Форма, концентрируя в себе сущность сооружения, его смысловое значение, соотносимое с социальным и эстетическим содержанием, вкладываемым в него эпохой, материализована в определенной конструктивной системе. Эта система находится в тесной взаимосвязи с планом здания, обусловленным его функциональным назначением. Обращение к пространственным характеристикам форм новых конструкций позволит понять их роль в сооружении через систему категорий, используемых в архитектуре как средство гармонизации: масштаб, силуэт, соотношение масс, ритм, пропорциональность и т. д.
Последние в силу своего формообразующего потенциала создают заданный конструктивной формой тип архитектурного пространства центра досуга.
Таким образом, при поиске наиболее рациональных решений среди множества вариантов, которые дают современные пространственные конструкции, можно выбрать такой, когда конструктивная форма будет отвечать всем условиям, предъявляемым к ней архитектурным замыслом.
Одно из этих условий устанавливает критерий соответствия конструкции и функционально оправданного плана. Но этого еще не достаточно для подлинного выявления «конструктивной правды» архитектурной формы. Критерием, который помог бы найти связь между требованиями, предъявляемыми к ней функцией сооружения, и задачами архитектурной выразительности, может быть та или иная степень свободы в организации архитектурного пространства в его трехмерном состоянии.
Современные конструктивные формы, вступают в сложные полиморфные отношения с конструктивными системами своего класса конструкций, а конструктивные системы соотносятся через разнообразные изотропные связи с материалом. Иначе говоря, одинаковый материал может служить основой для создания самых различных конструктивных систем, а они в свою очередь образуют один вид конструктивных форм.
|
Если конструкцию рассматривать как некоторую подсистему архитектурной целостности, то можно увидеть четко выраженный иерархический порядок структурного образования этой подсистемы: конструктивная форма (например, купол) вырастает над конструктивными системами своего класса (например, системы купола — сетчатая, радиально-стержневая, железобетонная монолитная и т. д.), а строительные материалы (например, металл, дерево, ткани и т. д.) являются основой создания конструктивных систем.
В прошлом конструктивная форма развивалась на основе преимущественно изоморфных отношений, т. е. данная форма являлась следствием определенной конструктивной системы, которая в свою очередь могла существовать только на основе определенного материала (камня, кирпича, дерева). Узкие рамки изоморфных отношений приводили к естественному процессу такого формообразования, когда не все существовавшие конструктивные формы в своем чистом виде стали носителями художественной формы.
Специфические особенности многих новых конструкций — активно воздействовать на объемную композиционную структуру сооружения, их конструктивные, тектонические характеристики, их широкие возможности удовлетворять конкретным функциональным задачам — все это требует внимательного анализа и учета в практической совместной работе архитектора и инженера при комплексном решении архитектурных и строительных проблем в сооружении.
|
Не деталь, не пластическая обработка фасада (которой, например, при каркасной конструкции стены создается как бы вторая несущая чисто архитектурную нагрузку оболочка здания), а сама форма сооружения, освобожденная от всего лишнего, чистая и ясная в своей первозданности и пропорциональной завершенности, несет новый архитектурный образ. При сооружении Сиднейской оперы ради достижения художественной убедительности образа были принесены в жертву многие, конструктивные, функциональные, экономические и качественные критерии.
Поиски архитектурной выразительности посредством новых конструктивных форм дают нам много примеров неожиданных пространственных решений. Ле Корбюзье в павильоне «Филлипс» на Брюссельской выставке (1956 г.), применив оболочки в форме гиперболических параболоидов, добивается выразительности скульптурной формы, перекидывая мост из области архитектуры в область абстрактных категорий изобразительного искусства.
Обращаясь к такому содержательному средству формообразования, как пространственные конструктивные формы, необходимо с особым вниманием подходить к проблема чисто архитектурного образного порядка. Художественная правда, рожденная архитектурным образом, подчас отодвигает на второй план другие задачи. «Функция — область полезного, форма — область прекрасного. Уродливая форма, будь она даже полезной, что нередко бывает, умрет вместе со своей функцией, которая обычно недолговечна».
Аудитория Иллинойского университета в Массачусетсе (США) Эаро Сааринена, приведенная выше в качестве примера, имеет элементы относительного несоответствия функционального содержания сооружения и функциональных особенностей конструктивной формы. Но в то же время лаконизм архитектурного решения, гармоническая уравновешенность массы здания по отношению к окружающему пространству, тектонические закономерности сопряжения элементов оболочки с ограждением и пластические качества ее связи с плоскостью земли делают это сооружение одним из наиболее интересных в современной архитектуре и выдающимся с точки зрения использования средств выразительности новой конструктивной системы.
|
Исключительной особенностью пространственных конструкций является то, что функциональная, технологическая целесообразность их конструктивной формы тесно сплетается с требованиями архитектурного, часто градостроительного порядка. Целостность архитектурной формы рождается из диалектического единства объемно-пространственного решения и функционального содержания. Разрывая это единство, можно прийти или к формализму, или к голым функциональным решениям, лишенным какой бы то ни было выразительности, присущей произведениям архитектуры. Но не только целостность и выразительность архитектурной формы являются результатом сложного процесса ее восприятия. В нашем сознании, опосредствованном конкретным социально-эстетическим опытом, неизбежно возникает тот архитектурный образ, который соотносится с понятной для нас и выраженной средствами архитектурного языка утилитарной и художественно-эстетической информацией. Она часто приобретает, особенно в архитектуре общественных зданий, общезначимый символический смысл.
Создавая объёмно-планировочную структуру здания не следует забывать о безопасности пребывания в нём людей. Все элементы конструкции должны соответстовать противопожарным нормам и быть безопасными в повседной жизни и эксплуатации здания, требования по пожарной безопасности даны в СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Библиография
1. А. Л. Гельфонд «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений» Москва «Архитектура-С» 2007
2. Е.К.Милашевская, Н.Е. Прянишников, М.Р. Савченко «Клубы» Москва Стройиздат 1990
3. https://pirtfuskeonu.ru/category/osobennosti-konstrukcij/
4. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»
5. СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения"
6. СНиП 2.08.02-89 "Проектирование клубов"
7.СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»
8. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
Приложение
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10
Рис. 11 Рис. 12
Рис. 13 Рис. 14
Рис. 15 Рис. 16
Рис. 17 Рис. 18
Рис. 19 Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22 Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27