в его общественной жизни.




Тема урока “Стили речи»

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
  4. Практические задания.
  5. Тестовые задания.
  6. Рефлексия. Оценочная карта знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особо тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(В. Солоухин)

Определите основную мысль этого стихотворения. Установите этимологию слова «Здравствуйте», каково его первоначальное значение?

 

Актуализация знаний: (Слайд 1)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском литературном языке как высшей форме национального языка, обработанного и нормированного, повторим стили речи, их специфические особенности и характерные черты, сделаем стилистический анализ текста.

Эпиграфом урока послужат слова лингвиста В. Виноградова (слайд 2)

Высокая культура разговорной и письменной речи,

умение пользоваться его выразительными средствами –

Самая надежная рекомендация каждого человека

в его общественной жизни.

Литературный язык имеет свои признаки: нормированность, стилистическая неоднородность, наличие двух форм (устной и письменной)

Нормированность. Что же является нормой в языке? (Учебник страница 257) (слайд 3,4)

Где зафиксированы литературные нормы? (слайд4)

Послушайте стихотворение о стилях речи и скажите, для чего нужно определять правильно стиль речи?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом. Ребята, посмотрите на доску. Вы видите таблицу «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Стиль речи С какой целью говорим В какой обстановке говорим Речевые жанры Языковые средства выражения Стилевые черты речи
           

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь.

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей (по группам).
Задания первой группы:

1. Опираясь на известный материал о стилях речи, определить стиль текста, спроецированного на экране (Разговорный стиль).

При выполнении этого задания используется опорная схема:

  1. Сфера употребления стиля.
  2. Цель употребления стиля.
  3. Лексические особенности стиля.
  4. Характерные черты стиля.

2.Выявить структурные особенности «жанра» ссоры в диалоге, описанном психологом М. Гинзбург: сопоставьте реплики, определите цель каждой; проследите, как реплика-ответ зависит от содержательного и формального наполнения реплики-стимула; выявите стандартные блоки, употребляемые в «жанре» ссоры.
Мальчишка опустил голову, а мужчина и женщина с двух сторон развернулись к нему. Первой начала женщина.
— Опять ты являешься домой в час ночи! Что же это такое! И когда это кончится!
— А чего тут особенного? — пробурчал парень. — Ну, гуляли, ну, задержался немного!
— Нет, вы только послушайте, — ничего особенного! Мы ночами не спим, места себе не находим, не знаем, где он, что с ним, а он — ничего особенного!
— А чего вы не спите? Спали бы себе. Что со мной такого может случиться!
Тут в разговор вступил отец. Для начала он бухнул кулаком по столу.
— Как ты разговариваешь! Посмотри, до чего мать довел! Шляешься где-то со своими дружками! Это надо еще выяснить, чем вы там занимаетесь!
— Не с дружками, а с друзьями, — огрызнулся мальчишка. — И ничего особенного мы не делаем.
— Знаю я твоих друзей! Один другого чище.
— Да что ты о моих друзьях знаешь? — обиделся парень.
— Ничего не знаю и знать не желаю. И вообще, я тебе с ними дружить запрещаю.
— Подумаешь, запретитель какой нашелся. У самого-то какие друзья...
— Ты что себе позволяешь! Мал еще меня обсуждать. Кончено, с этого момента без моего разрешения — ни шагу. Из дома — в школу, из школы — домой. По часам проверять буду.
— Ну и проверяй. А я вообще из дома убегу.
— Ничего, — с угрозой в голосе пообещал отец. — Милиция разыщет. А мы с тобой тогда иначе поговорим.

Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику. Для этого стиля характерны эмоциональность, образность.

Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Рассмотрим речевую ситуацию, компонентами которой являются. (слайд 7)

1. Обстановка - где?

2. Цель общения – с какой целью?

3. Собеседник – с кем?

После того, как стиль определён, заполним графу таблицы. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Задания второй группы:

1.Прочитайте стихотворение, определите стиль, назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)

Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Задания третьей группы:

1.Определите, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте, назовите характерные особенности его и сферу употребления:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..

Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль? (слайд 10)Речевая ситуация (слайд 11)

В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Задания четвертой группе:

1. Подумайте, какую задачу ставит автор статьи? Назовите характерные особенности и сферу употребления.

Сенсация! Найдено средство вечной молодости! Сегодня в деревне Петухова местным участковым был обнаружен склад молодильных яблок. Тайна, над которой бились не одно столетие, оказалось, была спрятана в недрах старого сарая деда Савелия. Местные жители утверждают, что дед Савелий, делает из молодильных яблок чудодейственный самогон, который излечивает все болезни. Пока комментариев от хозяина участка не поступало, в данный момент он находится в нетрезвом состоянии после дегустации алкогольного средства собственного производства. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что находка позволит стабилизировать экономику страны, занять лидирующие позиции на мировой арене в индустрии красоты и косметологии и обеспечить население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Авторская задача состоит в том, чтобы убедить читателя, что молодильные яблоки обеспечат население здоровьем и красотой на десятилетия вперед.

Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи? (слайд 13). Заполните таблицу.

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Преподаватель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика (слайд 14).

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Задание пятой группе:

1.Определите стиль речи, его особенности и сферу употребления (слайд 15).

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Практические задания.

1.Составьте по образцу официально-деловые бумаги: заявления, характеристики, заявки, доверенности, объяснительной записки, автобиогрофии.

Расписка.
Я, Елена Тихонова, ученица 9 класса «Б» школы № 65, получила в школьной библиотеке 5 (пять) экземпляров «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой для проведения урока русского языка. Книги обязуюсь вернуть в этот же день.

Автобиография.
Я, Петров Пётр Петрович, родился 1 января 1983 году в селе N Вол-ой области в семье рабочего.
В 1989 году поступил в первый класс школы № 444 города N.
В настоящее время закончил 9 класс школы № 444 г. N.
Мой отец, Петров Пётр Петрович, 1955 года рождения, работает в школе. Моя мать, Петрова Зинаида Ивановна, 1955 года рождения, работает воспитательницей в детском саду.
II. Характеристика.

В характеристике отмечаются деловые качества человека, а индивидуальные качества лишь для того, чтобы их описание помогло полнее раскрыть деловое, общественное лицо человека.

Тестовые задания.

Преподаватель: На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, рассмотрели речевые ситуации.

Думаю, что теперь несложно вам будет выполнить тестовые задания (тематическое тестирование по трем вариантам).

Преподаватель: Подведём итоги. Итак, таблица «Стили речи» заполнена!

Самопроверка. (Приложение 1)

Рефлексия.

Преподаватель: Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

А теперь попрошу вас оценить урок, используя высказывания различных стилей речи (от каждой группы) и заполнить оценочную карту урока (Приложение 2).

7. Домашнее задание. Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица). Выполнить творческую работу, используя один из видов стиля (сочинение – эссе, научная статья, деловые бумаги (объяснительная записка, доверенность, резюме), заметка в газету).

 

 

Приложение 1

Вариант №3

1. 1. Уместен в неофициальной обстановке при общении с хорошо знакомыми людьми:

А) разговорный стиль; В) художественный стиль; С)публицистический;

Д) официально – деловой стиль; Е) научный стиль

1. 2. Определите, какая из характеристик соответствует разговорному стилю:

А) Сфера применения – делопроизводство;

В) Сфера применения – общение в быту;

С) Сфера применения – радио, телевидение, газеты;

Д) Сфера применения – учебники, учебные пособия, статьи;

Е) Сфера применения – художественная литература

1. 3. Определите, какой стиль используется в устной форме:

А) публицистический; В) научный; С) официально – деловой;

Д) разговорный; Е) художественный

1. 4. Стиль, который используется для написания статей конституции государства, законов, указов о назначении на государственные посты:

А) официально – деловой; В) научный; С) публицистический;

Д) художественный; Е) разговорный

1. 5. Публицистический стиль используется для

А) романов, эссе; В) инструкции; С) выступлений в печати, на телевидении;

Д) научных отчётов; Е) разговорной речи непринуждённого характера

1. 6. Воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей – цель:

А) разговорного стиля; В) художественного стиля;

С) публицистического стиля; Д) официально – делового стиля;

Е) научного стиля

1. 7. Научный стиль употребляется в:

А) общении граждан с учреждениями и учреждений между собой;

В) научных трудах учёных для выражения результатов исследовательской

деятельности;

С) словесно – художественном творчестве;

Д) обыденной речи, в беседах;

Е) агитационно – массовой деятельности

1. 8. Воздействие на слушателей и читателей для пропаганды общественно – политических идей, цель:

А) публицистического стиля; В) официально – делового стиля;

С) разговорного стиля; Д) художественного стиля; Е) научного стиля

1. 9. Определите стиль текста:

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах

между облаками и земной поверхностью. Эти разряды – молнии

сопровождаются сильными осадками.

А) публицистический; В) официально – деловой;

С) разговорный; Д) художественный; Е) научный

1. 10. Укажите, какой стиль используется для написания учебников, учебных пособий:

А) художественный; В) научный; С) разговорный;

Д) официально – деловой; Е) публицистически

 

 

Приложение 2

Таблица «Стили речи»

Стиль речи С какой целью говорим В какой обстановке говорим Речевые жанры Языковые средства выражения Стилевые черты речи
Разговорный Для непосредствен ного повседневного общения; делимся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам В непринуждённой неофициальной обстановке Дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма Разговорная и просторечная лексика Эмоциональность, образность, конкретность, простота речи
Научный Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов В официальной обстановке Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация Терминологическая и профессиональная лексика Логичность, объективность, смысловая точность, отвлечённость и обобщённость
Официально-деловой Сообщение, информирование В официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности) Законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, инструкции, объявления Официально-деловая лексика, устойчивые, стандартизированные обороты речи Точность, не допускающая иного толкования
Публицистический Функция воздействия через средства массовой коммуникации В официальной обстановке; выступления в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь Общественно-политическая лексика Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность
Художествен ный Изображение и воздействие на читателя   Роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, Использование всех богатств лексики Образность, эмоциональность, экспрессивность, использование возможностей других стилей

Приложение 3

Оценочная карта урока

Этап урока Самооценка
1. Домашнее задание  
2. Терминологический диктант.  
3. Работа по теории, сообщение (подчеркнуть)  
4. Тест  
5. Практическое задание (определение стиля текста)  
6. Творческое задание (составление текста определённого стиля)  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: