Краткая клиническая характеристика часто встречающихся зрительных заболеваний и рекомендации по организации коррекционной работы




Зрительный диагноз Характеристика состояния органа зрения Этиология Особенности работоспособности зрения Рекомендации к организации коррекционной работы
1. Атрофия зрительного нерва Нарушение проводящих нервных путей, связывающих сетчатку со зрительным центром. Следствие воспалительных или застойных процессов в зрительном нерве. Сопровождается резким падением зрения. Быстрое зрительное и общее утомление. Сужение границ поля зрения, скотомы, нарушение цветовосприятия зеленого и красного цветов Лечение невролога, четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок, увеличение контрастности и насыщенности пособий, особое внимание к белому и красному цвету (объекты данных цветов предъявлять на фоновых экранах,, замена мелких предметов на их увеличенное изображение, использование пособий для бисенсорного восприятия, дополнительное освещение, равномерность освещения, подбор пособий и их расположение с учетом нарушений поля зрения, снижение нагрузки перцептивного поля (на 40% по сравнению с нормой).
2. Катаракта (у детей чаще носит врожденный характер) Помутнение вещества или капсулы хрусталика глаза Пороки развития глаза, часто передаются по наследству, вследствие нарушения обмена веществ у матери в период беременности, внутриутробное воспаление сосудистого тракта у плода (токсоплазмоз, вирусные инфекции) По мере развития катаракты снижение остроты зрения от незначительного на начальных этапах до полной его потери в условиях полного помутнения хрусталика.   Лечение хирургическое. После чего, идет работа по восстановлению остроты зрения. Подбор натуральных объектов и их изображений различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки (с мелкими объектами) Цветоисполнение пособий преимущественно в желто-красно-оранжевых тонах Контроль за правильным использованием глазных линз и сменных очков Виды работ – без сотрясения тела Использование лупы для восприятия мелких объектов. При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
3. Глаукома (у детей чаще всего врожденная) Повышение внутриглазного давления, нарушения зрения, изменение глазного дна Аномалии эмбрионального развития дренажной системы, вследствие патологических состояний беременности женщины (инфекции, отравления, авитоминоз, териотоксикоз, травмы) Гидрофтальм (водянка глаза) Сужение поля зрения, нарушение световой адаптации, снижение остроты зрения, возможна атрофия зрительного нерва, приводящая к слепоте. Дозировать нервно-психические и физические нагрузки или избегать их. (провоцирующие повышение внутриглазного давления, например наклоны туловища вниз). Четкое выполнение распорядка дня, ограничение приема жидкости, регулирование работы желудочно-кишечного тракта, спать рекомендуется с высоким положением головы, просмотр телепередач не более одного часа в день. Натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением Пособия повышенной контрастности Выделение существенных (сигнальных) признаков объектов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования объектов Исключить просмотр видео, кинофильмов в затемненном помещении Исключить выполнение заданий, где необходима мелкая деталировка Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями Наличие подставок для рассматривания иллюстраций, образцов, книг Ограничение силовых физических нагрузок (в 20 раз), избегать пребывание на солнцепеке При остром приступе (резкое повышение внутриглазного давления) снять нагрузку, освободить от занятий При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
4. Стойкое помутнение роговицы (бельмо) Остатки воспалительных инфильтратов с элементами дистрофии и дегенерации ткани роговицы Перенесенный кератит (эндогенные и экзогенные факторы) Резкое снижение остроты зрения, иногда до полной его потери. Амблиопия. Правильное и своевременное лечение кератитов. Рекомендуется работа в режиме зрительных нагрузок (по Л.А. Григорян)
5. Дегенерация сетчатки (у детей чаще тапеторетинальная дистрофия сетчатки)     -отслойка сетчатки Тяжелое прогрессирующее заболевание сетчатки глаза Наследственная патология     Эмбриональная наследственно атонические факторы, механические факторы, гемодинамика Ухудшение зрения в сумерках, сужение поля зрения (трубочное зрение, скотома), нарушение остроты зрения, цветоощущения. Щадящий режим зрительной работы и развитие компенсаторных возможностей за счет сохранных анализаторов для успешной ориентации в окружающем мире. Максимальный контраст, насыщенность При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие; используется поэтапная методика подачи материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей Избегать перегрузки перцептивного поля (до 10 рассматриваемых объектов) Осуществляется коррекционный контроль за распадом сформированных представлений Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами Избегать длительных наклонных движений, резких движений, подъемов тяжестей (особенно при отслойке сетчатки) При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение. Использовать лупу при рассматривании мелких объектов.
6. Заболевания сосудистого тракта -увеит   -иридоциклит     Поражение сосудистого тракта глаза   Поражение радужной оболочки и цилиарного тела       Воспаление сосудистого тракта глаза   Специфическое (сифилис, туберкулез), неспецифическое воспаление. Нарушение зрения и его функций (снижение остроты зрения, нарушение поля зрения, гемералопия). Светобоязнь. При осложнении возможно формирование катаракты, повышение внутриглазного давления, отслойка сосудистой оболочки.     Щадящий охранительный режим зрительной работы. Лечение основного заболевания. Формирование способов компенсаторного ориентирования в окружающем мире за счет потенциальных возможностей психики. При осложнениях – ограничение физических нагрузок вплоть до полного их исключения, исключить компьютер, мелькающий экран. Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг.  
7. Миопия (злокачественная, прогрессирующая) Сильный вид рефракции Чаще приобретенная, вследствие: зрительной работы на близком расстоянии, наследственное обусловленности, ослабленной склеры, повышение внутриглазного давления. Понижение остроты зрения. При миопии высокой степени – как осложнение возможна отслойка сетчатки. Щадящий охранительный режим зрительной работы, четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок. Стационарная неосложненная миопия хорошо корригируется очками. При миопии высокой степени: Исключить при чтении мелкий шрифт; высота букв (цифр) в тетради 5-5,5 мм, на доске – 12-14 см; межбуквенные пространства 3 мм Мелкие натуральные объекты заменить увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки Изобразительные пособия для бисенсорного восприятия Максимальный контраст, насыщенность Минимальная загруженность перцептивного поля Цветоисполнение пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах Черные изображения – с увеличением контрастности в 2 раза Постоянный контроль за осанкой Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов Упражнения на тренировку аккомодации Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг. Использовать лупу при рассматривании мелких объектов.  
8. Микрофтальм Врожденная аномалия развития глаза, характеризующаяся уменьшением всех его размеров Внутриутробные патологические процессы. Понижение остроты зрения. Характер пособий зависит от остроты зрения.  
9. Альбинизм Врожденная аномалия, характеризующая отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже. Внутриутробные патологические процессы. Практически прозрачная радужная оболочка, светобоязнь, понижение остроты зрения. Ограничение светового потока, светозащитные или дырчататые очки, контактные, затемненные линзы с прозрачным центром Характер пособий зависит от остроты зрения.
10. Гиперметропия Слабый вид рефракции Врожденная, со временем самостоятельно корригируется, возрастное ослабление аккомодации. Плохо видят предметы, расположенные на близком расстоянии. В дошкольном возрасте – постоянная очковая коррекция даже небольшой степени гиперметропии. Школьникам – при средней степени гиперметропии - очки для работы на близком расстоянии, при высокой – для постоянного ношения. Развитие резервных возможностей рефракции и аккомодации. Частая перефокусировка взора, чередование зрительной работы вблизи с переведением взгляда вдаль.
11. Астигматизм Сочетание различных видов рефракции или комбинация в одном глазу различных степеней одной и той же рефракции Чаще врожденный, приобретенный (после перенесенных глазных заболеваний или операций) Нет четкого видения предметов и объектов. Снижение остроты зрения. Быстрое наступление зрительного утомления. В зависимости от степени его проявления, может быть очковая коррекция. Если нет эффекта очковой коррекции, то показано оперативное вмешательство. Однако, при сложном астигматизме, даже кератопластика может не дать положительного результата. В этом случае может развиваться вторичное косоглазие. Четкое дозирование зрительных и физических нагрузок, частый отдых для глаз. Характер пособий зависит от остроты зрения.
12. Афакия Отсутствие хрусталика   Выраженное снижение зрения, амблиопия. Подбор натуральных объектов и их изображений различной величины, сложности и деталировки в зависимости от остроты зрения При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки (с мелкими объектами) Цветоисполнение пособий преимущественно в желто-красно-оранжевых тонах Контроль за правильным использованием сменных очков: для дали и для близи. Использование лупы для восприятия мелких объектов. При повышенной зрительной нагрузке – дополнительное освещение.
13. Ретинопатия Тяжелая патология сетчатки и стекловидного тела Возникает у глубоко недоношенных детей, вследствие тяжелой патологии беременности Выраженное снижение зрения вплоть до слепоты Охранительный режим
14. Нистагм Самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды - изображение на сетчатке всегда расфокусировано     Снижение остроты зрения. Увеличение времени восприятия объектов. Трудности фиксации взора, нарушение прослеживающих функций глаз. Необходимо затрачивать значительно больше внимания и энергии в процессе фиксации зрительного стимула с целью возникновения адекватного образа - темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное - четкое дозирование зрительных нагрузок, частый отдых для глаз, снижение темповых нагрузок. Использовать подставку для рассматривания иллюстраций, образцов, книг. Избегать перегрузки перцептивного поля. Рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров, сравнительный разбор объектов.

