Задание 2. Установить меру ответственности и функции отдельных ведомственных учреждений по реализации гос. политики в интересах детства.




Тема: Деятельность учреждений по осуществлению государственной политики в интересах детства.

Задание 2. Установить меру ответственности и функции отдельных ведомственных учреждений по реализации гос. политики в интересах детства.

Применить к своей ситуации при написании Положения о межведомственном взаимодействии или Договора о сотрудничестве ведомственных учреждений (учреждения и общественной организации, учреждения и родителей) или плана совместной работы специалистов разных ведомственных учреждений.

(В зависимости от времени, которое осталось, можно записывать или только обсуждать устно, и выдать слушателям на электронном носителе)

В вопросах реализации гарантий прав ребёнка сегодня существует целый ряд нерешенных проблем: правовых, медицинских, этических, психологических, педагогических и социальных. Главной проблемой остается неотработанный механизм поступления оперативной информации в единый центр, который мог бы объединить собранную информацию о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации и проанализировать конкретные мероприятия по обеспечению условий для осуществления или защиты прав ребёнка.

По анализу материалов городской базы данных, меры участия ведомственных учреждений в воздействии на несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, и его семью соотносятся примерно так:

68 % - образовательные учреждения,

20 % - общественные организации,

8 % - органы МВД,

3 % - здравоохранение,

1 % - администрация района.

Как показывает анализ практического опыта в Санкт – Петербурге подобная картина складывается и при решении других вопросов. Таким образом, фактически, образовательные учреждения являются главным действующим лицом, но они не заявляют свою прямую причастность к решению многих проблем, так как они не входят в предметоведение данного ведомства. При работе же с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, они обращаются как в вышеназванные ведомства, так и в муниципальные советы, в специальные учреждениям и в учреждения социальной защиты Как показывает опыт, эти социальные связи не достаточно чётко оформлены документально. Они возникают стихийно, не имеют системного характера, а целиком и полностью зависят от личностных отношений специалистов и руководителей учреждений социальной инфраструктуры.

Для того, чтобы обеспечить системность связей, необходимо знать законно установленное предметоведение учреждений и границы компетенции специалистов учреждений других ведомств.

Предлагаем материал, представленный специалистами ведомственных управлений администрации Московского и Невского районов

на проектировочном семинаре 2004 года.

 

Районные управления внутренних дел – их деятельность в аспекте межведомственного взаимодействия представлена опытом инспекторов по делам несовершеннолетних, а также служб и подразделений УВД, где сотрудники-инспектора закреплены за одним из административных участков и осуществляют профилактическую деятельность по графику в дневное и вечернее время, а также межпрофессиональные контакты специалистов.

В соответствии с Законом РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» инспектора по делам несовершеннолетних проводят индивидуально-профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющие одурманивающие вещества;

- совершивших административное правонарушение;

- освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступления, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- ранее судимых, в том числе осужденных условно;

- в отношении родителей или лиц, их заменяющих, отрицательно влияющих на своих несовершеннолетних детей.

Основными задачами службы по делам несовершеннолетних в системе МВД являются:

- выявление, пресечение и профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;

- выявление родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних, или отрицательно влияющих на их поведение, жестоко обращающихся с детьми;

- выявление взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправную деятельность;

- выявление должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.

Пока еще, к сожалению, не осуществляются достаточно полные и многоплановые контакты большинства служб профилактики и учреждений структуры МВД. Причиной тому служит, по мнению специалистов, недостаточная юридическая разработанность правовой основы такого взаимодействия.

В то же время, межведомственный характер деятельности органов милиции по делам несовершеннолетних прямо вытекает из простого перечня функциональных обязанностей, в соответствии с которыми они:

1. Устанавливают с помощью сотрудников других подразделений РУВД обстоятельства, связанные с приобретением несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. В этих целях у всех несовершеннолетних, доставленных в ОВД в состоянии наркотического опьянения или одурманивания, после их вытрезвления собираются объяснения, в случае необходимости в установленном порядке проводится медицинское освидетельствование, при сильной степени наркотического опьянения или одурманивания оказывается скорая медицинская помощь.

2. Незамедлительно информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Рекомендуют несовершеннолетнему, его родителям или законным представителям обратиться в учреждение здравоохранения для обследования несовершеннолетнего и оказания ему необходимой медицинской помощи.

3. Принимают в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или другие учреждения.

4. Рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно-опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

5. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения подростков правонарушителей в ЦВИНП.

6. Систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории, изучая информацию об образе жизни и связях несовершеннолетних - правонарушителей, а также родителях, отрицательно влияющих на детей, которой располагают сотрудники иных подразделений РУВД, граждане, заинтересованные государственные органы, организации, образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные организации, а также содержащуюся в сообщениях средств массовой информации.

7. Готовят аналитические материалы о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних в соответствующие органы исполнительной власти и органов местного самоуправления.

8. Осуществляют взаимодействие с органами, учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории, при этом особое внимание уделяется организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений. Участвуют в разработке совместных планов РУВД и образовательных учреждений на учебный год по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка.

9. Оказывают содействие:

- администрации образовательных учреждений в организации правовой пропаганды;

- органам опеки и попечительства в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

10. Информируют:

- орган прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

- Комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- органы опеки и попечительства о выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- орган управления социальной защиты населения о выявленных несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально-опасном положении;

- орган управления здравоохранением о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- орган управления образованием о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий общеобразовательных учреждениях;

- орган по делам молодежи о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в помощи при организации занятости, отдыха, досуга.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) - основное координационное звено в системе государственных органов и общественных организаций, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних и защитой их прав. Деятельность комиссий напрямую связана с выявлением детей группы риска и неблагополучных семей в районах.

В пределах своей компетенции (ст.11 ФЗ №120) обеспечивает:

1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2. организацию контроля над созданием условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3. осуществление мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4. подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ;

5. рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ « Об образовании »;

6. оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

7. применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

 

Вот уже несколько лет в сферу деятельности Муниципальных Советов входит система опеки и попечительства, в рамках которой возникли принципиально новые структуры – Центры социального сопровождения населения и оказания комплексной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям.

Вся работа по профилактике, курируемая органами опеки и попечительства, входящих в структуру Муниципальных образований направлена на реализацию мероприятий по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, в том числе и употребления ПАВ.

(ст.12 «Закона об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г.)

Здесь представлены задачи профилактической деятельности служб Муниципальных Советов по опеке, попечительству и оказанию комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям:

Муниципальный Совет (Муниципального Образования) разрабатывает и утверждает программы, реализация которых служит целям профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На основании муниципальных программ семьям оказывается материальная помощь, 2 раза в месяц проводятся бесплатные юридические консультации. В Муниципальных округах действует программа по организации летнего трудового лагеря для детей от 14 до 18 лет. Основная задача программы – это занятость подростков в общественно значимой деятельности. Подростки занимаются благоустройством территорий, помогают детским садам и школам, домам ЖСК. На период работы ребята обеспечены полноценным питанием. Для них также организована обширная культурно - досуговая программа: экскурсии по городу и пригородам Санкт - Петербурга, посещение музеев, лекций, концертов, дискотек. Список трудовых отрядов формируется с учетом информации о неблагополучных и социально неблагополучных семьях. Совместно с подростковым центром для подростков организуются туристические слеты на турбазе. Выезжают дети и в экологические лагеря, эта программа является и профориентационной, ибо предполагает знакомство с профессией эколога. Муниципальным Советом проводится фестиваль юных талантов, конкурс Вундеркиндов и др.

Отдел опеки и попечительства является исполнительным подразделением органа опеки и попечительства МО. Ответственность за деятельность органа опеки и попечительства несет Глава администрации МО. В соответствии со ст.9 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции, обязаны обеспечивать соблюдение прав и интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту. Основная задача органа опеки и попечительства - выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, или препятствующей их воспитанию.

Орган опеки и попечительства решает следующие вопросы:

- выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 122 СК);

- устройство детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК);

- установление опеки и попечительства над детьми (ст. 145 - 150 СК);

- приемные семьи (ст. 151-155 СК);

- купля-продажа, договор мены, обмен, дарение, покупка жилой площади, если в семье есть несовершеннолетний ребенок (ст. 60 СК РФ, ст. 37 ГК РФ);

- лишение родительских прав (ст. 69 СК);

- восстановление в родительских правах (ст. 72 СК);

- ограничение родительских прав (ст. 73 СК);

- отмена ограничения родительских прав (ст. 76 СК);

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК);

- участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК).

Он же:

- устанавливает опеку над недееспособными гражданами; попечительство над ограниченными в дееспособности гражданами; попечительство в форме патронажа над гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять за собой уход;

- осуществляет контроль над деятельностью опекунов, условиями содержания подопечных;

- дает разрешение на вступление в брак несовершеннолетним при достижении 16-ти летнего возраста;

- устанавливает отцовство лица, не состоящего в браке с матерью, в случае ее смерти;

- защищает права несовершеннолетних в суде;

- дает разрешение на изменении имени, фамилии несовершеннолетнего до 14 лет;

- назначает опекуна несовершеннолетним родителям;

- разрешает споры родителей по воспитанию детей;

- выходит с иском в суд по лишению, ограничению родителей родительских прав;

- дает заключение об обоснованности усыновления ребенка;

Все вышеперечисленные функции выполняются в тесном сотрудничестве органа опеки со специалистами районного Центра социальной защиты населения или «Отделения социальной помощи и социального сопровождения семьи и ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации». Раннее выявление детей, из социально-опасных семей обеспечивается в результате взаимодействия с образовательными учреждениями округа, районными поликлиниками, общественными организациями, председателями жилищно-строительных кооперативов, общежитий. Отдел опеки и попечительства информирует должностных лиц учреждений и организаций об обязательном уведомлении органа опеки и попечительства в случаях выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, когда имеет место угроза их жизни или здоровью, насилие над детьми или жестокое с ними обращение.

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении,

проводится следующим образом:

- семьи ставятся на контроль (при отсутствии принудительных мер необходимым является установление контакта с родителями);

- родители приглашаются на комиссию по опеке и попечительству МО 57;

- проводится работа с родителями: направление в реабилитационные центры, социальные службы, оказание консультативной, юридической помощи, когда необходимо – оказывается юридическая помощь. Родители должны выполнить рекомендации комиссии по опеке и попечительству.

- в случае, когда ситуация не улучшается: предупреждение о лишении родительских прав, рассмотрение в суде дела о лишении родительских прав.

Также через суд происходит и возвращение родителям несовершеннолетних, и обеспечивается улучшение ситуации в семье вследствие проведения работы с родителями.

С целью ранней профилактики неблагополучных семей отделом опеки и попечительства муниципального образования муниципального округа практикуются совместные посещения семей, обследования жилищно-бытовых условий, ведение консультаций специалистами – представителями различных ведомств. По запросу Муниципальных органов опеки в районное Отделение управления социальной защиты населения им предоставляет информацию об оказанных услугах семье и ребенку, о согласии или несогласии семьи идти на сотрудничество.

Отдел опеки и попечительства участвует в проведении рейдов совместно с инспекторами ПДН. Это могут быть как рабочие рейды, так и общегородские рейды «Подросток» совместно с Городской социальной службой молодежных работников. Отделы социального сопровождения в своей практике часто проводят совместные акты обследования, для проведения которых по специальной заявке выделяются участковые и инспектора по делам несовершеннолетних. Результаты таких обследований затем обсуждаются на комиссии по опеке и попечительству совместно с социальными педагогами и другими представителями школ.

Опыт показывает, что хорошие результаты дает проведение круглых столов с участием специалистов опеки и попечительства и служб администрации района, здравоохранения, соц. защиты, образования, службы занятости. Идет установление рабочих отношений, контактов со школами, детскими садами, поликлиниками, общественными организациями. Не следует забывать и о стимулировании работников этих сложных социальных служб. Так, Муниципальным Советом принимаются решения о награждении грамотами и книгами лучших социальных педагогов округа по результатам года за профессионализм, активную позицию по защите интересов детей, попавших в кризисную ситуацию.

Приближенность к населению, возможность быстрого реагирования на кризисную ситуацию, тесное взаимодействие с учреждениями, организациями, жителями округа способствует созданию комплексной системы сопровождения семей, то есть вовлечение граждан, и специалистов в решение проблемных ситуаций детей, проживающих на территории Муниципального округа. Это является особенностью деятельности Органа опеки и попечительства в структуре местного самоуправления в отличие от работы городских и районных социальных служб.

 

Совсем недавно на базе районных «Центров социального обслуживания населения» в целях развития и совершенствования системы социальной защиты детей и подростков возникли Отделения по социальному сопровождению семьи и ребенка, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Эти Отделения сразу стали центрами оказания комплексной социальной помощи населению: консультативной, информационной, юридической, материальной, медицинской, психологической, бытовой. В целях оказания комплексной помощи детям и их семьям Отделение обращается за содействием в различные благотворительные организации и учреждения. По ходатайствам отделения значительную помощь в решении проблем семей оказали жилищные эксплуатационные службы, пенсионный фонд, и другие. Осуществляется активное взаимодействие между специалистами Отделения и социальными педагогами школ.

Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации и члены их семей получают комплексную социальную помощь в Отделении в виде: консультаций, информационных и посреднических услуг, содействия в получении продуктовой, вещевой, материальной, юридической, психологической, медицинской помощи, в восстановлении утраченных прав ребенка и в разрешении семейных и школьных конфликтов.

Задачи, поставленные сегодня социальными службами настолько глобальны, что могут быть решены только в межведомственном взаимодействии. Все члены семей (взрослые и несовершеннолетние), обратившиеся за помощью самостоятельно или направленные в Отделение специалистами других учреждений и ведомств, получают первичную консультацию сотрудников Отделения. По результатам первичной диагностики (семейной или детской) проблемы дается информация о возможности получения комплексной помощи: социальной, психологической, юридической, профориентационной, психолого-медико-педагогической и иной.

Социальная диагностика семейно-детских проблем развивается сегодня на основе данных всех служб сопровождения, специалисты Отделения могут проводить мониторинговые исследования по оценке безнадзорности, социального сиротства, правонарушений и наркоситуации в районе. Анализ мониторинга позволяет заключить, сколько детей проживает в условиях социального риска, в алкоголизированных и криминализированных семьях и поставить вопрос о своевременной им помощи и рационально спланировать деятельность специалистов и служб.

Оказывается содействие в получении квалифицированных консультаций у психологов детско-подросткового отделения Наркологического диспансера, как для несовершеннолетних, так и для членов их семей, заинтересованных в решении проблем.

Изучение проблем в образовании несовершеннолетних осуществляют специалисты районного ППМС центра и Городской межведомственной психолого-педагогической комиссии. Они дают рекомендации по организации учебного процесса, выбора формы обучения ребенка и типа образовательного учреждения. При необходимости, по доверенности родителей, сотрудники Отделения сопровождают детей на прием к специалистам.

Для организации свободного времени таких несовершеннолетних, с учетом их пожеланий и интересов, ведется сбор информации о деятельности кружков и секций, оказывается содействие по включению детей в дополнительное образование и в другие формы творческой деятельности.

В зависимости от трудности жизненной ситуации, в которой оказалась семья с детьми, принимается совместное решение о форме взаимодействия между семьей и Отделением: периодическое консультирование или принятие на социальное сопровождение. Длительность социального сопровождения определяется сложностью и комплексностью семейных и детских проблем, требующих разрешения (от 3-х месяцев и более, что соответствует нормативам, действующим в учреждениях социальной защиты). План мероприятий социально-реабилитационного характера составляется по результатам углубленной социально-педагогической диагностики.

Специалисты Отделения принимают участие в совместных акциях с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних РУВД, практиковали совместные посещения специалистами Отделения и инспекторами ОДН асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей. Для профилактики наркозависимости несовершеннолетних и оказания методической помощи состоящим на учете семьям, подписано «Соглашение о сотрудничестве» между Отделением и наркологическим диспансером, для преодоления школьной дезадаптации - с Психолого-педагогическим медико-социальным центром района.

Сотрудники Отделения по социальной помощи и социальному сопровождению семьи и ребенка предлагают со своей стороны следующие формы развития межведомственного взаимодействия:

· участие в заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних, чтобы выявлять детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в получении комплексной социальной помощи;

· работа в Комиссии по организации летнего отдыха, чтобы оказывать содействие семьям в получении бесплатных и льготных путевок в детские оздоровительные лагеря;

· заключение договоров со службами занятости, организация консультаций по летнему трудоустройству и содействие в профориентации подростков старше 14 лет, состоящими на социальном сопровождении Отделения;

· в ходе социального сопровождения детей из опекунских семей осуществлять системную повседневную совместную работу со специалистами Органов опеки и попечительства Муниципальных образований по вопросам защиты прав детей.

· осуществление индивидуальной профилактической работы (в отношении несовершеннолетних, родители которых должным образом не исполняют родительские обязанности по воспитанию и содержанию детей, отрицательно влияют на их поведение, жестоким отношением создают социально-опасную ситуацию в семье) в тесном взаимодействии с инспекторами ОДН, специалистами отделов опеки и попечительства, социальными педагогами школ, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: