ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание молодежной политики
1.2 Формы и методы реализации молодежной политики в Российской Федерации
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНАЯ И ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации
2.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики Республики Саха (Якутия)
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
3.1 Реализация молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
ГЛАВА 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
4.1 Пути эффективной реализации молодежной политики в Республике Саха (Якутия)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Социализации российской молодежи, ее полноценному включению в общественные процессы способствует особая отрасль социальной политики в России - государственная молодежная политика. Необходимость создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни населения, укрепления и развития генофонда, конкурентоспособности и национальной безопасности государства требуют реализации эффективной, целостной и последовательной государственной молодежной политики. История России свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение, государство и общество заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, политических, геополитических и других проблем.
|
В программе социально-экономического развития России отмечается, что «необходимо актуализировать работу по воспитанию компетентных и ответственных, нравственно и физически здоровых граждан, … обратить внимание органов управления всех уровней на социальное развитие детей и молодежи, обеспечение их прав на качественное образование, творческое развитие, содержательный досуг». Молодежь – предмет особого внимания государства и общества. Именно оно является наиболее активной составляющей гражданского общества, молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, молодежь определяет воспроизводство населения, развитие трудовых ресурсов и экономики страны в перспективе. Актуальность выработки новых теоретически обоснованных подходов, научного поиска путей совершенствования политики государства, проводимой в данной сфере, обусловлено с необходимостью формирования объективных условий для реализации созидательного потенциала молодежи в структуре государства и общества.
Кроме этого, мощный инновационный потенциал молодежи при определенных условиях может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и деструктивное воздействие, способное нанести ущерб государству и обществу. Молодежные движения периодически становятся активными участниками политического процесса (Франция в 1968 г., Китай в 1989 г. и пр.). Всплеск гражданской активности молодежи наблюдается в ряде государств, переживающих процессы демократизации (Сербия в 1999-2000 гг., Белоруссия начиная с 2000 г., Грузия в 2008 г., Украина в 2004 г. и 2006-2009 гг., Киргизия в 2005 г., 2007 г., Молдова в 2009 г. И другие государства). В настоящее время проблема социализации молодежи - одна из наиболее насущных для всего мирового сообщества и что зафиксировано в Декларации тысячелетия ООН. В этой связи возрастает актуальность выработки на теоретическом уровне понимания места молодежи в политике, механизмов ее участия, поиска эффективных путей вовлечения молодежи в социальные процессы.
|
Необходимо признать, что на современном этапе многие проблемы молодежи, молодежной политики, деятельность органов власти на всех уровнях все еще не стали предметом специального внимания и их решения социальными институтами общества. Вследствие данного обстоятельства этого достаточно востребованным является изучение состояния современной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обобщение практики реализации приоритетных направлений в данной сфере. В этой ситуации особенно возрастает значимость практической деятельности органов государственной власти по решению острых социальных молодежных проблем на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Саха (Якутия).
|
Еще одним свидетельством актуальности избранной нами темы исследования является недостаточная разработанность в отечественной научной литературе вопросов теории и методологии молодежного движения, различных проблем молодежной политики, в том числе и критического осмысления опыта реализации молодежной политики. Практически всеми исследователями отмечается, что «в стране ощущается нехватка литературы, в которой бы молодежная проблематика рассматривалась с разных сторон и с привлечением богатого фактического материала».
Немаловажным обстоятельством является и то обстоятельство, что возникла необходимость в обобщении накопленного опыта реализации молодежной политики, в частности в Республике Саха (Якутия).
В связи с этим, выбранная нами тема исследования представляет несомненный теоретический и практический интерес, в частности для органов государственной и муниципальной власти.
Степень научной разработанности проблемы. После развала комсомольского движения, утери «советской» концепции молодежного и детского движения исследования в области молодежной политики практически были прекращены. Только после продолжительного перерыва появились работы, представляющие интерес с точки зрения изучения молодежных проблем, новых подходов в исследованиях. Однако следует отметить, что в большинстве исследований в области молодежной политики затрагиваются лишь отдельные аспекты явлений, проблем или процессов в молодежной среде. В изучении процессов, протекающих в молодежной среде, сложились следующие подходы: социологический, институциональный, науковедческий.
В современной историографии практически отсутствуют научные труды с обобщением федерального и регионального опыта реализации государственной молодежной политики, формирования и деятельности государственных органов системы управления в данном направлении, рассмотрением вопросов перспектив развития и механизмов совершенствования молодежной политики. Во многом это объясняется недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы, нечеткого выделения государственной молодежной политики как отдельной отрасли в структуре органов исполнительной власти, периодом становления новой молодежной политики.
Среди литературы, посвященной молодежной проблематике, следует отметить фундаментальную монографию И.М. Ильинского «Молодежь и молодежная политика». В работе представлена история возникновения государственной молодежной политики в России, сделан концептуальный подход к рассмотрению сущности и понятия молодежной политики, предложены некоторые положения новой концепции молодежной политики.
Большой объем систематизированной информации, весьма плодотворные идеи содержат государственные доклады о положении молодежи в Российской Федерации.
Из научной литературы последних лет следует особо выделить две коллективные монографии. В первой монографии «Российская молодежь: проблемы и решения», подготовленной совместно Центром социологических исследований Федерального агентства по образованию, Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии наук и фондом «Новая Евразия» рассматриваются актуальные проблемы гражданского становления молодежи, формирования ее мировоззрения, культурных запросов, правосознания, осуществлен анализ нормативно-правовой базы государственной молодежной политики в Российской Федерации, дана концепция программы реализации молодежной политики в России.
Во второй монографии «Положение молодежи в России. Аналитический доклад», подготовленной по инициативе ЮНЕСКО при содействии Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ), на основе статистических данных рассмотрены ключевые вопросы положения молодежи в России – образование, здоровье, трудоустройство и безработица, участие в общественно-политической жизни и асоциальное поведение, проанализирована межрегиональная дифференциация положения молодежи в стране.
В последние годы и в нашей республике появились исследования, в которых в той или иной степени затрагиваются различные проблемы молодежной политики.
Некоторый интерес представляют материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию образования ВЛКСМ в Якутии, где впервые после долгого перерыва были обсуждены проблемы региональной молодежной политики. Весьма полезная для исследователей, специалистов по работе с молодежью, активистов молодежного движения информативная база представлена в «Вестнике государственной молодежной политики РС (Я)». Также следует отметить государственные доклады, подготовленные Министерством по молодежной политике, в которых представлен комплексный анализ положения молодежи республики по широкому спектру вопросов на основе статистических данных, материалов научных исследований и мониторинга положения молодежи в течение ряда последних лет. Интересные материалы содержатся также в приуроченном 15-летнему юбилею государственной молодежной политики в республике сборнике «Государственная молодежная политика в Республике Саха (Якутия): 15 лет».
Цель исследования – на основе обобщенной и систематизированной информации о положении молодежи, проанализировать современное состояние, проблемы и перспективы реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия), предложить конкретные рекомендации для использования их в практике органов государственной и муниципальной власти.
Данная цель реализуется путем постановки следующих задач:
- исследование сущности, содержания, основных направлений, форм и методов реализации государственной молодежной политики в РФ;
- дать характеристику нормативно-правового и организационного обеспечения государственной молодежной политики на федеральном уровне;
- анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в РС (Я);
- рассмотрение и выработка мер по совершенствованию и повышению эффективности молодежной политики в РС (Я).
Объектом исследования является государственная молодежная политика России и Республики Саха (Якутия).
Предмет исследования составляет молодежь в структуре молодежной политики.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные общенаучные методы познания применительно к проблемам молодежной политики через призму междисциплинарного подхода, сравнительно-исторического, структурно–функционального анализа, а также методы контент-анализа, сравнения, экспертной оценки, структурного анализа.
Основными источниками для данной работы послужили нормативно-правовые документы федерального и республиканского уровней по вопросам молодежной политики, государственные доклады о положении молодежи в России и республике, федеральные и республиканские целевые программы, статистические данные, официальные данные и отчеты республиканских органов государственной власти, Министерства по молодежной политике РС (Я), данные представительных прикладных социологических исследований.
Научная новизна исследования обусловлена, прежде всего, самим фактом обращения к теме, в которой рассмотрена и проанализирована реализация государственной молодежной политики в РС (Я) в последние годы, которая не подвергалась основательному изучению.
В исследовании:
- рассмотрены основные этапы становления и развития государственной молодежной политики в стране в РФ и в РС (Я);
- исследуются региональные особенности реализации государственной молодежной политики в РС (Я);
- выработаны рекомендации по совершенствованию механизма реализации молодежной политики в республике;
- использованы материалы новейших прикладных исследований, проведенных Министерством по молодежной политике Республики Саха (Якутия) в 2003-2006 гг.
Практическая значимость исследования состоит в привлечении внимания к проблемам молодежной политики. Исследование выявляет степень эффективности реализации государственной молодежной политики, деятельности уполномоченных органов по решению проблем молодежи.
Некоторые положения работы, предложенные рекомендации могут быть использованы при принятии управленческих решений в области молодежной политики, как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Многие предложенные рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики исходят из личного опыта работы автора в системе государственной молодежной политики.
Обобщенный и систематизированный в исследовании материал может быть востребован для дальнейших исследований, при чтении курсов по вопросам молодежной политики, новейшей истории, социологии в высших и средних учебных заведениях; в процессе разработки программных документов; при концептуальной разработке деятельности средств массовой информации.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание молодежной политики
Социальная политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства, общественных объединений, общества в целом по разрешению социальных противоречий и созданию социальной безопасности. Государственная молодежная политика – это приоритетная часть социальной политики, постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах, она охватывает все стороны жизнедеятельности молодежи. При этом, молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не сводится только к компенсаторным механизмам поддержки молодежи, а предполагает активное участие молодежи в жизни общества, что позволяет рассматривать эту политику как стратегическое развитие и ресурсы общества.
Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.
Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественно-полезную деятельность. Это позволяет рассматривать государственную молодежную политику в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов.
Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечение гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений и инициатив. Она предусматривает координацию деятельности органов государственной власти на всех уровнях разработки, реализации и контроля за проведением мероприятий по преодолению молодежных проблем.
Современный международный опыт — в первую очередь стран с развитой рыночной экономикой и гражданским обществом, подтверждает необходимость проведения государственной молодежной политики. В различных странах при наличии специфических подходов, учитывающих национальную специфику, есть вместе с тем много общего. Молодежная политика базируется на основополагающих принципах построения социального правового государства, закрепленных в ряде европейских международных документах и отраженных в национальных правовых системах.
Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе.
Россия находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача обеспечения ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах.
Сегодня, когда экономика России, преодолев длительный и болезненный спад, начинает динамично развиваться, когда в обществе, появились ростки оптимизма, для страны критически важно не потерять темп положительных перемен.
На острие преобразований всегда стоит молодежь. Она средоточие новых знаний, дерзких идей, недюжинных возможностей, она главный заказчик на достойное будущее и главный стратегический ресурс общества. Но молодежь, требует пристального внимания общества и долговременных инвестиций, без которых ее потенциальные возможности никогда не раскроются.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как одну из ключевых направлений решения стратегических задач в сфере обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности России, становления гражданского общества, обеспечения достойных условий жизни граждан.
На сегодня, государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны.
Молодежь должна стать активным участником решения задач, стоящих перед государством и обществом в строительстве демократического федеративного правового социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для вовлечения молодежи в социально-экономическую и общественно-политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции требуется необходимо принятие мер различного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.
Современное состояние российской государственной молодежной политики, прежде всего, характеризуется уровнем ее нормативно-правового обеспечения.
Термин «государственная молодежная политика» вошел в российскую юридическую практику в 1991 году с принятием первого нормативного акта в области молодежной политики – Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». С тех пор государственная молодежная политика конституирована как область государственной деятельности. При этом формирование правовой системы России на нынешнем этапе ее развития основывается на иной модели законотворчества, и это существенным образом отражается на законодательстве, затрагивающем интересы молодежи. Российское законодательство в области государственной молодежной политики находится в стадии становления.