Контроль расходов бюджетов с помощью системы межбюджетных трансфертов




 

Ранее было сказано, что одним из способов устранения дефицита бюджета является лимитирование расходов бюджета. У системы межбюджетных трансфертов также есть и такая функция. Поэтому система межбюджетных трансфертов может влиять на сбалансированность бюджетов не только через механизм предоставления трансфертов на увеличение доходов с целью финансирования расходов. Система межбюджетных трансфертов может влиять и на снижение расходов того бюджета, для которого трансферты выступают доходом. Рассмотрим данный тезис на примере положений Бюджетного кодекса РФ.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №467-р от 03.04.2006 была одобрена Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах. Данной концепцией предлагались меры по осуществлению бюджетного процесса в регионах и муниципалитетах в зависимости от уровня бюджетной дотационности. Затем меры, которые будут названы ниже, были закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

«Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать… соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации» [20].

В случаях, если доля межбюджетных трансфертов превышает 20%, то субъекты РФ не имеют права:

«1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации» [21].

А в случае, если доля трансфертов превышает 60%, то на бюджеты регионов распространяются ограничения названные в предыдущем абзаце, а также осуществляются следующие меры:

«1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами» [22].

Для бюджетов муниципальных образований также существуют свои ограничения и предусмотрены меры, похожие на меры, которые были названы выше.

Таким образом, система межбюджетных трансфертов может генерировать не только дополнительные источники доходов бюджета, но и контролировать уровень расходы бюджетов для стимулирования дополнительных поступлений в бюджеты субъектов и муниципалитетов. Данный механизм контроля расходов является отличным дополнением к другим бюджетным правилам, позволяющим ограничить уровень расходов бюджетов субъектов и муниципалитетов. Развитие и совершенствование механизмов контроля расходов является очень актуальной задачей, так как субъекты и муниципалитеты Российской Федерации не всегда задумываются о лимитировании бюджетных расходов. Такой механизм позволяет ограничить политические амбиции высших должностных лиц, чтобы увязать расходы с реальным уровнем доходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: