ЯРОСЛАВЛЬ – ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ




 

 

ГОРОД-НОВАТОР

Один из самых красивых и древних городов России Ярославль по праву можно назвать первопроходцем-новатором. Город внес ощутимый вклад в развитие экономики и укрепление обороноспособности страны.

В Ярославле в 1930-е гг. появились важнейшие для страны, уникальные производства. В 1932 году был пущен первый в мире завод синтетического каучука СК-1 (первый директор Л.Т. Стреж). Завод успешно выполнил правительственное задание по производству нового вида каучука на основе искусственного латекса, широко применяемого в изготовлении прорезиненных тканей, искусственной кожи и бесшовных изделий. Ярославский шинный завод первым в мире освоил массовое производство шин на основе искусственной резины, и к началу 1940-х годов поставлял 70 % покрышек для нужд автомобильного транспорта СССР.

Ярославский государственный автомобильный завод стал экспериментальной базой для создания образцов новой техники. Здесь был собран первый в стране троллейбус, освоено производство новых типов автомобилей, автобусов, большегрузных самосвалов, тягачей. В 1933 году на заводе был создан первый отечественный дизель для пятитонки Я-5 «Коджу».

В марте 1933 года правительственная комиссия официально приняла первую очередь Ярославского резиноасбестового комбината, директором которого стал Д.Л. Михайлов. В строй были введены завод силикатного кирпича, кислородный завод и другие предприятия.

В РЯДАХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз прервало мирный созидательный труд ярославцев, стало серьезным препятствием на пути поступательного развития города и городского хозяйства, но не остановило его. Как и вся страна, Ярославль встал на защиту родной земли.

Более полумиллиона жителей области (546 тыс. человек) отправилось на поля сражений, свыше 200 тыс. человек из них погибли. За годы войны 227 ярославцев были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 68 – посмертно. 27 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Наш земляк Герой Советского Союза, маршал Ф.И. Толбухин в период войны был начальником штаба фронта, командовал армией, а затем и рядом фронтов. Войска под его командованием разгромили гитлеровские войска в крупнейших операциях Второй мировой войны – Ясско-Кишеневской, Будапештской, участвовали в боях за освобождение Белграда, Вены и других городов. Памятник Ф.И. Толбухину установлен в Ярославле в 1972 г. Среди видных военачальников- уроженцев Ярославской области - генерал-лейтенант Ф.М. Харитонов, дважды Герой Советского Союза генерал армии П.И. Батов, контр-адмирал И.А. Колышкин.

Из числа ярославцев в октябре 1941 г. была сформирована 234-я Ярославская коммунистическая дивизия, которая прошла путь от Волги до Эльбы и принимала участие в разгроме фашистов под Берлином. На территории области шло формирование 243-ой и 246-ой дивизий, а также 118-ой, 288-ой, 285-ой, 328-ой стрелковых дивизий, 27-ой кавалерийской дивизий и др.

Уже к 9 июля 1941 г. в народное ополчение записалось 45021 жителей города Ярославля, среди них – 18750 женщин. Всего в народное ополчение вступило более 100 тыс. ярославцев. Народное ополчение стало необходимым боевым пополнением для армии. Многие из ополченцев, получив боевую подготовку, уходили добровольцами на фронт, вступали в ряды формировавшихся в Ярославле воинских частей. На территории области были сформированы более 40 партизанских отрядов и 5 отрядов специального назначения для деятельности в тылу немецких войск («Ярославец», «Суворовцы», «Кутузовцы», «Сусанинцы», «Пугачёвцы»). Командиром отряда, в котором сражалась Зоя Космодемьянская, был наш земляк Б.С. Крайнов, а его заместителем - ярославец П.Ф. Проворов, погибший позднее в бою. Для борьбы с десантами, диверсантами, дезертирами и уголовниками на ярославской земле были сформированы 42 истребительных батальона общей численностью 6,7 тыс. человек. За годы войны обучились военному делу 183 тыс. человек.

22 июня 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в отдельных местностях СССР, в том числе и в Ярославской области, объявлено военное положение. Решением Государственного Комитета Обороны Ярославль получил статус прифронтовой зоны. (сделать сканы 2 документов ГАЯО).

В середине октября 1941 г. возникла угроза вторжения на территорию Ярославской области вражеских войск, фронт проходил в 50 км от её юго-западной границы. Вражеские танковые части находились уже у канала Москва – Волга. 24 октября был создан чрезвычайный орган власти – Ярославский комитет обороны. Необходимо было предотвратить окружение Москвы с севера и захват Рыбинской ГЭС; в крайнем случае не дать противнику переправиться через Волгу. Была поставлена задача возвести укрепления до конца января 1942 г. Общая протяжённость рубежей составила 780 км. Всего соорудили 285 пулемётных дотов, 122 огневые точки для 45 - мм пушек, 1322 колпака. Противотанковые рвы, ловушки, эскарпы, контрэскарпы протянулись на 142 км. Было построено 1076 землянок и 248 командно-наблюдательных пунктов. В Ярославле жилые дома, административные здания, улицы, железнодорожные вокзалы и др. приспосабливались к длительной обороне; устанавливались зенитные орудия. В лесах на случай партизанской войны закладывались скрытые базы вооружения, продовольствия и одежды, строились землянки для укрытия в зимнее время года. 82 тыс. жителей Ярославской области участвовали в строительстве укреплений под Ленинградом.

В октябре – декабре 1941 г. в связи с угрозой оккупации 19 ведущих предприятий области полностью или частично эвакуировались в глубь страны. Причем было решено сохранить все производства, а эвакуировать только часть оборудования и работников, создавать заводы-дублеры. Частично эвакуировались заводы, являвшиеся основными производителями продукции военного назначения, так, Ярославский шинный завод был эвакуирован наполовину, а завод синтетического каучука СК-1 – на четверть. Существовал также план, в соответствии с которым в случае захвата неприятелем территории области и города оставшиеся предприятия подлежали уничтожению (ЦДНИ ГАЯО, ф.272, оп.224, д.182). Благодаря мужеству и стойкости защитников Родины реализовывать этот план не пришлось. После разгрома врага под Москвой производства были возвращены в Ярославль и продолжили выпуск продукции для нужд фронта.

ЗАЩИТА ГОРОДА ОТ ФАШИСТСКИХ СТЕРВЯТНИКОВ

Ярославль, имеющий не только большой промышленный потенциал, но и являющийся важнейшим транспортным узлом страны, с первых месяцев войны стал мишенью противника. В 1941–1943 гг. Ярославль неоднократно подвергался налетам вражеской авиации; наиболее частыми они были во время битвы за Москву. В городе была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища. Первый авиационный налет на Ярославль произошел 6 ноября 1941 г. – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. Было разрушено 11 жилых домов, убито 49 человек, ранено – 39. За 1941–1943 гг. 202 самолёта противника совершили 24 налёта на город, сбросив 946 фугасных и 2380 зажигательных авиабомб. В результате были полностью уничтожены 51 производственный цех, 235 жилых домов и 32 барака; 335 человек погибли, 983 человека были ранены.

Основной удар фашистов был направлен на Ярославский шинный завод и железнодорожный мост через Волгу. В результате атаки фашистской авиации в ночь с 9 на 10 июня 1943 г. завод был выведен из строя, но благодаря героическому, слаженному труду ярославцев через 3 месяца предприятие возобновило свою работу. Всего в ходе этого массированного налета на Ярославль было сброшено 1,5 тыс. авиационных бомб общим весом 190 тонн. В новом налете в ночь с 20 на 21 июня 1943 г. 88 самолетов противника сбросили только на Ярославский шинный завод 130 тонн бомб. Было разрушено пять цехов завода синтетического каучука, четыре цеха асбестового завода и три цеха регенераторного завода, жилые дома. За два июньских налета на город был убит 301 человек, более 600 жителей ранено, а разрушения коснулись всех районов Ярославля. За эти два налета на город немцы потеряли 12 воздушных машин, четыре из которых уничтожили наши истребители, семь – зенитчики, а один самолет столкнулся с тросом аэростата.

Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь 1941 г. на неё было совершенно 110 групповых и одиночных налётов. Стратегически важным объектом являлся железнодорожный мост через Волгу в Ярославле, за которым фашистские «стервятники» вели настоящую «охоту». Достичь своей цели – уничтожить стратегически важные объекты, имеющие огромное значение для обороны страны, врагу не удалось.

Осенью 1941 г. по личному приказу И.В. Сталина в Ярославль были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны, пополнившие свои ряды в Ярославле из числа мобилизованных жителей. Всего силами ПВО и авиации над территорией области было сбито 27 самолётов противника. Мост через Волгу, как важнейшая коммуникация, связывающая Москву с северо-западными и восточными районами страны, удалось сохранить, и он работал с полной нагрузкой на нужды фронта. На случай его разрушения ярославцы вместе с военными соорудили понтонный деревянный мост-дублёр, который, по некоторым оценкам специалистов, играл также роль «отвлекающего маневра», «запутывая» цели вражеских бомбардировщиков.

Защите города от налетов фашистской авиации способствовали организованность населения, четкое руководство, смелые и грамотные действия отрядов и групп самообороны. 3 июля 1941 г. Ярославским горисполкомом было принято решение №20 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Такие группы создавались на предприятиях, в учреждениях, в жилых домах. Члены групп оповещали жителей города о воздушной опасности, оказывали помощь при ликвидации последствий воздушных налетов. В группы самозащиты привлекались в обязательном порядке мужское население в возрасте от 16 до 60 лет и женское население от 18 до 50 лет. 16 июля 1941 г. приказом №5 по Ярославскому областному отделу коммунального хозяйства в Ярославле на базе областного строительного треста был создан аварийно-восстановительный батальон (АВБ). В его задачи входило быстрое восстановление городских коммуникаций: водопровода, связи, дорог, мостов, транспорта и т.д., а также объектов жилья, больниц, школ и т.д. Согласно решению горисполкома №22 от 19 июля 1941 г. за счет средств домоуправлений в строгом соответствии с утвержденными проектами и под контролем городского штаба МПВО в Ярославле были осуществлены работы по устройству бомбоубежищ и временных укрытий. В целях быстрого патрулирования пожарных дозоров по улицам Ярославля в случае воздушной тревоги, согласно решению горисполкома от 28 июля 1941 г.. противопожарной службе МПВО города и районов были выделены велосипеды.

ПРЕДПРИЯТИЯ ЯРОСЛАВЛЯ – ФРОНТУ

С первых дней войны промышленность Ярославля перешла на работу по мобилизационному плану и начала массовое производство военной продукции. Ярославские предприятия были чрезвычайно важны для обороны страны, поэтому даже под бомбежками вражеской авиации не прекращали выпуск продукции. Особую роль в обеспечении фронта необходимым вооружением и материалами играли предприятия машиностроения и нефтехимии. За годы войны по отношению к 1941 году объем выпуска продукции предприятий химической и резиновой промышленности составил 198%, машиностроения – 223,3%. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а). В годы Великой Отечественной войны из Ярославля на фронт поставлялось 120 видов военной продукции.

 

Ярославский автозавод (позднее - Ярославский моторный завод – производственное объединение «Автодизель» - ОАО «Автодизель») выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ), артиллерийские тягачи.

В 1941 году завод начал работать над проектом 5-7-тонного дизельного автомобиля, но начавшаяся война помешала завершению этой работы. Было законсервировано и дальнейшее расширение предприятия. С первых же дней войны завод получил задание приступить к выпуску военной продукции. Коллективу завода пришлось проектировать и изготовлять необходимое оборудование для новых видов продукции своими силами. Было оснащено 2 цеха и установлено 6 поточных линий для механической обработки деталей. Огромная трудность заключалась в том, что из коллектива завода ушло на фронт 1670 квалифицированных рабочих и специалистов, у станков их заменили жены, матери, юноши и девушки, многие из которых впервые пришли на завод. 47,5% рабочих теперь составляли женщины и 25% - молодежь. Женщины работали и на тяжелых мужских профессиях в кузнечном и сварочном цехах.

В короткие сроки осваивали они свои новые профессии и помогали решать ответственные задачи по выпуску продукции для фронта. Широко развернулось движение многостаночников, стали формироваться комсомольско-молодежные бригады. Одним из первых автозаводцев-трехсотников был Юрий Грачев, возглавлявший комсомольско-молодежную бригаду инструментального цеха и выполнявший задания на 300-400 %.

За годы войны коллектив предприятия освоил свыше 13 видов военной продукции: автоматы, снаряды для зенитных орудий, ручные гранаты и другое. Было оборудовано 4 ремонтных базы для автомобилей и одна - для танков. Эти мастерские до конца войны работали в механизированных частях действующей армии.

В 1943 году на заводе был спроектирован и изготовлен опытный образец гусеничного артиллерийского тягача Я-II. Огромные трудности пришлось преодолеть автозаводцам, чтобы наладить выпуск тягачей. Нужно было изготовить 80 холодных штампов, 39 металлических изделий, 549 разных приспособлений, 1477 режущих и 1284 мерительных инструментов. Всего для нужд фронта было выпущено 1349 тягачей. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а).

Ярославский автомобильный завод шел в ряду передовых оборонных предприятий страны. Коллективу завода трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, дважды - знамя ВЦСПС и Наркомата среднего машиностроения, десять раз - знамя Ярославского обкома ВКП/б/. В августе 1944 года Президиум Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий государственного Комитета Обороны по производству вооружения наградил орденами и медалями 36 человек, из них орденом Ленина - главного конструктора Г.М. Кокина, шлифовщика Н.И. Мелентьева, сталевара Н.А. Монахова, орденом Трудового Красного Знамени – главного инженера В.В. Осепчугова, токаря Г. Авилова и других.

Через месяц после окончания войны завод уже демонстрировал образец нового дизельного 7-тонного автомобиля ЯАЗ-200, над проектированием которого конструкторы завода начали работать еще в 1943 году.

26 августа 1945 года Государственный Комитет Обороны в своем решении о восстановлении и развитии автомобильной промышленности постановил преобразовать Ярославский автомобильный завод в мощную производственную базу страны по выпуску большегрузных автомобилей с дизельмоторами собственного производства. В качестве базовых объектов производства были приняты четырехцилиндровый дизельмотор ЯАЗ-204 мощностью 110 лошадиных сил и 7-тонный грузовой автомобиль ЯАЗ-200. (ГАЯО, Фонд № Р-450).

 

Ярославский шинный завод (ОАО «Ярославский шинный завод») – крупнейшее в стране и Европе предприятие отрасли – выпускало 70 процентов отечественных шин, в т.ч. большинство покрышек для авиации, артиллерии, воинских авточастей.

Несмотря на демонтаж и эвакуацию оборудования в IV квартале 1941 г., снизившем мощности завода более чем наполовину, шинники в этот период увеличили выпуск аэропокрышек и аэрокамер по сравнению с I-м полугодием в 1,9 раза, катков для танков – в 1,6 раз. В начале 1942 г. после поражения фашистов под Москвой часть демонтированного оборудования была восстановлена, что значительно повысило выпуск военной продукции и обеспечило выполнение государственного плана.

Коллектив завода за период Великой Отечественной войны выпустил продукции, которой хватило бы для укомплектования 800 танковых, 3138 артиллерийских, 13 800 авиационных полков. В годы войны на предприятии был освоен выпуск ряда новых изделий: автопокрышек для иностранных самолетов, автопокрышек высокой проходимости «вездеход», специальной резины и прорезиненной ткани для прокладки баков самолетов, новых размеров шин с губчатой камерой для пушек и броневиков, новых размеров катков для танков и др.продукции.

За участие во Всесоюзном социалистическом соревновании в годы Великой Отечественной войны шинному заводу 22 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 1945 г. это знамя было передано коллективу на вечное хранение. За успешное выполнение заданий ГКО 86 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Орденов Ленина были удостоены директор завода П.Ф.Баденков, сборщик покрышек И.А.Глазунов, механик цеха каландров В.И.Колесов.

 

Ярославский электромашиностроительный завод (в годы войны – завод №655, ныне - ОАО «Элдин») в начале войны освоил производство снарядов, узлов для реактивной артиллерии, стартеров и генераторов постоянного тока для танков, других электротехнических изделий для нужд армии.

В ноябре 1941 года в связи с приближением фронта в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны часть электротехнического оборудования завода и 500 рабочих и служащих было эвакуировано в город Томск. Но завод продолжал работать. В декабре эвакуация приостановилась. В Томске стал работать завод - дублер. В течение ноября-декабря 1941 г. завод проделал значительную работу по изготовлению массового военно-инженерного инструмента для строительства оборонительных рубежей, в возведении которых приняло участие около 300 рабочих завода.

В 1942 году был организован основной электротехнический цех № 35 и смежные с ним цеха: штамповочный, автоматный, волочильный, литейный и ряд других. Основной силой на заводе во время войны были женщины и подростки. Только за 1-й квартал 1942 года завод принял 440 учеников, в том числе 295 женщин. В целом за годы войны состав рабочих обновился почти наполовину (43%).

Осенью 1941 г. предприятие получило задание Государственного Комитета Обороны на изготовление деталей к гвардейскому миномету «Катюша» (делались сопла для снарядов), выпуск которых осуществлялся до 1943 г. Если изначально производились только корпуса снарядов, то осенью 1941 г. была создана специальная мастерская по зарядке снарядов тротилом, которые выпускались также на тормозном заводе, автозаводе Ярославля.

За успешное выполнение заказов фронта коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего.

После разгрома немецких войск под Москвой на предприятии началось восстановление электротехнических производств за счет частично возвращенного из эвакуации оборудования и изготовления собственными силами недостающих станков. Было восстановлено производство стартеров (СТ-700) к танкам и реле к ним (РС334, РС 371), зарядных генераторов типа 3 ДН. За 1942-44 гг. было выпущено свыше 7,0 тыс. стартеров. Это количество позволяло оснастить свыше 70 танковых дивизий. За годы войны на заводе было произведено 1,3 млн. снарядов и 200,3 тыс. деталей для «Катюш».

Во Всесоюзном социалистическом соревновании завод был отмечен 2-й и 3-й премиями. За заслуги в годы Великой Отечественной войны предприятие было награждено орденом Отечественной войны 1-й степени (1985).

 

Ярославский судостроительный завод (в годы войны – завод №345, ныне – ОАО «Ярославский судостроительный завод») в первые месяцы войны осуществлял установку вооружения на подготовленные к выпуску катера, находившиеся на стапелях завода.

В октябре 1941 г. началась эвакуация основного оборудования, в г.Кострому было вывезено около 70% демонтированного оборудования, а также незавершенные производством катера. После разгрома немецких войск под Москвой в декабре 1941 г. завод получил распоряжение о возвращении эвакуированного оборудования в Ярославль. К концу февраля 1942 г. завод был восстановлен и начал выпускать продукцию в запланированных объемах. В течение 1942 г. завод дал фронту 115 катеров разных типов, в т.ч. 17 дивизионных катеров Я-5, 5 водолазных ботов, морской охотник за подводными лодками МО-4, 10 речных тральщиков МСВ-38. Наряду с боевыми катерами на заводе было освоено производство водолазных ботов, речных тральщиков, бензозаправщиков для гидроавиации.

В этот период руководство предприятием получило согласованное со ставкой Верховного Главнокомандующего задание наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова о срочном, сверх производственной программы, выпуске 10 катеров Я-5 («Ярославец»), оборудованных установками для гвардейских минометов «Катюша». Изготовленные на две недели раньше установленного срока, в первой половине сентября 1942 г., катера отправились в район г.Сталинграда, где шли ожесточенные бои. Катера с речными «Катюшами» участвовали не только в Сталинградской битве, но и других сражениях в составе Черноморского флота, Днепровской, Дунайской флотилий, участвовали весной 1945 г. на реке Шпрее, при штурме г. Берлина. С ярославских катеров высаживались десанты в Крым, на «Малую землю». Два катера Я-5 ярославской постройки установлены в г.Новороссийске и г.Таганроге как памятники матросской славы.

Ярославские катера приняли участие в завершающей фазе Второй мировой войны – военных действиях против Японии. Семь минных катеров Я-5, вооруженных реактивными минометами «Катюша», составили 1-й отряд 1-й бригады речных кораблей Амурской флотилии и обеспечили форсирование рек Амур и Уссури, вели боевые действия на р. Сунгари.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования коллективу предприятия было присуждено Красное знамя ГКО (1943), он дважды награждался переходящим Красным знаменем Наркомата судостроительной промышленности и ЦК профсоюза (1943, 1944). Наиболее отличившиеся судостроители были удостоены высоких правительственных наград: орденом Ленина отмечен труд моториста-монтажника И.А. Булгакова, начальника цеха В.М. Ляпина, мастера-судосборщика М.М. Никифорова. Орденом Трудового Красного Знамени награждены восемь работников завода, орденом Красной Звезды – девять человек, орденом «Знак Почета» - 15 работников и медалью «За трудовую доблесть» - десять человек.

За заслуги в деле вооружения армии и флота в годы Великой Отечественной войны завод был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (1985).

 

Ярославский тормозной завод (ныне ОАО «Ярославский радиозавод») в годы войны не только производил военную продукцию, но и обеспечивал страну своими профильными изделиями для железнодорожного транспорта.

Во время войны на заводе было организовано производство взрывателей, 45-миллиметровых снарядов, зажигательных и противотанковых бомб и средних частей реактивных снарядов для «Катюш». В ноябре 1941 г., как и другие предприятия региона, имеющие оборонное значение, тормозной завод в условиях работающего производства начал эвакуацию части оборудования и значительной части специалистов и рабочих. После отмены эвакуации завод начал наращивание выпуска продукции для нужд фронта. Если в 1941 г. было выпущено всех видов боеприпасов, включая минные взрыватели, 2 595 756, то в 1944 г. – 7 102 656, т.е. производство выросло в 3 раза.

В 1943 г. предприятию было присуждено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое коллектив удерживал в течение двух последующих военных лет, а затем по постановлению ГКО было оставлено заводу на вечное хранение.

В период 1941-1945 гг. на заводе широко развернулось стахановское движение, для премирования был создан натуральный фонд. В связи с успешным выполнением квартальной программы в 1941 году в адрес коллектива тормозного завода поступило поздравление начальника Главного управления транспортного машиностроения (ГАЯО, фонд №Р-490). Один из боевых самолетов, построенных на деньги рабочих, даже носил имя «Ярославский тормозник». 4 марта 1943 г. на завод пришла телеграмма: «Прошу передать рабочим, работницам, служащим Ярославского тормозного завода, собравшим 300000 рублей на строительство звена скоростных бомбардировщиков «Ярославский тормозник» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

 

Ярославский электровозоремонтный завод имени им.Б.П.Бещева (в годы войны – Ярославский паровозоремонтный завод) поставил для фронта 7 бронепоездов, 6 бронеплощадок, 16 башен зенитных орудий, 873 паровоза, отремонтировал 36 бронепоездов, 21 бронеплощадку. (ЦДНИ ЯО. Фонд 273, оп.68, д.855-а)

За первый месяц войны записались добровольцами на фронт 1065 человек из 2056 работающих тогда на заводе. В обстановке острого кадрового дефицита коллектив начал освоение спецпродукции (снарядов), под которые срочно приспосабливаются площади механического и литейного цехов. В цеха приходят 14-16-летние подростки – учащиеся школ ФЗУ, к станкам встают инженерно-технические работники, в том числе секретарь парторганизации Котов и другие. По 2-3 смены подряд работают слесарь сборочного цеха Баранов, слесарь Гусев и многие другие, выполняя производственные задания на 300 и более процентов. Они становятся основной движущей силой в выполнении заданий Государственного Комитета Обороны.

В ноябре 1941 года завод получает задание на изготовление в кратчайшие сроки двух бронепоездов. Эту работу возглавил технический директор Новиков. Задание было выполнено! Выполнил завод и другой срочный заказ – на изготовление двух тысяч солдатских котелков. Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях, на открытых площадках, при жесточайшем морозе, когда не выдерживал даже металл, а ладони юных рабочих «примораживались» к деталям и корпусам изделий.

Примечательно, что именно коллектив Ярославского ЯПРЗ воспитал и вывел в жизнь плеяду блестящих руководителей промышленности, общественных и партийных деятелей, ученых, которые в послевоенное время плодотворно трудились на благо родной страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: