За первые три военных года фабрика дала стране около 6,5 млн. метров бельтинга. Именно в годы Великой Отечественной предприятие перешло на выпуск технических тканей. С первых дней Великой Отечественной одно из градообразующих в те годы предприятий Ярославля переходит на режим военного времени: работа в две смены по 11 часов. К станкам встают женщины и вернувшиеся на производство пенсионеры. Трудятся, иногда не покидая пределы фабрики неделями. А когда все-таки уходят, стараются сделать все для фронта, все для победы: добывали торф, потому что в цехах было очень холодно.
600 текстильщиц за период войны сдали более 3000 литров крови. Было собрано и послано на фронт более 13 000 теплых вещей. По предложению комсомольцев фабрики заработано на воскресниках и перечислено на изготовление танков 1 420 000 рублей. 2 800 человек трудились на оборонительных сооружениях. Фабрика переживает эвакуацию оборудования в тяжелейшем 1941-м, возобновление производства в 1942-м, а в 1943-м впервые начинает выпуск технической ткани - бельтинга.
Во всесоюзном соцсоревновании сотрудники фабрики 10 раз занимают первые места, трижды им вручается переходящее красное знамя госкомитета обороны, а в 1944-м оно остается в стенах фабрики на вечное хранение.
В 1947 г. фабрика за трудовые достижения в годы Великой Отечественной удостаивается высшей государственной награды ордена Ленина.
Ярославский завод "Победа рабочих» (в настоящее время – ОАО «Лакокраска») в годы войны был единственным в стране производителем грунтов, лаков, нитроэмалей для авиационной промышленности.
В период Великой Отечественной войны завод перешел на выпуск продукции, соответствовавшей требованиям военного времени и 9 раз завоевывал переходящие Красные знамена ВЦСПС и Наркомхимпрома. Заводу было отдано на постоянное хранение переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В числе награжденных за самоотверженный труд в годы войны рабочих предприятия был директор «Победы рабочих» Д.Н.Васильев, удостоенный ордена Ленина. (ГА ЯО.Фонд № Р-159).
Ярославский завод топливной аппаратуры (в годы войны – завод №599, затем - механический завод, ОАО "Ярославский завод топливной аппаратуры») был создан на площадке эвакуированного в 1941 г. завода №62.
85 процентов кадрового состава предприятия составляла молодежь от 14 до 18 лет. В короткие сроки предприятия освоило выпуск нескольких видов боеприпасов, в т.ч. 34-мм бронебойные снаряды (было изготовлено 613 995 шт.), 45-мм дугасные морские снаряды (выпущено 775 440 шт.), 45-мм осколочные снаряды (выпущено 100 000 шт.). Приказом Народного Комиссариата боеприпасов СССР от 18 мая 1942 года № 312 механическому заводу присваивается литерный №599. Таким образом с мая 1942 года по 20 июля 1960 года механический завод стал называться завод №599. (ГА ЯО. Фонд № Р-3667).
Ярославский завод №50 (ныне – филиал ОАО «Мостостройиндустрия») сыграл важную роль в восстановлении железнодорожных путей, изготовлении ферм железнодорожных мостов.
За время войны завод выпустил военно-разборочных металлических конструкций мостов малых и средних пролетов и другого оборудования 12 506 тонн, кроме того,отправил на фронт различных конструкций мостовых ферм 4 757 вагонов, 28 032 погонных метров различных мостовых конструкций.
Коллектив монтажников предприятия восстанавливал железнодорожные мосты на освобожденных после оккупации территориях на реках Дон, Северный Донец, Днепр у Смоленска, Киева, Черкасс, Кременчуга, Могилева, Сейм – у Льгова, Сож – у Гомеля. Завод подготовил большое колическо спецформирований НКПС и железнодорожных частей Красной Армии.
За успешное выполнение заданий ГКО 15 работников завода награждены орденами и медалями.
ТРАНСПОРТ, ЭНЕРГЕТИКА
К началу 1941 года главное направление Ярославской железной дороги имело необходимую пропускную способность. С наступлением войны и изменением характера грузопотока размеры движения, заложенные по действующему графику, не удовлетворяли фактической потребности. Нужны были срочные меры по обеспечению пропуска вагонопотока, и они были приняты. На ряде направлений были подготовлены и открыты разъезды, жезловые посты.
Для улучшения маневренности Московского, Ярославского, Ивановского и др. узлов, ликвидация угловых потоков и усиления пропускной способности в 1941 году были построены соединительные ветви. Эти мероприятия дали возможность разгрузить основные линии от лишней работы и пропускать без задержки сотни эшелонов.
Для обслуживания эвакуированного населения, кроме дополнительных столовых, ларьков, магазинов, кипятильников, при всех крупных станциях были открыты медицинские и санитарно-контрольные пункты, проведены др. противоэпидемиологические мероприятия.
В эти же годы шла реконструкция путей, на ряде станций закончили работы по электроцентрализации стрелок, некоторые станции оборудованы отжимными стрелками, уложили дополнительные пути и маневровые вытяжки.
Коллективы Ярославской и Северной железных дорог делали все возможное, чтобы увеличить грузопоток, обеспечить фронт всем необходимым, чтобы остановить врага, сорвать его планы и помочь этим самым Красной Армии в решающем наступлении.
Основной задачей послевоенной 5-летки (1946-1950 годы) было восстановление тяжелой промышленности и ж/д транспорта. В этот период на обеих дорогах продолжалось новое строительство. На Ярославской железной дороге это была линия Кострома-Галич, начатая еще в годы войны, а на Северной железной дороге начаты подготовительные работы на сооружение вторых путей на участке Вологда-Череповец (ГАЯО, Фонд № Р-2295).