Диагностика уровня речевого развития. Заданиянаправленные на оценку уровня речевого развития.




Первым этапом развития речи ребенка является детальная диагностика актуального уровня его речевого развития, провести которую может логопед, дефектолог, психолог, которые оценят умственного развитие, психосоматическое состояние, и исходные речевые возможности малыша

. Диагностика детской речи осуществляется по следующим критериям:

1. Обследование понимания речи

2. Обследования уровня активного словаря

3. Уровень речевого подражания

4. Потенциальные возможности к объединению двух слов в одном высказывании (предложении)

5. Уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

Кроме того, подлежат наблюдению:

А) Действия ребенка с игрушками (уровень игры, переключаемость, замена игрушек неигровыми предметами)

Б) Зрительное соотнесение предметов, одинаковых по форме, цвету, величине

В) Умение составлять из частей целое (разрезные картинки)

Г) Умение устанавливать равенство предметов

Диагностика включает в себя три группы заданий:

1-я группа позволяет определить уровень словарного запаса ребёнка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики;

· 2-я группа выделяет степень освоения ребёнком грамматического строя родной речи;

· 3-я группа позволяет выявить позволяет выявить у ребёнка умений говорения, слушания, чтения-слушания.

Диагностика проводится индивидуально в три приёма:

I. Определение уровня словарного запаса ребёнка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.

Задание 1. Придумать как можно больше слов, которые начинаются на РА. Например, Разложить, Радио (время – 1 мин.).

Оценка:

6-7 слов – высокий уровень;

3-5 слов – средний уровень;

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 2. Я начинаю, а ты закончи слово. (Всего даётся 10 слогов: ко, на, за, ми, му, до, че, при, ру, во.Если ребёнок молчит, несмотря на повторение данного слога, то надо перейти к следующему слогу.)

Оценка:

Дополнил все слоги до целого слова – высокий уровень.

Дополнил половину слогов – средний уровень.

Дополнил 2 слога и меньше – низкий уровень.

Задание 3. Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?

мяч - книга -яблоко - часы -дорога -

Оценка:

4-5 слов – высокий уровень.

2-3 слова – средний уровень.

0-1 слово – низкий уровень.

II. Выявление степени освоения ребёнком грамматического строя родной речи.

Задание 1. Скажи, кто это делает. Например, пишет – писатель.

продает - поёт –

сажает - варит –

лечит - строит –

учит –

Оценка:

6-7 слов – высокий уровень.

4-5 слов – средний уровень.

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 2. Скажи, как будет называться маленький предмет. Например, дом – домик.

мяч - нога – рука - зуб – тропа - гора –

Оценка:

6-7 слов – высокий уровень.

4-5 слов – средний уровень.

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 3. Скажи, какой предмет, если он из… Например, дерево – деревянный.

железо - мех –

стекло - бумага – снег –

Оценка:

4-5 слов – высокий уровень.

2-3 слова – средний уровень.

0-1 слово – низкий уровень.

III. Диагностика развития умения таких видов деятельности, как говорение, слушание, чтение-слушание и звуковой культуры речи ребёнка.

· Умения говорения

Задание 1. (Работа с двумя предметными картинками)

Рассмотри две картинки, на которых изброжены предметы. Придумай предложение, включи в него названия этих предметов.

Задание 2. Послушай и запомни предложение: Девочка кормит кошку. Повтори его. Подумай, что можно сказать о кошке. Расскажи. Вставь новые слова о кошке в данное предложение.

Задание 3. Послушай и запомни предложение: Ребята вернулись с прогулки.Задавай вопросы к предложению и отвечай на каждый вопрос сам.Например: Девочка читает книгу. Кто читает книгу? Девочка читает книгу.

Умения слушания

Задание 1.

Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно. Объясни, что неверно. Исправь.

Осенью в саду расцвели яблони.

Алёша зимой любит загорать.

Мальчик кивнул мне рукой.

Футболист стеклом разбил мяч.

После радуги дует гроза.

Отец пошёл с пилой рубить дрова.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало свежим парком.

Мы поехали на лыжах в лес за ягодами.

Задание 2.

Послушай. Какое утверждение верно? Повтори его.

Солнце закрыло облако. Облако закрыло солнце.

Ветер расколол лёд на реке. Лёд на реке расколол ветер.

Задание 3.

Послушай. Саша садится обедать. Он съел свою порцию и дополнительную, своей младшей сестрёнки Веры.

Объясни, чем недовольна Вера.

Задание 4.

Послушай: Саша сел за уроки после того, как дочитал книгу. Ответь, что Саша сделал первым: сел за уроки или дочитал книгу.

Наташа рисовала Аню. Аня рисовала цветы. Расскажи, кто что рисовал.

· Умения чтения – слушания

Задание 1. Послушай рассказ Е.Чарушина.

Томка испугался.

Когда Томка был ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пусть приучается. Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся носом в кочку и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко. Прошло полчаса. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это там спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидел корову и побежал к ней. (Что, вероятно, подумал Томка?Ответы не комментируются.) А корова паслась далеко – далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка. Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял – никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уже не с воробушка – с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уже не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой? В это время шевельнулась корова – её, наверно, кто – то укусил. И побежал то неё Томка! С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Ответь на вопросы:

- Какие насекомые встречаются в рассказе?

- Кто из них разбудил Томку?

- Кто такой Томка?

- Кем Томка в будущем должен стать: охранным псом, домашней собакой, дворняжкой, охотничьим псом?

- Почему Томка в лесу за всеми гоняется, а никого поймать не может?

- Томка маленький по возрасту или по росту? А может, верно и то, и другое? Объясни.

Задание 2. Послушай ещё раз эту историю. Подумай, что в моих утверждениях - правда, а что – неправда. Правильное повтори.

1. Томку разбудил шмель. Шмель ужалил Томку.

2. Томка устал бежать к корове и уснул. Томка устал гоняться за бабочками, стрекозами и уснул.

3. Томка спал с полчаса. Томка проспал целый день.

4. Сначала корова казалась Томке величиной с воробушка, потом – с кошку, затем – с козу, а в конце - со слона.

Задание 3. Расскажи о Томке.

Задание 4. Перескажи рассказ.

· 1-й уровень (высокий)

Наличие трёх структурных частей; сохранение логической последовательности; использование разнообразных средств связи; использование разных видов предложений и разных частей речи, выразительной лексики; минимальный вес лексических замен. Пересказ эмоционален, ведётся в оптимальном темпе.

· 2-й уровень (достаточный)

Наличие двух структурных частей; частичное нарушение логической последовательности; использование формально-сочинительной и цепной местоименной связи; преобладание простых предложений; использование разных частей речи; средний вес лексических замен. Пересказ эмоционален, в быстром или медленном темпе.

· 3-й уровень (низкий)

Наличие одной структурной части; частое нарушение логической последовательности; пропуски подлежащего; использование жестов, заменяющих слова; употребление формально-сочинительной связи. Речь глаголана, много именных замен. Пересказ монотонен.

Оценка звуковой культуры речи ребёнка:

ü умение пользоваться интонацией;

ü умение выбрать оптимальный темп, громкость произношения;

ü умение отчётливо произносить звуки, слова, фразы, предложения;

ü плавность речи.


 

Приложение 18.



Алгоритм логопедической работы в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи

Этапы Основное содержание Результат
1. Организационный Стартовая психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми Конструирование индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Конструирование программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Конструирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи
2. Основной Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг. Согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
3. Заключительный Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой детей), изменении ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.

 

2)Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.

 

3)Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.Москва Просвящение 1991г.

 

4)Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Корнев А.Н.

Издательство: Айрис-пресс, 2006, с. 128.

 

5)Лопатина Л.В. Серебрякова Н.В.Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт- Петербург. Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. Издательство Союз 2001г.

 

5)Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.

 

7) Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.

 

8) Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

 

9)Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки.

 

- М.: Теревинф, 2003.— 160 с.

 

10)Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.

 

11) Парамонова Л. Г. Логопедия для всех 4-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2010. - 410 с.

 

12)Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.

Пер. с нем. О. Ю. Поповой. Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007. – 240 с.

 

13)Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

 

14)Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

 

15)Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

 

16)Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А.

 

17)Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c

 

18)Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.

 

19)Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: