Пояснительная записка
Цель программы: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, как одной из основных частей общей культуры личности. Раскрытие способностей и таланта, помощь в реализации творческих идей.
В жизни современного общества возрастает роль искусства в воспитании всесторонне развитой личности, богатой эмоциями, относящейся к жизни творчески, с максимальной отдачей сил, знаний, умений. Наиболее массовое искусство - музыка. А среди музыкальных инструментов наибольшей популярностью в нашей стране пользуется шестиструнная гитара. Интерес к этому инструменту приводит любителей гитары в кружки, студии, музыкальные школы.
Основной целью программы является воспитание в учениках чувства любви к прекрасному и творческого отношения к жизни путем приобщения к музыкальному искусству.
Задачи:
1. Дать учащимся основные теоретические знания и практические умения, и навыки игры на шестиструнной гитаре;
2. Способствовать музыкальному развитию ребенка;
3. Развивать творческие способности, раскрывающие личностные особенности учащихся;
4. Воспитать у учащихся любовь к родной культуре, стране,
толерантное отношение к другим народам;
5. Научить петь под гитару, познакомить с творчеством бардов. Изучить основные аккорды и техники исполнения.
Возраст учащихся от 7 лет. Физиологически ребёнку этого возраста
не просто ставить полноценные аккорды на гитаре, т.к. ладонь маленькая и пальчики не могут крепко зажать струну. На данном этапе применяются не сложные упражнения, направленные на общее укрепление руки, разучиваются простые мелодии, изучается ритм и длительность звучания нот. Гитара сложный для звукоизвлечения инструмент и только к 10 годам у детей крепнет мелкая моторика руки, что позволяет успешно продолжить обучение.
|
Наибольший интерес к гитаре проявляется у подростков, которые рассматривают гитару, прежде всего как способ самовыражения, самоутверждения и социальной адаптации.
Гитара как аккомпанирующий инструмент широко используется в быту и художественной самодеятельности, поэтому учащиеся получают практические навыки аккомпанемента.
Большую пользу для музыкального развития учащегося приносит игра в ансамбле, развивающая гармонический слух, умение слушать других, играть ритмично, синхронно. В классе гитары практикуются дуэты, трио, смешанные ансамбли.
Технические средства: музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), наглядный материал – схемы аккордов, презентации.
Временная нагрузка:
1 годобучения - всего 36 часов (4 часа в месяц).
Форма подведения итогов: участие в тематических концертах образовательного учреждения, открытые уроки, где ребята показывают результаты своей работы.
Ожидаемые результаты
Часов обучения (4 месяца)
Должен знать:
o Устройство гитары;
o Назначение каждой части инструмента;
o Методы настройки гитары;
o Специальную терминологию: аппликатура, арпеджио, аккорд;
o Схемы обозначения пальцев;
o Буквенное обозначение основных аккордов;
o Историю развития авторской песни, имена основателей этого жанра.
Должен уметь:
o Играть аккорды первой позиции: Am; Dm; D; D7; Е; Еm; G; С; А7; А;
o Быстро и чётко переставлять пальцы с аккорда на аккорд;
|
o Использовать 5 приёмов извлечения звука («щепок», «щелчок», «вальс», «простой перебор», «сложный бой»);
o Уметь настраивать инструмент;
o Сопровождать песенный материал разнообразными приёмами игры.
Ожидаемые результаты
Часов обучения (5 месяцев)
Должен знать:
o Специальную терминологию: звукоряд, тон, полутон, альтерация, размер, длительность, такт, пауза;
o Буквенное обозначение мажорных, минорных и септаккордов (F;H;Hm;Cm;Gm;Fm;H7;C7;G7;F7);
o Творчество поэтов-песенников (В. Высоцкий, А.Розенбаум, Ю. Визбор, О. Митяев, В.Цой).
Должен уметь:
o Грамотно читать буквенные обозначения аккордов, табулатуру;
o Самостоятельно подбирать по слуху аккомпанемент знакомых песен и мелодий;
o Свободно транспонировать мелодию в разные тональности;
o Исполнять правильно около 50 песен в вокальном варианте.
Характеристика содержания образовательного процесса
16 часов
- Тема: вводное занятие.
Цель: адаптировать детей к новым условиям деятельности.
Содержание: знакомство, правила поведения, инструктаж по охране труда. Репертуар. Режим работы.
Форма: занятие.
Метод: рассказ, беседа.
- Тема: общие сведения о гитаре.
Цель: познакомить с историей развития гитары и её устройством.
Содержание: История развития гитары. Названия и назначения каждой части инструмента. Основной метод настройки гитары. Правила содержания инструмента.
Практическая работа: настройте инструмент.
Метод: беседа, объяснение, личный показ, упражнения.
Форма: занятие.
- Тема: посадка, постановка рук, аппликатура.
Цель: выработать правильную осанку при игре на гитаре, научить работать по схемам обозначения пальцев.
|
Содержание: осанка, положение рук, схематическое обозначение пальцев.
Практическая работа: вырабатывание правильной посадки и осанки при игре на гитаре, отработка правильной постановки правой и левой руки при исполнении песен.
Метод: беседа, личный показ, упражнения.
Форма: занятие, занятие-практикум.
- Тема: приёмы извлечения звука.
Цель: научить различным приёмам извлечения звука.
Содержание: приёмы боя, «приглушка», виды арпеджио, трезвучный, «щепок».
Практическая работа: отработка приёмов извлечения звука.
Метод: беседа, личный показ, упражнение.
Форма: занятие, занятие-практикум.
- Тема: аккордовая техника.
Цель: ознакомить с основными приемами аккордов, добиться звучания всех струн и быстрого перехода с аккорда на аккорд, развивать чувство ритма.
Содержание: мажорные и минорные аккорды, септаккорды, темп, ритм.
Практическая работа: отработка чёткого звучания изученных аккордов и быстрого перехода с одного аккорда на другой.
Метод: беседа, личный показ, упражнения.
Форма: занятие, занятие-практикум.
- Тема: вокальное исполнение.
Цель: формировать основные певческие навыки, развивать музыкальный слух, музыкальную память, певческую эмоциональность.
Содержание: артикуляция, певческое дыхание, выразительность исполнения, чистое интонирование, унисон.
Практическая работа: отработка певческого дыхания, певческой эмоциональности.
Метод: личный показ, упражнение, беседа.
Форма: занятие, занятие-практикум.
- Тема: авторская песня.
Цель: познакомить с движением авторской песни.
Содержание: история развития авторской песни, основатели жанра, походные и туристические песни, творчество поэтов-песенников (Ю.Визбор, Б.Окуджава, Ю. Ким, В.Высоцкий и т.д.).
Практическая работа: разучивание и исполнение бардовских песен.
Метод: беседа, презентации, мультимедийная наглядность.
Форма: занятие.
- Тема: Концертная деятельность.
Цель: научить исполнительскому мастерству на сцене.
Содержание: согласованность пения и аккомпанемента, выразительность исполнения, эмоциональность, раскрытие творческого замысла автора.
Метод: личный показ, упражнений, наглядности.
Форма: репетиции, выступления, занятие-творчество.
- Тема: итоговое занятие.
Цель: подвести итоги учебного полугодия.
Содержание: выявление и поощрение лучших детей.
Метод: беседа, анкетирование.
Форма: занятие.