Рекомендуемая литература

1. Аветисов, Э.С. Методические рекомендации по организации лечения детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / Э.С. Аветисов. – М.: Медицина, 1978. – 27 с.

2. Аветисов, Э.С. Содружественное косоглазие [Текст] / Э.С. Аветисов. – М.: Медицина, 1977. – 312 с.

3. Алексеев, О.Л. Анатомия, физиология и патология органа зрения [Текст]: учебное пособие / О.Л. Алексеев. – Урал.гос.пед.ун-т.: Екатеринбург, 2004. – 85 с.

4. Базарный, В.Ф. Зрение у детей [Текст] / В.Ф. Базарный. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. – 52 с.

5. Базарный, В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде [Текст] / В.Ф. Базарный. – М.: Сергиев Посад, 1995 – 42 с.

6. Белецкая, В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников [Текст]: пособие для учителей / В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.

7. Белостоцкая, Е.М. Гигиена зрения детей дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Белостоцкая. – М., 1975. – 25 с.

8. Гарбузов, В.И. Нервные дети [Текст] В.И. Гарбузов. – М., 1990. – 173 с.

9. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видов образовательных учреждениях. // Вестник образования, 1997. - № 10.

10. Глазные болезни [Текст]: Учебник / под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 448 с., ил.

11. Григорьева, Л.П. Психофизиологическое исследование зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П. Григорьева. – М.: Педагогика, 1988. – 150 с.

12. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях [Текст] / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М.: [Б.и.], 1994. – 33 с.

13. Григорян, Л.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях [Текст] / Л.А. Григорян, Т.П. Кащенко. – М., 1994. – 33с.

14. Григорян, Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.А. Григорян // Вопросы изучения обучения и воспитания аномальных детей. – М., 1978. – С. 24-41.

15. Демирчоглян, Г.Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей [Текст] / Г.Г. Демирчоглян. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 160 с., ил.

16. Демирчоглян, Г.Г. Школа здоровья глаз [Текст] / Г.Г. Демирчоглян. – СПб.: ИК «Комплект», 1996. 264 с., илл.

17. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина - М: Экзамен, 2006. – 159 с.

18. Иванов, В.В. Травмы глаз у детей [Текст] / В.В. Иванов. – М.: Медицина, 1983. – 24 с.

19. Кальфа, С.Ю. Глаукома: Советы врача больному глаукомой [Текст] / С.Ю. Кальфа. – М.: Издательство «МЕДГИЗ», 1958. – 31 с.

20. Кантор, В.З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих [Текст] / В.З. Кантор. – СПб.: КАРО, 2004. – 240 с.

21. Каплан, А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение [Текст] / А.И. Каплан. – М.: Педагогика, 1979. – 200 с.

22. Каплан, А.И. Если ребенок плохо видит [Текст] / А.И. Каплан, Н.Г. Морозова. – М.: Педагогика, 1968. – 77 с.

23. Каплан, А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушением зрения [Текст] / А.И. Каплан // Дефектология. – 1973. – № 6. – С.12-16.

24. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1979. – 329 с.

25. Ковалевский, Е.И. Берегите зрение детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1994. – 159 с.

26. Ковалевский, Е.И. Офтальмология [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1995. – 477 с.

27. Ковалевский, В.А. Внутренняя картина болезни у часто болеющих старших дошкольников [Текст] / Е.И. Ковалевский // Педиатрия. – 1998. – № 1. – С. 57-61.

28. Ковалевский, Е.И. Берегите зрение детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1994. – 159 с.

29. Ковалевский, Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей [Текст] / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1991. – 221 с.

30. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 1987. – 184 с.

31. Медведь, Л.И. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах-яслях [Текст] / Л.И. Медведь. – Кишинев: Штиинца, 1976. – 117 с.

32. Невская, А.А. Влияние дефектов базовых функций зрения на формирование зрительных представлений у младенцев первого года жизни [Текст] / А.А. Невская, Л.И. Леушина // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. – М.: [Б.и.], 1999. – с. 88.

33. Невская, А.А. Формирование наглядно-образного мышления у младенцев первого года жизни с дефектами зрения [Текст] / А.А. Невская, Л.И. Леушина, В.М. Бондаренко // Физиология человека. – 1998. – № 3. – С. 20.

34. Сековец, Л.С. Состояние двигательной сферы у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения [Текст] / Л.С. Сековец. // Дефектология. – 1991. – № 3. –С. 85-87.

35. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Н.Новгород.: изд-во Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с.

36. Сековец, Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 143 с.

37. Серодеева, Р.Ш. Коррекционная направленность предметного преподавания с учетом нарушения зрения обучающихся [Текст] / Р.Ш. Серодеева, Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 2004. - № 6. – С. 22-31.

38. Тупоногов, Б.К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект [Текст] / Б.К. Тупоногов // Дефектология. – 1998. – № 5. – С. 58-63.

39. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методич. пособие [Текст] / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.

40. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева. – СПб.: КАРО, 2007. – 256 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: