Типологические особенности клубов




Содержание

1. История проектирования клубов 2

2. Отечественный опыт 2

3. Зарубежный опыт 4

4. Типологические особенности клубов, центров досуга 8

5. Принципы функциональной организации 12

6. Особенности объёмно-композиционного и архитектурного образа 14

7. Библиография 17

8. Приложение 18

 

История проектирования клубов.

Дореволюционный период страны и вся история мировой культуры оставили нам два прототипа современного клуба. Первый прототип восходит ещё к архаическим временам и транслируется затем через античность и новоевропейскую историю (включая и историю России) в виде групп, кружков, «братств» и других общественных образований коллективной досуговой деятельности и общения по интересам. Такие клубы существовали по разным законам самоорганизации, и отвечающие им архитектурные решения включали и замкнутые пространства типа гостиных, и площади для собраний, и развитые многопрофильные комплексы типа римских терм или дворянских собраний, и сельские околицы.

Второй прототип клуба возник в Европе в XIX в. вместе со становлением профсоюзного движения именно как «пролетарский клуб», противопоставленный буржуазному «английскому клубу». Идеей этого нового клуба было просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт и отдых, внедряемый в жизнь рабочей среды. Упор здесь делался именно на организацию досуга, и соответствующие таким клубам архитектурные решения отвечали рациональному сочетанию развлекательных, учебных, оздоровительных мероприятий. «Народные дома», возникшие в России, особенно после 1905 г., под патронажем благотворительных обществ и профессиональных союзов, включали, как правило, большой зрительный зал для драматических и оперных гастролей и концертов, помещения кафе-столовых, помещения для занятий и лекций, спортивные залы и т.д.

 

Отечественный опыт

Специфика каждого из методов проектирования — типового и индивидуального — ощутимо сказывается на их результатах.

Как правило, в типовых проектах варьируются несколько более или менее отработанных композиционных схем, а индивидуальные демонстрируют их удивительное разнообразие.

В итоге бесконечных регламентаций, ограничивающих возможности типового проектирования, типовые проекты получили свои нелучшие специфические черты, в результате чего типовые проекты клубов, как правило, очень сильно отличаются от индивидуальных.

Предпосылкой для возникновения разнообразных объёмно-планировочных решений клуба служит появление новых концепций клубного пространства. Примерами могут быть не только отдельные проекты, но и целые группы проектов. Речь идёт,в частности, о двух конкурсах на проекты сельских клубов: 1968 и 1985 гг., которые, несмотря на большой промежуток времени, отделяющий их один от другого, имеют много общих черт. В первом из них предлагались к разработке четыре типа клуба: на 200, 300, 400 и 500 мест в зале. В качестве элемента композиции, кроме зала и фойе, в одном случае предлагалась гостиная — место общения и отдыха; во втором случае — спортивный и выставочные залы(приложение, рис. 1 — 3).

Задачей второго конкурса являлось достижение многофункционального использования помещений клуба с помощью трансформации.

Так, конкурс 1968г., по условиям которго состав помещений клубов малых вместимостей был ограничен и вместо фойе клуб имел общее пространство небольшой площади — гостиную, вызвал к жизни такую структуру здания, при которой гостиная была ядром и связкой двух блоков — зального и кружкового. Введение в состав помещений двух дополнительных залов — спортивного и выставочного — принципиально структуры здания не меняло: они оставались структурными элементами, расположенными вокруг композиционного центра — пространства гостиной.

Конкурс на применение трансформации вызвал к жизни центрический тип здания, не использовавшийся ранее для зданий клуба, несколько напоминающий культовое сооружение с размещением в центре композиции помещений разного назначения: как зала, так и фойе или вестибюля (приложение, рис. 4 — 11). При этом идея трансформации породила и другие композиционные решения: протяжённое здание, компактное, нецентричное, угловое, охватывающее своими помещениями внутренний двор (южный регион) и т.п.

Требование обеспечить возможность совместного и раздельного функционирования зрительского и клубного комплексов являлось до последнего времени ведущим.

Изолированное размещение кружкового комплекса от зрительского имело причиной не только различные требования к создаваемому ими шумовому фону, но различия в самом процессе их деятельности — развлекательной в зрительском комплексе и учебно-воспитательной в кружковом. Это пораждало структуру каждой из частей: театральную схему композиции в зрительской части и систему нанизанных на коридор кружковых комнат, подобную композиционным схемам учебных заведений — клубной.

Необходимость изоляции зрительской части диктовалась в ряде случаев необходимостью её использования для гастролей профессиональных театральных и концертных коллективов.

Вместе с тем уже наметившийся процесс выделения зрелищных функций (прокат фильмов, гастроли) из состава клуба позволяет вернуться к целостной структуре здания. Кроме того, в периферийных клубах малой вместимости одновременная работа кружков и библиотек, танцзала и проведение гастролей проблематичны. Загрузка мероприятиями такова, что они могут проходить разновременно, что не требует изоляции комплексов.

 

Зарубежный опыт

В связи с резким ограничением индивидуального проектирования прошлых лет и повсеместным распространением типового границы между тем и другим были не всегда чёткие.

Часть индивидуальных проектов создавались на базе типовых.

В Прибалтике и Белоруссии сложилась противоположная ситуация: проекты, называющиеся типовыми, имеют облик индивидуальных, например, Дом культуры в Хаапсалу, созданный на базе типового проекта РДК-600 N 264-12-89, от которго сохранён только блок зал — сцена.

Типичными примерами индивидуального проектирования могут служить проекты домов культуры в Дмитровграде и Волгодонске, разработанные в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. Оба здания имеют как различия в общем композиционном решении (первое — угловое, второе — фронтальное), так и сходство: расположение на участках со сложным рельефом предопределило в обоих случаях разноуровневое расположение отдельных групп помещений.

Дом культуры с залом на 800 мест в Дмитровграде размещается на пересечении двух общегородских магистралей, по периметру находятся здания общегородского назначения. Здание двухэтажное, угловой ориентации, террасами спускающееся к пересечению магистралей (приложение, рис. 12).

Решение здания — с террасообразным диагональным фойе, выявленным в объёме здания ярусными световыми фонарями на крыше, - активно противостоит окружению и имеет запоминающий облик.

Объёмно-планировочное решение здания дома культуры с двумя залами в Волгодонске иное (приложение, рис. 13). Здание трёхэтажное, фронтальное симметричное, с сильно выступающей многогранной центральной частью.

Крутой рельеф использован для создания парадных многоуровневых террасных сходов от дома культуры к проходящей мимо него магистрали. Фойе является самым нетрадиционным элементом здания, пронизывающим всё здание насквозь во всех трёх этажах. Оно огибает восьмиугольный зрительный клубно-концертный зал на 1200 мест с эстрадой с фасада, завершаясь в боковых крыльях здания двумя зимними садами — композиционными ядрами, вокруг которых группируются остальные помещения.

Дворец культуры в Зеленограде — типичный пример клубного здания большой вместимости, построенный по индивидуальномк проекту.

В состав его помещений входят: музыкально-драматический театр с залом на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, дискоклуб, молодёжное кафе, зимний сад, изостудия, зал хореографии, многочисленные кружковые помещения (приложение, рис. 14).

Треугольная в плане форма здания вызвана, в частности, треугольным конструктивным модулем со стороной 9 м, объединяющим три основных элемента плана: два зрительных зала и зал дискотеки.

Специфическая градостроительная ситуация во многом предопределила объёмно-пространственные характеристики здания.

В основу плана положен принцип открытого построения внутренних общественных пространств. Пространства фойе и вестибюлей не разделены в общепринятом смысле — они свободно перетекают одно в другое, группируясь вокруг центрального дворика.

Многоуровневое пространство фойе-вестибюля с двором — центральное в композиции, на него ориентированы все залы, дискотека и кружковые студии, оно — основное композиционное ядро здания.

Три описанных проекта домов культуры — примеры удачного объёмно-планировочного решения зданий. И хотя они различны по размещению на участке, объёму и составу помещений, общее положительное в них, помимо удачно решённой внутренней структуры, - пластичное, в достаточной мере лиричное, интимное, несмотря на большие размеры, не помпезное решение объёмов, довольно точно выражающее «клубность» этого типа здания.

Отличный от перечисленных зданий облик имеет построенный в Москве на Комсомольском проспекте Дворец молодёжи (приложение, рис. 15). Здание излишне помпезно, чрезмерно крупномасштабно, а по внутреннему строению напоминает гастрольный театр или дворец фестивалей, предназначенный в основном для престижных массовых мероприятий.

До сих пор речь шла о типовом и индивидуальном проектировании, воплощавшем существовавшую узаконенную, нормированную типологию. Однако исподволь как теория, так и практика накапливали представления о новых перспективных типах клубов, которые и были воплощены в поисковых эксперементальных проектах. К ним можно отнести два проекта: центр досуга и клуб по интересам (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, 1977 — 1978 гг.), а так же осуществлённое в натуре здание культурно-спортивного комплекса в пос. Балтым Свердловской обл. (приложение, рис. 16, 17).

Социальный заказ на создание клуба с развлекательным уклоном, с большим выбором видов деятельности, с возможностью перехода от роли наблюдателей к роли участников, от пассивного к активному поведению и обратно, получил воплощение в проекте центра досуга, объединяющем зал аттракционов, кегельбан, концертно-танцевальный зал, кафе, салон искусств и т. д. Главным в нём является не только сложное по форме двухъярусное пространство фойе, но и площадки для зрителей и наблюдателей, имеющиеся в каждом из помещений (например, можно совместить наблюдение за игрой на кегельбане с питанием в кафе). Общее объединённое пространство обрело здесь ещё более сложную форму, соответствующую сложности и многообразию поведения посетителя.

Социальный заказ на создание клуба единомышленников, людей с близкими интересами вызвал к жизни тип клуба по интересам. Специфичность клуба — в отсутствии зала в таком понимании, в котором мы привыкли его видеть. Основное в клубе — большой выбор разнообразных помещений, предоставляющих посетителю выбор видов студийной деятельности. Данный клуб, предназначенный в том числе и для обучения посетителей, принципиально отличается от учебных заведений общественными пространствами, предназначенными для демонстрации результатов общения и отдыха. Композиция здания, основанная на объединении кружковых комнат общественным пространством фойе в форме креста как нельзя более отвечает социальному заказу: принятая форма фойе имеет максимальный периметр внутренних стен, требующийся для экспозиции работ коллективов, при одновременном наличии изолированных от транзита пространств, своеобразных ниш-гостиных, предназначенных для общения и тихого отдыха. Композиция строится на противопоставлении или взаимопроникновении относительно постоянного общего пространства (холла, гостиной, выставочного зала) и узкоспециализированных помещений для индивидуальных и групповых занятий. Зрительный зал теряет своё доминирующее значение и становится одним из ряда других помещений.

Необходимость общего пространства для одновременного протекания разнообразных видов деятельности вызвала к жизни клубное здание (культурно-спортивный комплекс в пос. Балтым), являющееся экспериментальным не только по своему функциональному содержанию и архитектурному воплощению, но и по своему статусу: в нём проводились изучения поведения посетителей при разных режимах его функционирования.

Варианты проектного решения клуба в пос. Балтым осуществляются в других населённых пунктах Свердловской обл., например, в пос. Петрокаменское (приложение, рис. 18). Здесь отдельные части общего пространства визуально полуизолированы, благодаря перепадам плоскости пола и системе пергол и зелёных насаждений.

Основная композиционная идея — создать под единой крышей здания условия для коллективного отдыха и общения, аналогичные тем, которые традиционно существовали на открытом воздухе, в городском парке, в природном окружении — плавание, танцы, спортигры, зрелище. Эта композиционная идея определила специфическую трактовку пространства, аналогичного рекреации — оно свободно размещается между площадками, предназначенными для соответствующих видов деятельности, и примыкает к зрелищной площадке.

Интересные примеры функционального и объёмно-планировочного решений демонстрируют клубные здания за рубежом и в Прибалтике (приложение, рис. 19-26).

Наибольшее распространение получили там специализированные любительские и досуговые клубы, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, начиная от танцев и постановки спектаклей и кончая занятиями спортом и ремеслом.

Как правило, однопрофильные клубы — это двух-трёх-этажные здания, в одном из этажей которых расположены специализированные помещения: танцевальные студии, универсальные театральные залы, аудитории, выставочные и спортивные залы, мастерские, с большим числом сопутствующих помещений, обеспечивающих их комфортное функционирование (сауна, массажные, лаборатории, кузницы, салоны видео- и звукозаписи). На других этажах размещаются помещения для отдыха и общения: гостиные, универсальные фойе, холлы, буфеты, бары, кафе, рестораны.

Гольф-клуб «Гютершок» состоит из двух отдельно стоящих блоков, объединённых протяжённым фойе. В одном из блоков размещён универсальный спортивный зал с тренажёрами, в другом — помещения для отдыха и общения: банкетный зал, каминная, гостиная и пр.

Примером клубов для занятий ремеслом и техническим творчеством может служить клуб для молодёжи в Руайяте, состоящий из конгломерата мастрерских, лабораторий, студий, представляющих собой относительно небольшие пространства, как бы случайно примыкающие друг к другу, но имеющие объединяющую их в единое целое визуальную связь с небольшими по площади фойе.

Кроме однопрофильных, в зарубежной практике встречается ряд многопрофильных клубов, обединяющих разнообразные по назначению помещения как для разных видов творческой деятельности, так и для развлечений, отдыха и общения. Как правило, они имеют более развитую пространственную структуру. К ним относится молодёжный центр «Гладбек». Все специализированные помещения группируются в нём вокруг универсального пространства зала-фойе, объединяющего все остальные помещения.

Отличительная особенность многопрофильных клубных зданий — сложная композиция внутреннего пространства, ядром которой служат почти всегда помещения для информации, отдыха и общения, решённые по принципу перетекающего пространства, облегчающего переход из одной зоны в другую, делающего доступной для посетителя любую зону и любое помещение клуба и придающего клубному зданию демократический, свойственный его сущности характер.

Клубы и дома культуры в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, построенные за последние несколько лет, в значительной мере повторяют схемы типового и индивидуального проектирования советских клубов: зрительный зал для собраний и концертов, фойе, группа студийных помещений, блок питания, иногда — спортзал.

 

Типологические особенности клубов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: