Опыт работы: «Ознакомление с трудом взрослых, как средство развития любознательности и познавательной активности детей дошкольного возраста»




Филиал МБДОУ детский сад № 2 г. Нижний Ломов в с. Прянзерки

Воспитатель С.П. Юрина

 

Считаю, что среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребёнке сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).

Мы готовим своего ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким нам сейчас это время ни, казалось бы — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок:

- понимал, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

- уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

- познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

- был готов трудиться сам — и потому, что это ему нравится, интересно, и потому, что это надо;

- учился бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудился бы, принося пользу людям, и развивал бы свои трудовые способности.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Моя задача и задача родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном и всестороннем развитие.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Я решаю эту задачу в разных формах: как на занятиях, так и вне их. Это и наблюдения, экскурсии и беседы с людьми разных профессий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые и дидактические игры проектная деятельность и прочее).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.). Для создания положительного отношения и привычки к труду, важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Провела цикл тематических мероприятий «Встречи с интересными людьми», на которых дети пополнили свои представления и знания о людях, непосредственно работающих в детском саду (повар, прачка, помощник воспитателя)

Мною была организована экскурсия в прачечную детского сада, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную. В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты. И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т.д.

На пищеблоке дети своими глазами увидели процесс приготовления обеда, с интересом наблюдая за трудом повара, задавали вопросы по использованию предметов-помощников: для чего служат, ускоряют ли процесс работы и т.д.

Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно: она помогает им одеться, раздеться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Поэтому с самых первых дней пребывания детей в группе использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала:

- Как чисто и красиво в нашей группе! Кто же так всё убрал? - Это наша няня – Светлана Владимировна!

- Ребята, давайте скажем ей «Спасибо».

При посещении методического кабинета, пищеблока особо подчёркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

Наблюдение за трудом взрослых по уборке участка организую со всей группой в течение года. При наблюдении обязательно подчёркиваю, что мы хорошо подмели дорожки, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки обращаю внимание малышей на то, чтобы они не сорили, показываю, куда надо складывать бумажки и другой сор, напоминая, как мы трудились, убирая участок.

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда формирую обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: помощник воспитателя вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду - можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать; т.е. она заботится о детях в отсутствии родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д. - заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе таких первичных обобщений я формирую более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий в магазин, старалась обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу: продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время экскурсии в библиотеку воспитанники наблюдали за процессом выдачи литературы библиотекарем, за его действиями, взаимоотношениями с посетителями: доброжелателен; вежлив, внимателен.

В своей работе я считаю важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, дети наблюдали, как красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми.

Зимой на прогулке, наблюдая за работой трактора, убирающего снег, дети радовались простору для свободного движения машин и людей.

А после экскурсии в детскую библиотеку дети поинтересовались - как же делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления книг, я подготовила презентацию «Как книги к нам приходят».

Мной усовершенствована предметная развивающая среда в группе: подобрана методическая, художественная литература, пополнены тематические картины, иллюстрации, игрушки, соответственно требованиям оформлены сюжетно-ролевые игры и т.п. Вместе с детьми изготавливали отдельные атрибуты к играм, подбирали необходимые орудия труда для самостоятельных игр. Составила перспективный план работы по формированию представлений детей о труде взрослых.

На участке детского сада имеется огород, сад, цветники, здесь знакомлю детей с сельскохозяйственным трудом, дети наблюдают за ростом и развитием растений. Зимой организую «огород на окне». Выращиваем рассаду цветов, овощей, зеленый лук. Дети учатся видеть результат трудового действия.

Представления и знания, полученные детьми на экскурсиях, в трудовой деятельности закрепляю в дидактических играх: «Подбери нужный инструмент», «Кому, что нужно для работы», «Путешествие по детскому саду; поликлинике, аптеке и т.п.», «Знаешь ли ты?». Дошкольники упражняются через игру описывать труд людей, отгадывать по описанию название профессии, предметов-помощников той или иной профессии.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дети отражают свои эмоции, впечатления, используют предметы-заместители, стараются сознательно соблюдать правила ролевого взаимодействия, самостоятельно могут изготовить необходимый атрибут к игре. Создаю такие условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

В младшей подгруппе развиваю игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней подгруппе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей подгруппе поощряю игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

В формирование трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Они помогают мне воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака- пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С Михалкова- дяди Степы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает – сделаем вместе».

Повышению эффективности педагогической работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых способствует взаимодействие с родителями. В индивидуальных беседах я выясняю и уточняю представления о труде родителей. Имея эти представления, дети стали осознавать, что их родители производят продукты, необходимые всем людям, что их труд почётен. Важно, чтобы каждый ребёнок знал место и содержание работы родителей, отношение родителей к своей работе. Для возникновения устойчивого интереса к труду взрослых, стремлению научиться трудиться как они, организовала встречи: в гости к детям приходила мама – библиотекарь, мама – учитель, которые познакомили детей со своей профессией и пригласили к себе на место работы.

В работе с родителями даю нужные рекомендации по воспитанию детей к труду взрослых. Провела беседы и консультации на темы: «Для труда, в труде», «Воспитание уважения к труду взрослых»; родительское собрание «Без напоминаний и с удовольствием»; подготовила презентацию «Трудовое воспитание в семье»

Дети вместе с родителями оформили альбом «Где работают наши мамы и папы».

Мои инновационные формы работы: игровые проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж; «минутки бережливости»- беседы о нерадивых поступках (малышами порвана книжка, поломана игрушка), стараемся исправить ситуацию сразу, это помогает воспитывать в детях уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда.

Использую в работе современные информационно-коммуникационные технологии. Это даёт мне возможность посмотреть труд взрослых, за которым невозможно непосредственно понаблюдать. В результате дети побывали на многих, подготовленных мной виртуальных экскурсиях: «Куда текут молочные реки», на которой познакомились с трудом работников молочного комбината; «Производство фанеры»: знакомство с трудом рабочих фанерного завода; «Космодром». На виртуальной экскурсии «Изготовление скрепки», были очень удивлены, узнав, сколько людей, потрудилось для изготовления такой маленькой скрепки. Подготовила презентацию «От зернышка до булочки», «Знакомство с трудом пожарных», «Экскурсия в музей» и др.

Участвую в реализации регионального образовательного проекта «ПромТур».

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечила развитие детского мышления, любознательности, познавательной активности, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызвала интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволили преодолеть в детях застенчивость, нерешительность.

В результате проведенной работы у детей сформировались жизненно необходимые умения и навыки, уважительное отношение к людям труда. Дети научились ценить результаты труда, стали более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: