Структура правоохранительной деятельности таможенных органов Полномочия Государственного таможенного контроля. Личный досмотр




 

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:

- отдел организации дознания;

- отдел таможенных расследований;

- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;

- информационно-аналитический отдел;

- отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.

Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.

Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации " О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации " и Постановлением Правительства Российской Федерации " О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации ", Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

- участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь за своевременной полной репатриации платежей, причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

- формирование, ведение и представление (официальной публикации) таможенной статистики внешней торговли России;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие пять лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

Государственный таможенный комитет практически с 1994 года осуществляет таможенно - банковский валютный контроль. В настоящий период системой валютного контроля, на основе информационного обмена более чем с тысячью уполномоченных банков и их филиалов, охвачены валютные операции экспортеров на сумму 57 миллиардов долларов США.

За первое полугодие 2000 года проведено 4539 проверок возможных нарушений, выявлено 9616 случаев не поступления выручки, получены подтвержденные данные о не репатриации валютных средств в установленные законом сроки на 613 млн. долларов США. Заведено 1730 дел и наложены штрафные санкции на 99,2 млрд. рублей. Взыскано около 13 млрд. рублей.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений (в 1995 г. было 2), 150 таможен (в 1995 г. - 84), 503 таможенных поста (было 122). Сегодня таможенная служба России - это 63800 сотрудников (было 8288).

Такая система таможенных органов позволяет осуществлять свои функции на всей территории России.

Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

В готовящейся программе дальнейшего развития таможенной службы акцентируется внимание на совершенствовании существующей системы таможенного оформления и контроля, на приближение уровня деятельности российской таможни к мировым стандартам, на эффективности осуществления фискальной функции, на совершенствовании форм и методов борьбы с таможенными правонарушениями, на подготовке и переподготовке кадров.

Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 " О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации " и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям". С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности, чем была устранена существовавшая до этого момента юридическая коллизия.

Создание в системе ГТК и укрепление в течение прошедшего периода специальных подразделений правоохранительного профиля позволило активизировать борьбу с контрабандой, экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Вместе с тем, правоохранительная деятельность таможенных органов еще мало исследована в теоретическом плане, имеется немало практических проблем по осуществлению этой деятельности.

ГТК России как орган валютного контроля, а также иные тамо­женные органы при осуществлении ими функций агентов валютного контроля имеют право:

— не производить выпуск товаров в случаях представления ПС, оформленного с нарушениями требований настоящей Инструкции;

— осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций Экспортеров;

— запрашивать у Экспортеров и Банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещени­ем через таможенную границу товаров и транспортных средств;

— выполнять другие обязанности по осуществлению валютного кон­троля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения конфиденциальности информационных пото­ков, обращающихся между ГТК России и Банками, ГТК России снаб­жает Банки ключевой документацией, сертифицированной компетен­тными государственными органами.

В условиях построения пра­вового государства личный досмотр является мерой не столько необхо­димой, сколь вынужденной. Ее применение обусловливают разгул организованной преступности, контрабанды нарко­тиков, оружия и культурно-исторических ценностей, кото­рые все в больших масштабах приобретают транснациональ­ный характер.

В связи с изложенным представляется необходимым рассмотреть личный досмотр как исключительную форму таможенного контроля более подробно.

Его применение регламентировано ст. 189 ТК. Личный досмотр "может быть проведен по решению начальника та­моженного органа Российской Федерации или должностного лица, его замещающего, при наличии достаточных основа­ний предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации либо находя­щееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скры­вает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации".

Перед проведением личного досмотра физическому лицу должно быть объявлено о принятом решении и предложено добровольно выдать скрываемые товары, одновременно объ­яснив его права и обязанности при проведении такого до­смотра.

Личный досмотр проводится должностными лицами та­моженного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помеще­нии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинскими работниками.

Помещение, в котором производится личный досмотр, должно отвечать еще одному требованию — исключать до­ступ в него других физических лиц, а также возможность наблюдения ими за проведением досмотра.

О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, устанавливаемой ГТК России. Он подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившего до­смотр, досмотренным физическим лицом, понятыми и меди­цинским работником в случае, если в ходе досмотра прово­дилось обследование тела досматриваемого.

Физическое лицо, в отношении которого был проведен личный досмотр, вправе сделать заявление в составляемом протоколе.

Таможенный контроль начинается при ввозе с момента пересечения товаром и транспортным средством таможен­ной границы Российской Федерации, а при вывозе — с мо­мента принятия таможенной декларации, а завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств (при выво­зе за пределы таможенной территории Российской Федера­ции — в момент пересечения ее таможенной границы).

Однако вне зависимости от выпуска товаров и транс­портных средств таможенный контроль за ними может про­водиться в любое время, если имеются достаточные основа­ния предполагать наличие нарушения законодательства Рос­сийской Федерации или ее международного договора, кон­троль за исполнением которых возложен на таможенные ор­ганы Российской Федерации. Данное положение изложено в ст. 193 ТК.

Важно также отметить, что в соответствии со ст. 191 ТК таможенные органы Российской Федерации для проведения таможенного контроля вправе принудительно останавли­вать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Рос­сийской Федерации без разрешения ее таможенных органов, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях других государств.

Проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств проводятся таможенным ор­ганом Российской Федерации не позднее десяти дней с мо­мента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов и све­дений (ст. 194 ТК), а при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастро­фах, живых животных, скоропортящихся товаров, радиоак­тивных материалов, сообщений и других материалов для целей массовой информации, товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судеб­ной власти Российской Федерации, — не позднее трех дней (ст. 133, 194 ТК).

Указанные сроки не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными сред­ствами другими государственными органами.

При досмотре товаров и транспортных средств вправе присутствовать декларант и иные лица, обладающие полно­мочиями в отношении досматриваемых предметов, либо их представители. Вместе с тем таможенные органы могут тре­бовать присутствия указанных лиц при досмотре. В случае отсутствия представителя, специально уполномоченного пере­возчиком, таковым для таможенных целей является физичес­кое лицо, управляющее транспортным средством (ст. 196 ТК).

Таможенный орган вправе проводить досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие вышеперечисленных лиц:

- при неявке указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и транспортных средств;

- при существовании угрозы государственной безопаснос­ти, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным и растениям, окружающей природной среде, со­хранению художественного, исторического и археологичес­кого достояния народов Российской Федерации и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства;

- при пересылке товаров в международных почтовых от­правлениях;

- при оставлении на таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима.

Большинству стран, имеющих сейчас свободный валютный рынок и свободно конвертируемую валюту, в своих экономических преобразованиях приходилось использовать политику жестких ограничений на перемещение капиталов и на проведение текущих валютных операций до того, как появилась возможность полного снятия всех ограничений на перемещение валютных ресурсов внутри страны и за ее пределами.

В условиях переходной экономики и глубокого кризиса в России существование некоторых валютных ограничений можно с достаточным основанием считать вполне оправданным, поскольку это - одно из средств для достижения конечной цели - цивилизованного валютного рынка, где конвертируемость российского рубля ни у кого не будет вызывать сомнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: