Развитие валютного рынка невозможно без действенной системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования.
К основным направлениям валютного контроля относятся:
- определение соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
- проверка обоснованных платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Д. А. Рыжков обращает внимание, что валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее "грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем[10].
Автор данного исследования, изучив труды Д. А. Рышкова, солидарен с его высказыванием, но, как отмечает он, в то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания "грязных" денег.
|
В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением.
Валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
В пределах своей компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Основные полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст.12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следующие:
- осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
- проводить проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.[11]
|
И. Г. Доронин обращает внимание, что одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля на современном этапе является формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России [12].
Он констатирует, что наметившийся в последние годы "отток" или "невозврат" валютной выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране идет обратный процесс[13].
Г. Миронов и Г Шагалов приводят данные, согласно которым видно, что превышение вывоза над ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех миллиардов долларов ежегодно[14].
В связи с этим 12 октября 1993 года была утверждена совместная инструкция Центрального банка Российской Федерации № 19 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", вступившая в силу 1 января 1994 года относительно товаров стратегического экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Правительства Российской Федерации) и с 1 марта 1994 года для всех других экспортируемых товаров, действующая и поныне.
|
Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством государства применительно к таможенному контролю[15].
При выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов, лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством. В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные таможенными органами, наступает в соответствии с другими актами национального законодательства (ст. 201 ТК РФ).
Валютный контроль на таможне возложен на таможенные органы (ст 86 ТК РФ). М. И. Сухов обращает внимание, что в ходе проверок таможенные органы вправе знакомиться с любой информацией (включая банковскую документацию), касающейся осуществления валютного контроля. При рассмотрении общих принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, отмечает он, согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю [16].
В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации "путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации".
Автор данного исследования подмечает, что одновременно возможны и иные формы таможенного контроля, подчеркивается в вышеуказанной статье, предусмотренные ТК и иными актами законодательства Российской Федерации. В качестве примера он приводит контролируемые поставки, организация и проведение которых регламентируется статьями гл. 37 ТК.
При проведении таможенного контроля могут использоваться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. Правила проведения таможенного контроля определяются ГТК России (ч. 2 и 3 ст. 180 ТК).
Общим правилом проведения таможенного контроля является недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Оно закреплено в ст. 190 ТК. "Таможенные органы Российской Федерации и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, — указывается в ней, — несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Б. М. Угаров акцентирует внимание, что вместе с тем в ТК предусмотрены конкретные субъекты, освобожденные от определенных форм таможенного контроля [17]. Согласно ст. 188 ТК таможенному досмотру, напоминает он, не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следующих вместе с ним членов семьи, а также личный багаж народных депутатов Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации, когда указанные лица пересекают таможенную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей. Кроме того, продолжает он, освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника,
следующая своим ходом[18].
Председатель ГТК России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.
Освобождение от определенных форм таможенного контроля может осуществляться и в соответствии с международными договорами Российской Федерации после их ратификации.
Лица, действующие в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам необходимые для таможенного контроля сведения и документы согласно перечню, определяемому ГТК России. Кроме того, согласно ст. 182 ТК таможенные органы для проведения таможенного контроля "вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации".
Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет (ч. 5 ст. 182 ТК).
Автор работы, изучив соответствующую законодательную литературу по таможенному праву подчеркивает, что наряду с вышеотмеченным, таможенным органам Российской Федерации предоставлены следующие права при проведении таможенного контроля:
а) должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для него, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации (ст. 184 ТК);
б) таможенные органы вправе привлекать специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст. 183 ТК);
в) путем наложения пломб, печатей, нанесения буквенной или иной маркировки, специальных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и т. д. таможенные органы могут идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, и места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Средства идентификации, продолжает он, могут изменяться или уничтожаться только этими органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
г) таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой внешнеэкономической деятельности и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов. Такая информация и документы представляются таможенным органам безвозмездно;
- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;
- опечатывать помещения;
- изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой ГТК России, документы, если они будут проверяться в другом месте, определяемом должностными лицами таможенных органов.
Указанные проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется, ее результаты незамедлительно сообщаются этому лицу.
И. И. Демулен отмечает, что вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной и согласно ст. 16 ТК может быть использована исключительно в таможенных целях, она не должна разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, а также передаваться третьим лицам и государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации[19]. Примером последних, подчеркивает он, может служить обнаружение признаков преступления, борьба с которым не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.