунд
  1) Квартира Джеймса. Лунный свет. Монолог Стеллы. Сначала идет только ее монолог, затем на него накладывается остальное (побочное) действие на сцене. 2) Высвечивается дом Гарри. Короткая пантомимная зарисовка у Билла. 3) Проходка Гарри. Смотрит на Билла и уходит. 4) Джеймс приходит к Биллу после ухода Гарри. Стелла еще подсвечена. 5) Затемнение на Стелле.   Джеймс Стелла Билл Гарри   Монолог Пантомима Quasi hoquetus for basoon, piano and viola 3 минуты
  Дом Гарри. Дуэт Билла и Джеймса. Они разыгрывают сцену в Лидсе. На заднем плане высвечиваются неподвижные фигуры Гостей на вечеринке в Лидсе. Фантазия пересекается с реальностью. Джеймс заставляет Билла показывать как все было, издеваясь над ним Полное ЗТМ Джеймс Билл Гости на вечеринке в Лидсе   Дуэт Quasi hoquetus for basoon, piano and viola 2 минуты
  1) Дом Гарри. Короткий дуэт Гарри и Билла (частично пантомимный). 2) Квартира Джеймса. Дуэт Стеллы и Джеймса. Они не понимают друг друга. Между ними царят напряжение и пренебрежение одновременно. 3) Джеймс уходит.   Джеймс Стелла Билл Гарри   Дуэт Пантомима Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных - IV. Allegro disperato 2 минуты
  1) Квартира Джеймса. Короткая пантомимная зарисовка у Стеллы. Приходит Гарри. Короткий дуэт Гарри и Стеллы. Они обсуждают, что в Лидсе ничего не было между Стелой и Биллом. На заднем плане показан Лидс и Гости на вечеринке. Стелла взаимодействует то с Гарри, то с Биллом, пребывая в двух реальностях сразу. С началом следующей сцены (№8), Стелла прощается с Гарри. Гарри уходит к себе домой. Стелла Гарри Гости на вечеринке в Лидсе Билл   Пантомима Дуэт Массовая сцена Sonata A Tre In G Minor; Quasi hoquetus for basoon, piano and viola 2 минуты
  Дом Гарри. Дуэт Джеймса и Билла. Они играют в эмоциональные поддавки. Гарри тайно наблюдает за ними. Джеймс полушутя, полуагрессивно кидает в Билла нож, который слегка ранит последнему руку. Гарри вмешивается в действие. Трио Джеймс, Гарри и Билл. Гарри пренебрежителен к Биллу и не сердится на Джеймса. Он уверяет Джеймса, что вся эта ситуация – недоразумение. Ее, как и все в этой жизни не следует принимать слишком серьезно. Билл не подтверждает, что ничего не было. Джеймс утихомирил свой пыл. Он идет в свою квартиру к жене. Гарри Джеймс Билл Дуэт Трио Quintet for Piano, Two Violins, Viola and Violoncello - IV. Presto 3 минуты
  1) Квартира Джеймса. Стелла лежит на кровати, Джеймс приходит домой и смотрит на нее. Пантомимная сцена.   2) Стелла встает и проходит вглубь сцены, где показан Лидс с Гостями на вечеринке. Там уже присутствует Билл.     Джеймс Стелла Билл Гарри Гости на вечеринке в Лидсе   Пантомимная сцена Массовая сцена Sonata A Tre In G Minor; Quasi hoquetus for basoon, piano and viola 55 секунд

 

Заключение

Балет "Коллекция" призывает зрителей к размышлению о взаимоотношениях в современном обществе, в котором человек перестал представлять собой целый мир, а является лишь удобной функцией.

Задачей данного балета было показать мир героев пьесы Гарольда Пинтера, на примере которых автор и мы попытались проанализировать особенности поведения людей, в рамках эмоциональной обособленности и скупости. Если человек, по каким-либо причинам не умеет и не хочет искренне и правдиво выражать свои переживания и мысли, он превращается в безликий абстрактный объект, обречённый играть одну и ту же роль до конца своей жизни, которую навязало ему общество. При этом само его существование превращается в "театр абсурда". Единственный путь к спасению – слушать и слышать друг друга, проявляя эмоциональную вовлечённость, сопереживание и доверие.

Человеческие отношения – это тема, которая волнует множество авторов во все времена. Она всегда будет актуальна и востребована, поскольку неисчерпаема.

 

Литература

1. Кобахидзе М.Б. Драматургия Гарольда Пинтера: (Идейно-худож. специфика его творчества), Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1983. - 25 с.

2. Марина Зайонц / Культура №3, 27 января – 2 февраля, 2000

3. Пинтер Г. Коллекция: [пьесы] / Гарольд Пинтер; [пер. с англ., вступ. ст. Ю. Фридштейна]. - Санкт-Петербург: Амфора, 2006. - 557, [2] с.

4. Портал о классической музыке, опере и танце Belcanto: сайт. URL: https://www.belcanto.ru/gubaidulina.html

5. Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М.: Композитор, 2008. — 400 с.

6. Чакаре В.О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н.Ф. Симпсона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук, 1989, / ЛГУ. - Л., 1989. - 14 с.

7. Штейнпресс Б. С. Энциклопедический музыкальный словарь. – М., Советская энциклопедия, 1966. - 632 с.

8. Dukore B. F. Where laughter stops: Pinter's tragicomedy / Bernard F. Dukore. - Columbia; London: Univ. of Missouri press, Cop.1976. - [2], 74 с.; 20 см. - (Aliterary frontiers ed.). - "Bibliogr. note on Harold Pinter's plays": с. 74

9. Gordon L. G. Stratagems to uncover nakedness: The dramas of Harold Pinter / By Lois G. Gordon. - Columbia (Miss.): Univ. of Missouri press, Cop.1969. - [3], 63 с.; 20 см. - (Missouri lit. frontiers series; N 6)

10. Hayman R. Harold Pinter: [Description and critical assessment of all Pinter's plays] / By Ronald Hayman. - London: Heinemann, 1968. - VIII, 80 с.; 2 л. ил.: ил.; 18 см. - (Contemporary playwrights). - Библиогр.: с. VII

 

11. Hollis J. R. The poetics of silence / [By] James R. Hollis; With a pref. by Harry T. Moore. - [2d print.]. - Carbondale; Edwardsville; London; Amsterdam: Southern Illinois univ. press Feffer & Simons, 1971. - XIV, 143 с.; 21 см. - (Cross-currents. Modern critiques). - Библиогр.: с. 137-140

12. Prentice P. The Pinter ethic: The erotic aesthetic / Penelope Prentice. - New York; London: Garland, 2000. - CXVI, 452 с.: портр.; 23 см. - (Studies in modern drama; Vol. 3). - (Garland reference library of the humanities; Vol. 2237). - Библиогр.: с. 421-439. - Указ.: с. 441-452

13. Quigley A. E. The Pinter problem / Austin E. Quigley. - Princeton (N. J.): Princeton univ. press, Cop.1975. - XIX, 294 с.; 22 см. - Библиогр.: с. 279-291

14. The Art of crime: the plays and films of Harold Pinter and David Mamet / ed. by Leslie Kane. - New York; London: Routledge, 2004. - X, 242 с.; 24 см. - (Studies in modern drama). - Библиогр. в конце гл.. - Указ.: с. 237-242

15. The Cambridge companion to Harold Pinter / Ed. by Peter Raby. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2001. - XIX, 272 с.: ил., портр.; 23 см. - (Cambridge companions to literature). - Библиогр.: с. 262-265. - Указ.: с. 266-272

 

 


[1] Dukore B. F. Where laughter stops: Pinter's tragicomedy / Bernard F. Dukore. - Columbia; London: Univ. of Missouri press, Cop.1976. - [2], 74 с.

[2] The Cambridge companion to Harold Pinter / Ed. by Peter Raby. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2001. - XIX, 272 с.

[3] Современная драматургия. – 2006. - С.118

[4] По материалам Чакаре В.О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н.Ф. Симпсона: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук, 1989, / ЛГУ. - Л., 1989. - 14 с.

[5] Кобахидзе М.Б. Драматургия Гарольда Пинтера: (Идейно-худож. специфика его творчества), Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - Тбилиси, 1983. - 25 с.

[6] Марина Зайонц / Культура №3, 27 января – 2 февраля, 2000

[7] Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М.: Композитор, 2008. — 400 с.

 

[8] Портал о классической музыке, опере и танце Belcanto: сайт. URL:

https://www.belcanto.ru/gubaidulina.html (дата обращения 18.05.2019)

 

[9] Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966. – 632с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: