№ п/п | Название практики | Вид практики | Место практики в учебном плане | Формируемые компетенции | ||||
Курс | Се- местр | Сроки | Кол-во недель | Трудо-емкость в ЗЕТ | ||||
1. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с ЗПР | производственная | 1-я неделя апреля – 4-я неделя апреля | ПК-2, ПК-5 | ||||
2. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением интеллекта | производственная | 3-я неделя марта – 1-я неделя апреля | 4,5 | ПК-1, ПК-3 | |||
3. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушениями слуха | производственная | 1-я неделя ноября – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-2, ПК-6 | |||
4. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с нарушением зрения | производственная | 3-я неделя ноября – 5 неделя ноября | 4,5 | ПК-1, ПК-4 | |||
5. | Производствен-ная практика в ДОУ для детей с НОДА | производственная | 1-я неделя декабря – 3-я неделя декабря | 4,5 | ПК-3, ПК-5 | |||
6. | Преддипломная практика | производственная | 4-я неделя мая – 1-я неделя июня | ПК-8, ПК-9 |
Практика проводится последней, завершающей в общей системе практик. Для выхода на практику обучающимся необходимо овладеть знаниями теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, лингвистических основ языковых процессов, основных закономерностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,, представлениями о деятельности сенсорных систем, знаниями структуры интеллектуальной недостаточности при различных патологиях, выделенных в клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациях, осознанием основных технологий диагностики и коррекции задержки психического развития, основных коррекционных программ, основ консультирования ближайшего социального окружения ребёнка с задержкой психического развития, инновационных технологий интеграции, инклюзии, социализации дошкольников с ОВЗ. В процессе теоретической подготовки к преддипломной практике студенты должны овладеть умениями выводить заключение по итогам педагогического обследования ребенка, как показатель глубокого понимание структуры дефекта, прогноза коррекционного воздействия и выбора программы коррекционного воспитания или обучения, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов специальной психологии дошкольников с ОВЗ; умениями выбирать программу коррекционной работы после тщательной психолого-педагогической диагностики; умениями планировать свою профессиональную деятельность; умениями составлять конспекты коррекционных занятий; умениями консультировать семьи детей с ОВЗ и педагогов, работающих с такими детьми.
|
При подготовке к данному виду практики студенты должны овладеть приёмами и методами диагностики нарушений психофизического развития, определения заключения, по итогам обследования, психолого-педагогической коррекции различных нарушений развития, как на индивидуальных, так на подгрупповых и фронтальных занятиях. Обучающиеся должны владеть технологиями определения и реализации содержания и организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования детей с ОВЗ, навыками и приемами развития личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности, охватывающих следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Навыками и приёмами консультирования; технологиями первичных навыков исследования и проектирования собственной профессиональной деятельности.
|
Вышеперечисленные знания, умения и владения сформированы в ходе ранее изученных дисциплин – всех дисциплин учебного плана, т.к. на практику выходят студенты, завершившие полностью теоретическое обучение
1.4. Цель и задачи практики.Общей целью преддипломной практики является подготовка выпускника к решению научно-педагогических задач в области профессиональной деятельности.
Цель практики: обобщение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ.
Задачи практики:
- обобщение знаний о задачах и функциях учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ, со спецификой профессиональной работы в данных организациях;
- изучение и обобщение результатов изучения медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с ОВЗ с учетом их возрастных особенностей;
- овладение у мениями анализировать деятельности (в первую очередь собственной профессиональной) учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ, протоколы индивидуального обследования дошкольников с ОВЗ, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей дошкольников с ОВЗ; навыком сбора и анализа информации для оценки эффективности собственной педагогической деятельности по воспитанию и обучению дошкольников с ОВЗ, навыками предоставления результатов исследования по овладению детьми основным образовательным областям в дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ.
|
1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).
Для выполнения программы преддипломной практики студент-бакалавр должен обладать определенными знаниями, умениями и владениями, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | ||
1. | ПК–8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности | З.1: основы использования дефектологи-ческих, педагогических, психологи-ческих, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональ-ной деятельности | У.1: использовать дефектологические, педагогические, психологические, лингвистические, медико-биологические знания для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности | В.1: конкретными навыками реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности |
ПК–9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации; формулировать выводы, представлять результаты исследования | З.2: методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации. З.3: основы формулировки выводов и представления результаты исследования | У.2: использовать методы психолого-педагогического исследования и основы математической обработки информации для обобщения результатов собственной практической профессиональной деятельности. У.3: формулировать выводы по результатам исследовательской профессиональной деятельности и представлять результаты собственного исследования | В.2: конкретными методами психолого-педагогического исследования и основами математической обработки информации для обобщения результатов собственной практической профессиональной деятельности В.3: навыками формулировки выводов по результатам исследовательской профессиональной деятельности и представления результаты собственного исследования в виде выпускной квалификационной работы и ее публичной защиты |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика профиля «Дошкольная дефектология» проводится в образовательных учреждениях.
Преддипломная практика осуществляется в форме создания и продвижения реальных проектов, выполняемых студентом в рамках утвержденной темы квалификационного исследования с учетом интересов и возможностей образовательных организаций, в которых она проводится. Тема проекта представляет собой практическую часть квалификационной работы.
Работа студентов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над квалификационным исследованием и освоениями компетенций коррекционно-педагогической; диагностико-консультативной; исследовательской; культурно-просветительской деятельности.
Студенты работают с документами и другой доступной информацией, характеризующей деятельность образовательной организации, реализующей образовательную деятельность в сфере образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Студент при прохождении преддипломной практики обязан:
– полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, включая индивидуальное задание;
– выполнять действующие в образовательной организации правила внутреннего распорядка;
– выполнять и нести ответственность за выполненную работу в образовательной организации по поручению руководителя практики;
– вести дневник практики по этапам;
– представить на кафедру письменный отчет о выполнении преддипломной практики и индивидуального задания вместе с отзывом, подписанным работодателем;
– защитить основные положения, отраженные в отчете.
Содержание педагогической практики студентов представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание преддипломной практики