КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ




СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Анафилактический шок - наиболее тяжёлая форма аллергической реакции, чаще развивается в ответ на парентеральное введение лекарственных препаратов (пенициллин, сульфаниламиды, сыворотки, вакцины, белковые или контрастные препараты и т.д.). В 10% случаев анафилактический шок заканчивается смертью пациента. Основными причинами смерти являются острая сосудистая недостаточность, асфиксия в результате отека гортани, тяжелого бронхоспазма, тромбозы сосудов и кровоизлияния в жизненно важные органы (головной мозг, надпочечники и др.).

Все эти данные говорят о важности изучаемой темы для будущих медицинских работников. Следует подчеркнуть огромную роль среднего медперсонала в профилактике изучаемой патологии. Большое значение имеет своевременное выявление предрасположенности к аллергическим реакциям. Изучение данной темы является важным для дальнейшей профессиональной деятельности медсестер.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебные цели:

- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений, факторов риска возникновения анафилактического шока;

- углубить знания студентов по лечению и профилактике данного заболевания;

- развивать профессиональные умения по оказанию неотложной доврачебной помощи и ухода за больными с анафилактическим шоком;

Знать:

З. 1. Классификацию аллергенов.

З.2 Определение понятия «анафилактический шок». Причины развития и факторы

риска.

З.3 Клинические проявления заболевания. Этапы сестринского процесса.

З.4 Диагностика и лечение. Алгоритм неотложной доврачебной помощи при анафилактическом

шоке.

З.5 Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

Уметь:

У.1 Провести сестринское обследование пациента с анафилактическим шоком. Выявить проблемы пациента.

У.2 Оказать неотложную доврачебную помощь при анафилактическом шоке;

У.3. Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные данные в температурный лист;

У.4. Провести оксигенотерапию;

У.5. Провести диагностику аллергий;

У.6. Выполнить все виды инъекций;

У.7. Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры;

У.8. Оформить сестринскую документацию;

У.9. Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания;

У.10. Составить план профилактических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416

Дополнительная:

1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.

3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.

4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний

1. Дайте определение понятию «аллергия», «сенсибилизация», «антиген». Дедусенко

2. Что такое «аллерген», его виды? Пащенко

3. Назовите виды аллергических реакций, приведите примеры заболеваний. Передельская

4. Какие клетки участвуют в реакции гиперчувствительности немедленного типа? Ищенко

5. Назовите медиаторы, высвобождающиеся из активированных тучных клеток. Нестеренко

6. Дайте определение понятия «анафилактический шок». Клименко

7. Назовите наиболее частые причины анафилактического шока. Кожухарь

8. Назовите препараты, наиболее часто вызывающие аллергические реакции. Дьяченко

9. Назовите классификацию анафилактического шока. Лысенко

10. Назовите основные клинические проявления анафилактического шока, проблемы пациентов ВСЕ

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: по списку, 10 - все

Задача № 1

Пациент М. 22 года. При удалении зуба ему провели проводниковую анестезию лидокаином. Через 15 минут он почувствовал головокружение, чувство нехватки воздуха, страх. При осмотре: больной бледен, на лбу, над верхней губой – капельки пота. Дыхание 24/мин., поверхностное. На вопросы отвечает с запозданием, не четко. АД – 90/50 мм рт. ст. Пульс на периферических артериях не определяется. Пульс на сонной артерии 49/мин.

1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Обоснуйте ответ.

2. К какому типу аллергической реакции относится данное состояние?

Задача № 2

Больной М., 39 лет. Болен ревматоидным артритом, при очередном обострении назначен реопирин. После в/м инъекции реопирина у больного появились недомогание, общая слабость, через 15 минут возникла резкая одышка, гиперемия лица, обильное потоотделение, ощущение стеснения в груди, кожный зуд, чувство страха. Отмечались рвота, подергивания отдельных мышц рук, ног, затем больной потерял сознание.

Объективно: состояние тяжелое. Лицо одутловатое, гиперемированное, на теле красные пятна с неровными краями. АД 60/0 мм рт.ст. Пульс 126 ударов в минуту, нитевидный. Тоны сердца резко приглушены, аритмичные. Дыхание шумное с коротким вдохом и замедленным выдохом до 28 в минуту. Выслушиваются рассеянные сухие хрипы.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Объясните этиопатогенез данного состояния.
  2. Чем обусловлены изменения на коже пациента?
  3. Укажите алгоритм оказания неотложной помощи.

Задача № 3

Пациенту Б., 35 лет, назначено внутривенное введение актовегина. Во время внутривенного введения лекарственного препарата пациент стал жаловаться на общую слабость, головную боль, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/40 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин. Одышка экспираторного характера.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента?
  2. Ваши первоочередные действия?

 

Задача № 4

Пациенту Б., 35 лет, назначено амбулаторное лечение ампициллином. Медсестра ввела в/м назначенную дозу ампициллина. Через 5 минут после инъекции пациент стал жаловаться на общую слабость, прилив крови к лицу (“как бы обдало жаром”), головную боль, нарушение зрения, чувство тяжести за грудиной. Состояние тяжелое. Бледность кожи с цианозом, обильная потливость. Глухие тоны сердца. Нитевидный пульс 120 уд./мин. АД 80/50 мм рт.ст. ЧДД 28 в мин.

  1. Какое неотложное состояние развилось у пациента? Определите степень тяжести.
  2. Какие нарушения сделала медицинская сестра при выполнении назначения врача?

 

Задача № 5

Вызов бригады СМП в школу к мальчику 8 лет. Ребенка ужалила пчела. Через несколько минут после этого состояние резко ухудшилось. В медпункте школы подкожно введен адреналин, внутримышечно димедрол. К моменту прибытия бригады СМП состояние вновь ухудшилось. Появилось учащенное дыхание с нарушением выдоха, был жидкий стул. Периодически судороги. Пульс более 150 в 1 минуту, почти не прощупывается, тоны сердца ослаблены. Артериальное давление 60/0. Резко заторможен.

1. Какой предположительный диагноз?

2. Какие действия необходимо предпринять для купирования бронхоспазма?

Задача № 6

Больному 35 лет в стоматологическом кабинете удалили зуб. После местной анестезии новокаином больному стало плохо. У него закружилась голова, побледнели кожные покровы. Через несколько минут больной потерял сознание. При измерении артериального давления оно оказалось 85/50.

  1. Какой аллергичекий процесс развился у больного?
  2. Какого типа данный процесс?
  3. Чем объясняется резкое падение давления?
  4. Какое лекарственное вещество является препаратом первого ряда для купирования анафилактического шока?

 

 

Задача № 7

Больной обратился к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного была аллергическая реакция на инъекцию пенициллина. Больному проведена анестезия 2% раствором новокаина. Через 3-5 минут состояние больного ухудшилось. Объективные данные: выраженная бледность, цианоз, обильный пот, тахикардия, артериальное давление резко снизилось; появилось ощущение покалывания, зуд кожи лица, чувство страха, ощущение тяжести за грудиной и затрудненное дыхание.

1. Определите неотложное состояние пациента.

2. С каким иммуноглобулином, главным образом, взаимодействует в организме антиген при данной аллергической реакции?

3. Продемонстрируйте технику внутривенного струйного введения препарата.

Задача № 8

На хирургическом приёме после введения новокаина больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. Артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд./мин., слабого наполнения и напряжения.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. Обоснуйте ответ.

2. Какой из химических медиаторов анафилаксии вызывает вазодилатацию и шок?

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Задача № 9

Больной С., 48 лет. Через 30 минут после очередной инъекции пенициллина в/м почувствовал головокружение, звон в ушах, сухой кашель, чувство нехватки воздуха, тошноту, схваткообразную боль в животе, сильную слабость. ОБЪЕКТИВНО: резкая бледность кожных покровов, холодный, липкий пот. АД 70/40 мм рт ст. Пульс 96 ударов в минуту, нитевидный. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧД - 22 в минуту. В легких дыхание жесткое, единичные, рассеянные, сухие хрипы. Отеков нет.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Какой препарат следует ввести для нейтрализации аллергена?

3. Составьте план вопросов для сбора аллергологического анамнеза.

 

Задача № 10

Заполните пропущенные части предложения.

«СТАДИИ АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НЕМЕДЛЕННОГО ТИПА»

  1. Контакт ….. с аллергеном.
  2. Синтез …….
  3. …….. контакт организма с тем же аллергеном-антигеном
  4. Фиксация ……. на поверхности тучных клеток
  5. Дегрануляция ……. клеток.
  6. Высвобождение ……. из тучных клеток
  7. Воздействие медиаторов на ……., приводящие к быстро развивающимся проявлениям аллергической реакции

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

1 вариант -1-20 Дедусенко, Нестеренко, Ищенко, Клименко

2 вариант – 21 - 40 Кожухарь, Лысенко, Передельская, Пащенко, Дьяченко

1. Сразу после повторного введения антибиотика у пациента появились одышка, чувство страха, снижение артериального давления. Аллергические реакции какого типа лежат в основе этого состояния у больного?

A. Анафилактические

B. Гуморальные цитотоксические

C. Иммунокомплексные

D. Клеточные цитотоксические

E. Стимулирующие

 

2. Мужчине 37 лет при лечении острого пульпита был введен раствор новокаина. Через несколько минут у пациента развился анафилактический шок. С каким иммуноглобулином, главным образом, взаимодействует в организме антиген при данной аллергической реакции?

A. IgА

B. IgM

C. IgЕ

D. IgD

E. IgG

 

3. Мужчине 44 лет, с острой пневмонией назначили пенициллин внутримышечно. После проведения инъекции состояние больного резко ухудшилось: появилась одышка, больной покрылся холодным потом. Пульс 140/мин., слабого наполнения. АД 90/30 мм рт.ст. Какое осложнение наиболее вероятно возникло у больного?

A. Гемолитический шок

B. Тромбоэмболия легочной артерии

C. Кардиогенный шок

D. Инфекционно-токсический шок

E. Анафилактический шок

 

4. У пациентки 23 лет выявлено, что после использования новой губной помады появились отек и зуд губ, а через 2 дня – корочки на красной кайме губ. Какой тип аллергической реакции наиболее вероятный?

A. Цитотоксическая

B. Иммунокомплексная

C. Замедленная

D. Анафилактическая

E. Стимулирующая

 

5. У больного после введения противостолбнячной сыворотки развился анафилактический шок. Какие клетки выделяют медиаторы при классическом варианте протекания анафилаксии?

A. Тучные клетки

B. Эозинофилы

C. Т-лимфоциты

D. Нейтрофилы

E. В-лимфоциты

 

6. Во время сенокоса у одного из рабочих поднялась температура тела, появился озноб, слезотечение, насморк. Рабочий сказал, что у него это наблюдается ежегодно в такое время. Какой тип аллергической реакции развился у рабочего?

A. Тип IV

B. Тип II

C. Тип III

D. Тип I

E. Тип V

 

7. В стоматологическом кабинете районной поликлиники после введения лидокаина у больного развился анафилактический шок. Какие из перечисленных иммуноглобулинов обусловливают развитие анафилактического шока?

A. Ig E

B. Ig M

C. Ig A

D. Ig G

E. Ig D

 

8. Первыми признаками анафилактического шока является:

A. бледность кожных покровов

B. потеря сознания

C. затруднение дыхания

D. падение артериального давления

E. все перечисленное верно

 

9. У пациента, через 30 минут после лечения у стоматолога, появились гиперемия лица, отек слизистой рта, затрудненное дыхание. Какое из биологически активных веществ, вызывающее расширение сосудов выделяется при этом типе аллергической реакции?

A. Брадикинин

B. Простагландин E2

C. Лейкотриен B4

D. Интерлейкин-1

E. Гистамин

 

10. Мужчине 40 лет, при лечении пульпита был введен раствор лидокаина. Через несколько минут у больного развилась тахикардия, резкое снижение артериального давления. Какое из нижеперечисленных состояний развилось у больного?

A. Анафилактический шок

B. Синдром Лайелла

C. Бронхиальный спазм

D. Стресс-адаптационный синдром

E. Ожоговый шок

 

11. При развитии анафилактических реакций наблюдаются выраженные гиперемия, отек, боль. Какой медиатор анафилаксии определяет развитие вышеупомянутых расстройств?

A. Гепарин

B. Гистамин

C. Факторы хемотаксиса

D. Фактор активации тромбоцитов

E. Белки комплемента

12. Этиотропное лечение аллергических заболеваний

A. разобщение с аллергеном

B. применение антигистаминных препаратов

C. применение стероидных гормонов

D. общеукрепляющая терапия

E. введение адреналина

13. Анафилактический шок чаще возникает у представителей следующей профессии

A. строительные рабочие

B. воспитатели детских садов

C. фармацевты

D. металлурги

E. шахтеры

 

14. У девочки 14 лет, экспираторная одышка. Состояние развилось после игры с собакой. В анамнезе бронхиальная астма. Какое из перечисленных ниже биологически активных веществ наиболее вероятно вызвало спазм гладких мышц бронхиол девочки?

A. Лейкотриен

B. Тромбоксан

C. Серотонин

D. Брадикинин

E. Ацетилхолин

15.Препараты, чаще вызывающие аллергическую реакцию

A. антибиотики

B. диуретики

C. гипотензивные

D. цитостатики

E. седативные

16. Для профилактики лекарственной аллергии медсестре следует

A. назначить другой препарат этой группы

B. собрать тщательно анамнез

C. заменить на препарат другой группы

D. назначить антигистаминный препарат

E. ознакомить пациента с возможными осложнениями

17. Тактика медсестры при угрозе развития отека гортани вне лечебного учреждения

A. амбулаторное наблюдение

B. направление в поликлинику

C. оформление плановой госпитализации

D. экстренная госпитализация по показаниям

E. оказание неотложной помощи собственными силами

 

18. У женщины, которой перед удалением зуба сделали инъекцию анестетика, внезапно покраснело лицо, появилась одышка, начали отекать губы. Действие каких факторов обусловливает развитие отека в данной ситуации?

A. Иммуноглобулинов

B. Гистамина

C. Фактора Хагемана

D. Лизосомальных ферментов

E. Адреналина

19. Неотложная помощь при анафилактическом шоке предусматривает введение

A. реланиума, пентамина, лазикса

B. баралгина, но-шпы, морфина

C. адреналина, преднизолона, супрастина

D. нитроглицерина, анальгина, валидола

E. преднизолона, строфантина, эуфиллина

20. При возникновении анафилактического шока на п/к введение лекарственного препарата

A. выше места инъекции накладывают жгут

B. на место инъекции прикладывают пузырь со льдом

C. место инъекции обкалывают раствором адреналина

D. прекращают введение препарата - аллергена

E. все ответы верны

21. При анафилактическом шоке артериальное давление

A. умеренно повышается

B. значительно повышается

C. значительно снижается

D. не изменяется

E. повышается, а затем снижается до нормы

22. Через несколько минут после введения препарата артериальное давление у пациента снизилось до 70/30 мм рт. ст. Какой из химических медиаторов анафилаксии вызывает вазодилатацию и шок?

A. Гистамин

B. Гепарин

C. Интерлейкины

D. Фактор хемотаксиса эозинофилов

E. Фактор хемотаксиса нейтрофилов

 

23. Препаратами в экстренном лечении анафилактического шока является:

A. фуросемид

B. мовалис

C. адреналин

D. эуфиллин

E. нитроглицерин

 

24. Первыми признаками анафилактического шока является:

A. бледность кожных покровов

B. потеря сознания

C. затруднение дыхания

D. падение артериального давления

E. все перечисленное верно

 

25. Назовите аллергические синдромы, вызываемые лекарствами:

A. анафилактический шок

B. отек Квинке

C. крапивница

D. бронхиальная астма

E. все перечисленное верно

 

26. Укажите основное действие, которое должна выполнить медсестра для предупреждения аллергических осложнений при введении антибиотиков

A. Хорошо собрать анализ

B. Провести пробу на чувствительность к антибиотику

C. Ввести небольшие дозы антибиотика

D. Выяснить срок годности антибиотика

E. Правильно выбрать пути введения антибиотика

 

27. В манипуляционном кабинете после введения пенициллина женщина 30 лет почувствовала себя плохо, появилось чувство удушья, потом она потеряла сознание. Какое осложнение возникло у пациентки?

A. Обморок

B. Токсико-инфекционный шок

C. Кардиогенный шок

D. Анафилактический шок

E. Коллапс

 

28. Женщину 35 лет укусила пчела. Развился анафилактический шок. Какой препарат применят для неотложной помощи?

A. Папаверин

B. Анальгин

C. Преднизолон

D. Кордиамин

E. Фуросемид

 

29. При развитии анафилактического шока первоочередным препаратом для неотложной терапии будет:

A. Димедрол

B. Норадреналин

C. Строфантин

D. Адреналин

E. Хлористый кальций

 

30. У пациента 45р., после введения пенициллина резко ухудшилось состояние: возникло головокружение, чувство страха смерти, жар, пульсирующая головная боль, боль в груди сжимающего характера, тошнота, рвота. Пациент покрылся холодным липким потом. Медсестра определила, что у пациента:

A. Сывороточная болезнь

B. Отек Квинке

C. Крапивница

D. Сенная лихорадка

E. Анафилактический шок

 

31. Больному 28 лет с острой пневмонией был назначен пенициллин по 1 млн ЕД в/м после пробы. После инъекции состояние больного ухудшилось, появилась одышка, больной покрылся холодным потом и через минуту потерял сознание. Объективно: пульс 130 в минуту, слабого наполнения. АД 60/40 мм рт.ст., тоны сердца ослаблены, в легких резко ослабленное везикулярное дыхание. Какое осложнение возникло у больного?

A. Сывороточная болезнь

B. Анафилактический шок

C. Коллапс

D. Инфекционно- токсический шок

E. Тромбоэмболия легочной артерии

 

32. Медсестра больному в/в капельно вводит цефтриаксон 1 гр. Через 1 минуту после начала введения препарата у больного снизилось давление, больной потерял сознание, пульс нитевидный. Какое осложнение возникло у больного?

A. Обморок

B. Пирогенная реакция

C. Анафилактический шок

D. Отек Квинке

E. Болевой шок

 

33. Укажите заболевания, развивающиеся по I типу иммунного повреждения (реакции немедленного действия):

A. Ревматоидный артрит

B. Сывороточная болезнь

C. Анафилактический шок

D. Узелковый периартериит

E. Аллергический альвеолит

 

34. Анафилаксией называется:

A. Состояние повышенной чувствительности к повторному парентеральному введению чужеродного белка

B. Аллергическая реакция немедленного типа, состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении аллергена.

C. Периодически наступающая болезнь, связанная с попаданием на слизистые оболочки пыльцы растений

D. Реакция иммунокомпетентных клеток на собственные видоизмененные белки организма

E. Приобретение организмом специфической повышенной чувствительности к чужеродным веществам — аллергенам

35. Сенсибилизацией называется?

A. Аллергическая реакция немедленного типа, состояние резко повышенной чувствительности организма, развивающееся при повторном введении аллергена.

B. Состояние повышенной чувствительности к повторному парентеральному введению чужеродного белка

C. Периодически наступающая болезнь, связанная с попаданием на слизистые оболочки пыльцы растений

D. Приобретение организмом специфической повышенной чувствительности к чужеродным веществам — аллергенам

E. Реакция иммунокомпетентных клеток на собственные видоизмененные белки организма

 

36. После инъекции пенициллина состояние больного ухудшилось, появилась одышка, больной покрылся холодным потом и через минуту потерял сознание. Объективно: пульс 130 в минуту, слабого наполнения. АД 60/40 мм рт.ст., тоны сердца ослаблены, в легких резко ослабленное везикулярное дыхание. Какой препарат следует ввести для нейтрализации аллергена?

A. Пеницилиназу

B. Унитиол

C. Преднизолон

D. Полисорб

E. Активированный уголь

37. У пациента 48 лет при проведении холеграфии, во время в/в введения билиграфина, появились резкая слабость, потемнение в глазах, ощущение жара, боль за грудиной, одышка, тошнота. Кожа бледная, покрыта холодным липким потом, пульс 98 уд/мин., нитевидный, АД – 70/40 мм рт.ст. Что необходимо сделать для уменьшения или прекращения всасывания аллергена?

A. Положить пузырь с льдом на место инъекции

B. Наложить жгут выше места инъекции

C. Обколоть место инъекции 0,1% раствором адреналина

D. Промыть желудок

E. Поставить очистительную клизму

38. У больного 57 лет через 10мин., после введения раствора антибиотика, возникли ощущения жара, шум в ушах, сжимающая боль за грудиной, затрудненное дыхание. Больной потерял сознание. Кожа серовато - цианотична, покрыта липким потом. Пульс 100 уд./мин., нитевидный, АД – 80/50 мм рт. ст. Какое положение нужно предоставить пациенту при оказании неотложной помощи?

А. Высокое положение Фаулера

В. Положение полусидя со спущенными ногами

С. Низкое положение Фаулера

Д. Положение лежа без подушки, с поднятыми ногами

Е. Положение Симса

39. Больной через 10мин., после введения раствора витамина В6 потерял сознание. Кожа цианотичная, покрыта холодным липким потом. Пульс 105 уд./мин., нитевидный, АД – 60/30 мм рт. ст. Выберите препарат, который обеспечивает повышение тонуса сосудов и таким образом повышает артериальное давление:

А. 5% раствор глюкозы

В. 0,1% раствора адреналина

С. 2,5% раствора пипольфена

Д. Полиглюкин

Е. 4% раствор натрия гидрокарбоната

40. У пациента 48 лет при проведении холеграфии, во время в/в введения билигноста, появились резкая слабость, потемнение в глазах, ощущение жара, боль за грудиной, одышка, тошнота. Кожа бледная, покрыта холодным липким потом, пульс 98 уд/мин., нитевидный, АД – 70/40 мм рт.ст. Какой препарат нужно ввести пациенту с целью купирования действия биологически активных медиаторов аллергии?

А. 5% раствор глюкозы

В. 0,1% раствор адреналина

С. 2 % раствор супрастина

Д. 2% раствор эуфиллина

Е. 1% раствор мезатона

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: