Анализ организационной структуры управления ОАО «Витебские ковры»




В течение последних пяти лет на ОАО «Витебские ковры» проводилась постоянная работа по совершенствованию структуры управления предприятием. Совершенствование и упорядочение процесса управления позволило четко определить перед персоналом круг поставленных задач, подлежащих выполнению для достижения поставленных целей.

Основными элементами общей организационной структуры предприятия ОАО «Витебские ковры» является организационная структура предприятия, которая связана с осуществлением маркетинговой деятельности в целом. Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Организационная структура ОАО «Витебские ковры»

 

Источник: собственная разработка на основании данных предприятия

Так, заместитель директора по коммерческим вопросам осуществляет управление персоналом отделов маркетинга и сбыта, материально-технического снабжения, а также управление торговым отделом.

Главной целью торгового отдела является проведение маркетинговой политики. Другими словами, данный отдел обеспечивает устойчивое положение ОАО «Витебские ковры» на рынке РБ, так и за ее пределами, изучает емкость рынка, структуру спроса, вкусов и потребностей покупателей. Кроме того, обеспечивает составление заказов, договоров на поставку товаров, организует торговую рекламу, выставки-продажи, участвует в ярмарках товаров. То есть, торговый отдел является центральным звеном торгового предприятия ОАО «Витебские ковры», который не просто обеспечивает реализацию товаров, но и постоянно анализирует рынок, выявляет новые тенденции торговли, собирает информацию о деятельности конкурентов. Отдел материально-технического снабжения обеспечивает бесперебойное поступление и постоянное снабжение сырьем и материалами, определяет потребности населения и в полной мере удовлетворяет их.

Отдел маркетинга и сбыта осуществляет маркетинговую деятельности предприятия и проведение маркетинговых исследований на внешнем рынке, однако наибольшая степень ответственности за проведение исследований в области ВЭД возложено на бюро маркетинга и специалистов по маркетингу.

Рассмотрим основные задачи, функции, права и ответственность бюро маркетинга и специалистов по маркетингу.

Бюро маркетинга:

· является структурным подразделением отдела маркетинга и сбыта (ОМиС) и подчиняется непосредственно заместителю начальника ОМиС (по маркетингу и внешнеэкономическим связям);

· создается, реорганизуется и ликвидируется приказом генерального директора предприятия с соблюдением трудового законодательства;

· возглавляет начальник, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора предприятия по представлению начальника ОМиС;

· На должность начальника бюро маркетинга назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы в области маркетинга не менее 5 лет.

Работники бюро маркетинга в своей деятельности руководствуются:

· Нормативными правовыми актами, руководящими и методическими документами и материалами, регламентирующими предпринимательскую и коммерческую деятельность;

· Политикой предприятия в области качества и охраны окружающей среды;

· Техническими нормативными правовыми актами (ТНПА) системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия, касающимися деятельности ОМиС;

· Приказами и распоряжениями генерального директора предприятия и его заместителя по коммерческим вопросам;

· Уставом предприятия;

· Коллективным договором;

· Правилами внутреннего трудового распорядка.

В случае временного отсутствия начальника бюро маркетинга (болезнь, отпуск и др.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом генерального директора предприятия.

Основные задачи:

1. Проведение маркетинговых исследований, направленных на выявление новых рынков сбыта продукции предприятия;

2. Разработка маркетинговой политики на предприятии на основе изучения требований рынка и прогнозирование потребительского спроса;

3. Выполнение заданий концерна «Беллегпром» по увеличению экспорта продукции;

4. Выполнение требований нормативных правовых актов системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия, касающихся деятельности бюро маркетинга.

Функции, осуществляемые бюро маркетинга:

1. Обеспечение выполнения доводимых показателей плана по отгрузке продукции;

2. Изучение конъюнктуры рынков сбыта, заключение контрактов на поставку продукции, изучение продукции конкурентов и т.д.;

3. Организация поиска рынков сбыта производимой предприятием продукции, изучение покупательского спроса в соответствии с требованиями ТНПА системы менеджмента качества.

4. Совершенствование информационного обеспечения проводимых исследований рынка.

Начальник бюро маркетинга обязан:

· Участвовать в разработке маркетинговой политики предприятия и внешнеэкономических вопросах;

· Организовывать поиск потребителей продукции предприятия, обеспечивать заключение договоров на ее поставку и выполнение планового задания по объему отгрузки;

· Изучать рынок аналогичных товаров (анализ спроса и потребления, деятельность конкурентов) и тенденции его развития;

· Прогнозировать объем продаж продукции предприятия, выявлять наиболее эффективные рынки сбыта, изучать требования к качественным характеристикам ковровых изделий;

· Исследовать факторы, влияющие на сбыт продукции, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательской способности населения;

· Выявлять виды продукции, не имеющих достаточного сбыта и устанавливать причины (насыщенность рынка, затухание спроса, снижение платежеспособностей покупателе и др.);

· Вносить предложения руководству предприятия по производству ковровых изделий, которые находят наибольший рынок сбыта, по внесению изменений ассортимента выпускаемой продукции по дизайну ковровых изделий;

· Изучать платежеспособность потенциально возможных покупателей, их финансовое состояние;

· Подготавливать предложения и разрабатывать рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств продукции, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов;

· Анализировать конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике, объем оборота, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт продукции предприятия;

· Контролировать выполнение экспортных договоров, ход реализации продукции, проводить сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему и территории её распространения, выявлять отклонения и изменения конъюнктуры рынка;

· Выполнять и контролировать выполнение подчинёнными ему работниками требований ТНПА системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента, касающихся деятельности отдела маркетинга и сбыта;

· Участвовать в работе ярмарок, выставок, художественно-технического совета (ХТС) предприятия, Дня качества и т.д.

Начальник бюро маркетинга должен знать:

· Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка;

· Методы проведения маркетинговых исследований, перспективы технического и экономического развития предприятия;

· Производственные мощности, технологию производства продукции на предприятии;

· Передовой отечественный и зарубежный опыт по организации прогнозных исследований рынка.

Начальник бюро маркетинга имеет право:

· Требовать от начальника ОМиС, руководителей структурных подразделений и других специалистов представления сведений, необходимых для выполнения своих обязанностей;

· Вносить предложения руководству предприятия по корректировке плана производства продукции с учетом спроса на продукцию, совершенствованию работы, связанной с деятельностью бюро;

· Давать непосредственно подчиненным ему работникам не противоречащие законодательству указания по вопросам деятельности бюро и контролировать их выполнение.

Начальник бюро маркетинга несет ответственность за:

· Ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него настоящим положением обязанностей;

· Не обеспечение выполнения плановых заданий по объему отгрузки готовой продукции на экспорт;

· Не обеспечение соответствия отгружаемой на экспорт продукции по ассортименту, количеству, соблюдения сроков отгрузки в соответствии с договорами.

Более подробно Положение бюро маркетинга представлено в Приложении Б.

Специалист по маркетингу относится к категории специалистов. Он подчиняется начальнику отдела маркетинга и сбыта (ОМиС) и заместителю начальника отдела (по маркетингу), а назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга и сбыта. На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Специалист по маркетингу должен знать: нормативные правовые акты и другие руководящие и методические документы по маркетингу, конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка, методы изучения рынка, его потенциала и тенденций развития, перспективы развития предприятия, опыт аналогичных отечественных и зарубежных предприятий (фирм), порядок заключения и исполнения договоров поставки, этику делового общения, организацию торгово-сбытовой деятельности, труда и управления, методы сбора, хранения, обработки и анализа маркетинговой и статистической информации с применением компьютерных технологий, английский язык.

Функции специалиста:

· Разработка и реализация стратегии предприятия на основе исследования, мониторинга, диагностики и прогнозирования ситуации на рынках товаров;

· Поиск рынков сбыта продукции, производимой предприятием, изучение покупательского спроса в соответствии с требованиями нормативных документов системы менеджмента качества предприятия;

·Оценка конкурентоспособности товара на основе исследования потребительских свойств производимой продукции;

·Организация и контроль своевременной подготовки и заключения договоров на поставку продукции предприятия.

Должностные обязанности специалиста:

·Специалист по маркетингу обязан владеть информационно-статистической базой данных по маркетингу для осуществления маркетинговой деятельности не только в РБ, но и за ее пределами:

ü Сведениями о заявках на поставку производимой продукции;

ü Наличием запасов ковровых изделий на складе;

ü Оценкой потребительских свойств выпускаемых ковровых изделий;

ü Данными о постоянных покупателях и заказчиках.

· Проводить регулярные маркетинговые исследования для выявления новых групп потребителей;

· Выявлять товары, не имеющие достаточного сбыта, и устанавливать его причины (насыщенность рынка, затухание спроса, снижение платежеспособности покупателей и др.);

· Анализировать и прогнозировать потенциальные рынки сбыта ковровых изделий, включая финансовое состояние и платежеспособность потенциальных покупателей, соотношение спроса и предложения на конкретные виды продукции;

· Подготавливать предложения и рекомендации по плану производства продукции, объемам и номенклатуре, исходя из результатов маркетинговых исследований;

· Оформлять документы для заключения договоров на экспорт продукции предприятия, обеспечивать регистрацию и хранение договоров и связанных с ними документов;

· Составлять отчеты, информационные и аналитические материалы по вопросам конъюнктуры рынка и спроса на продукцию предприятия;

· Оформлять по распоряжению генерального директора документы для осуществления отгрузки и контролировать ее в соответствии с заявкой потребителя;

· Своевременно представлять декларанту документы для оформления таможенных и статистических деклараций;

· Участвовать в работе ярмарок, выставок, подготовке рекламных материалов, образцов продукции;

· Выполнять указания и поручения начальника ОМиС и заместителя начальника ОМиС (по маркетингу), относящиеся к деятельности отдела.

Специалист по маркетингу имеет право участвовать в обсуждении производственных заданий по выпуску продукции и вносить предложения по их изменению с учетом требований потребителя; вносить предложения начальнику отдела маркетинга и сбыта по повышению качества и улучшению потребительских свойств продукции, выбору или изменению направлений развития товарного ассортимента, дизайну ковровых изделий; требовать от работников предприятия предоставления информации, необходимой для выполнения работ, предусмотренных должностной инструкцией.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: