Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.




Самым важным со­бытием внутриполитической жизни осво­божденной Франции стали выборы в Уч­редительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в Учредительное собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялись 21 октября 1945 г. Выборы происходили по пропор­циональной системе, в соответствии с ко­торой число депутатских мандатов прямо
пропорционально количеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было предоставлено женщи­нам. Подавляющее большинство избира­телей (более 96%) высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработать конституцию, сформи­ровать правительство и осуществлять функции парламента вплоть до вступле­ния конституции в силу.

По числу собранных на выборах голо­сов и мандатов в Учредительное собрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн. голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 депутатских мандата (из 545). Второе место заняла партия МРП -4,5 млн. голосов (23,9% голосовавших), 150 мандатов. На третьем месте оказалась Социалистическая партия - 4,4 млн. голо­сов (23,4% от числа голосовавших), 146 мандатов в Учредительное собрание. Со­вместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. Все остальные партии оказались далеко поза­ди. Партия радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики, получила немногим более 10% голосов. На долю всех правых группировок, вклю­чая ПРЛ, пришлось около 15% голосов.

После выборов компартия предложила образовать правительство из коммунистов и социалистов, главой которого, в соот­ветствии в парламентскими традициями, стал бы лидер самой крупной политиче­ской партии Генеральный секретарь ФКП Торез. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение, счи­тая необходимым включить в правитель­ство представителей МРП. В результате было сформировано коалиционное прави­тельство под председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых крупных партий: Коммуни­стической, Социалистической и МРП, а также сторонники де Голля, считавшиеся беспартийными. Большинство мест, в том числе решающие посты председателя Со­вета министров, военного министра, ми­нистра иностранных дел, министра фи­нансов, находилось в руках буржуазных деятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили посты министров вооружения, экономики,
промышленного производства и труда. Торез стал государственным министром, т.е. министром высшего ранга.

Вскоре между партиями и группиров­ками, входившими в состав правительства, возникли серьезные конфликты. Генерал де Голль считал, что Учредительное соб­рание - орган законодательной власти - не должно вмешиваться в повседневную дея­тельность правительства. Напротив, со­циалисты и коммунисты, располагавшие большинством мест в Учредительном соб­рании, полагали, что парламент должен постоянно контролировать исполнитель­ную власть. Когда Учредительное собра­ние большинством голосов социалистов и коммунистов потребовало сокращения военных расходов, де Голль, не желая ни подчиняться Учредительному собранию, ни насильственно распускать его, предпо­чел уйти в отставку. 20 января 1946 г. он официально объявил о своем решении.

После отставки де Голля председате­лем Совета министров был избран социа­лист Ф.Гуэн, сформировавший правитель­ство трехпартийной коалиции - из комму­нистов, социалистов и членов партии МРП.

В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный им проект конституции. Наряду с тради­ционными политическими свободами в нем были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на отдых, право на забастовки и участие тру­дящихся в определении условий труда, равенство прав мужчины и женщины. Право собственности гарантировалось при условии, что оно не наносит ущерба сво­боде, безопасности, существованию или собственности других граждан. Преду­сматривалась возможность национализа­ции общественных служб и «фактических монополий».

Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось од­нопалатному Национальному собранию, обладавшему широкими правами и кон­тролировавшему деятельность правитель­ства. Полномочия избираемого Нацио­нальным собранием президента республи­ки в основном сводились к представитель­ству. Все его акты нуждались в утвержде­нии правительством.

Проект конституции вызвал решитель­ное противодействие правых сил, радика­лов и партии МРП, которые опасались, что в однопалатном Национальном собра­нии смогут (как это случилось в Учреди­тельном собрании) получить преоблада­ние левые партии, которые, используя положения проекта конституции о нацио­нализации «фактических монополий», пойдут по пути глубоких социальных пре­образований и превратят Францию в стра­ну народной демократии. Противники проекта конституции требовали расшире­ния полномочий президента и создания двухпалатного парламента в качестве га­рантии против возможного преобладания левых партий.

Незначительным большинством голо­сов (51,6%) проект конституции был от­клонен. 2 июня 1946 г. состоялись выборы во второе Учредительное собрание, кото­рое приступило к разработке нового про­екта конституции.

Состав второго Учредительного собра­ния мало отличался от первого, но социа­листы потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге коммунисты и социалисты утратили абсолютное боль­шинство в Учредительном собрании. Пар­тия МРП вышла на первое место, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы трехпартийного правительст­ва.

Желая быстрее покончить с Времен­ным режимом, коммунисты и социалисты пошли навстречу партии МРП. Они согла­сились внести в конституцию положения о двухпалатном парламенте и расширили полномочия президента, сохранив основ­ное содержание прежнего проекта. После этого за новый проект конституции при­звали голосовать все партии трехпартий-ной коалиции: коммунисты, социалисты и МРП.

На референдуме 13 октября 1946 г. но­вый проект был утвержден голосами 52,3% избирателей, участвовавших в го­лосовании.

Согласно конституции 1946 г., Фран­ция провозглашалась «светской, демокра­тической и социальной Республикой». К политическим правам и свободам, содер­жавшимся еще в Декларации прав челове­ка и гражданина 1789 г., добавлялись «как
особо необходимые в наше время» соци­альные права: на труд, на отдых, на соци­альное обеспечение, на образование.

Торжественно декларировались равен­ство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и поли­тическую деятельность, право на забас­товку. Допускалась возможность национа­лизации крупных предприятий, эксплуа­тация которых «приобретает черты на­циональной общественной службы или фактической монополию).

В конституции говорилось, что Фран­ция обязывается избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой французской конституции 1791 г., она обещала «не предпринимать никаких войн с целью за­воевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «Французская империя» заменялось термином «Французский со­юз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и насе­ления колониальных стран, входивших во Французский союз.

Конституция 1946 г. была конституци­ей парламентского типа. Центральную роль в системе органов государственной власти играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета рес­публики. Национальное собрание, изби­раемое на 5 лет прямым всеобщим голосо­ванием, издавало законы. Совет республи­ки, избираемый косвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительст­во несло ответственность перед Нацио­нальным собранием и по его требованию обязано было уходить в отставку. Прези­дент республики избирался парламентом сроком на 7 лет. Он назначал председателя Совета министров, однако все его осталь­ные акты нуждались в утверждении пра­вительством. Широкие полномочия пар­ламента создавали преграду для попыток установления единоличной диктатуры, но ослабление исполнительной власти в ус­ловиях многопартийности вело к частой смене правительств и политической неус­тойчивости.

В ноябре 1946 г. состоялись первые выборы в Национальное собрание. Ком­партия вновь заняла первое место, собрав
28,6% голосов избирателей. Это был наи­высший результат за всю историю ФКП. На второе место вышла партия МРП (26,3%), на третье - Социалистическая партия (17,9%). С вступлением в силу конституции и проведением выборов в Национальное собрание закончился Вре­менный режим. Начался период Четвертой республики, продолжавшийся 12 лет - с 1946 по 1958 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: