Тема 12. Семья как система социального функционирования человека и воспитательный потенциал современной семьи




Цель: формированиенаучных представлений в сфере семейно-брачных отношений на основе современных социологических концепций; раскрытие гуманистической сущности семьи; овладение теоретическими знаниями для построения эффективных взаимоотношений с семейной аудиторией в процессе профессиональной деятельности менеджера социально-культурной деятельности.

Вопросы:

1. Социальная сущность семьи и основные подходы к изучению понятия

2. Семья как социальный институт

3. Социальные проблемы современной семьи, институциональный кризис семьи и брака

4. Социальная защита семьи и особенности организации семейного досуга

 

Ключевые слова: брак, семья, социология семьи, семейные отношения, семейная социализация, семейная политика, социальная защита семьи, имидж семьи, семейный этикет

Деятельность современного менеджера СКД часто связана с организацией семейного досуга, направлена на осуществление проектов нацеленных на укрепление института семьи, пропаганду ценностей современной семьи и повышению внимания к репродуктивной функции семьи. Согласно теории французского социолога Ф. Ле Пле, суть которой заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы, в том числе и на деловые отношения, построение корпоративной культуры.

Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

В середине 19 в. предпринимаются первые попытки изучить семью, затем из эмпирических исследований (на основе опыта) европейских ученых статистиков появляется специальная отрасль знаний - социология семьи (Е.И.Зритнева - РФ), которая рассматривает семью как фундаментальный институт общества, придающим ему стабильность и имеет первостепенное значение в производстве и формировании личности. Основные теории происхождения семьи принадлежат древнегреческим мыслителям Платону (миф об андрогинах – философское обоснование любви) и Геродоту; психоаналитику З. Фрейду (гаремная семья – вождь контролирует все сексуальные контакты), ученому-философу А. Шопенгауэр (интересы рода, тетрогамия - тройственный брак); русскому философу 19в. Вл. Соловьёву («Промысел Божий» соединяет мужчину и женщину), большой вклад в формирование концепций социологии семьи19-20 вв. внесли ученые Л. Морган, Ф. Энгельс, М. Ковалевский, Ф. Ле Пле Б. Малиновский, П. Сорокин, И.Я. Бахофен Белорусская семья рассматривается в трудах этнографа И. Калачевой, семейные ценности изучаются социологами И.В. Лашук, Л.И. Науменко и др.

Все функции общества – закон, религия, семья, труд и т.д. могут образовывать иерархию в соответствии с тем насколько высоко они ценятся. Семья рассматривается как источник социальной принадлежности и профессиональной ориентации (династии врачей, пекарей). Одно из самых первых объяснений неравенства в обществе было дано Э. Дюркгеймом (1893) в книге «Разделение труда в обществе», где был сделан вывод, что во всех обществах некоторые виды деятельности считаются более важными по сравнению с другими (например, религиозное спасение или материальное богатство). С точки зрения социологии семья может рассматриваться как одна из причин социальной стратификации (касты в Индии) – термин (социальна страта (слой)), применяемый для обозначения структурного социального неравенства, условий при которых социальные группы имеют неравный доступ к общественны благам. Культурологи рассматривают семью как ценность и как совокупность форм капитала. А все виды капитала могут в той или иной форме конвертироваться в экономический капитал, в том числе его денежную форму.

Табл. Формы капиталов (Радаев В.В.) с.85 – соц-култ проц в совр Бел

  Формы капиталов
Экономи- ческий Культур-ный Челове-ческий Социаль--ный Админист-ративный Полити-ческий Символи-ческий Физи-ческий
Инкорпо-рированное состояние (диспозиции, способности) Производство прибыли Максимальная ликвидность Практическое знание. Навыки социализации Профес- сиональ- ные знания, умения навыки Соблюдение обязательств, без санкций доверия Регули- рование доступа к ресурсам и деятельности   Мобилизация коллективно- го действия, репрезентация интересов Производство мнений, лигитимная компетенция Способность к труду
Объек-тивированное состояние Средства производства товары, деньги Узнаваемые знаки, символы Обуча- ющие тексты и прак- тики Сетевые связи Корпора- тивные органи- зации   Партии, обществен-ные движения Программные идеологические тексты Физические и психические качества
Институ-ционализи-рованное состояние Права собственности Статусные группы Дипломы, разряды, патенты, лицензии Социальные круги, списки, контакты Должност-ные структуры Структуры лидерства Авторитеты с правами номинации Медицинские заключения
Стратифи-кационное состояние Клас- совая Культурно-норма- тивная Социально-профес- сиональная Сетевая Корпора-тивная Политическая Культурно-символическая Физико-генетическая
Способы передачи Обмен, наследование Воспитание Образование Знакомство Назначение Выдвижение Объяснение Генетика
Способы изменения Денежная оценка, физические единицы Уровень престижа, среда, время социа- лизации Время, затраченное на образование Включен- ность в сети, их характе-ристики Должностной уровень, масштаб корпорации Включенность в коллективные движения, активность Репутация, оценка пубичного влияния Уровень здоровья и трудоспособности

 

Брак и семья не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия.

Брак – 1) исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной; 2) особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами; 3) традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, способ самосохранения и развития общества. Семья более сложная социальная система, чем брак. Семья – социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, моральной ответственностью и взаимопомощью, т.е. семью составляю люди и их взаимоотношения. Семья – посредник во взаимодействии общества и личности. Через интересы семьи осуществляется гармонизация взаимоотношений личности и государства. Характер семейных отношений менялся с развитием общества, в истории которого выделяют три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Брачная форма регулирования отношений между мужчиной и женщиной появилась не сразу (эндогамия, экзогамия, моногамия, полигамия (многобрачие), полиандрия (многомужество), полигиния (многоженство), фратернальная полиандрия (братская), сороральная полигиния). Моногамия появилась со сменой матриархатных отношений на патриархатные. Ф. Энгельс отмечал «…падение права матери было всемирно-историческим поражение женщины». На Руси семья появилась в 9-11 вв, после Крещения Руси, с переходом к феодализму (роли в семье четко распределены и социально обусловлены: мужчине –хозяйка, женщине –кормилец). Социолог С. Голод считает, что в своем развитии семья прошла три идеальных исторических типа:

· патриархальный (традиционный)

· детоцентристский (современный)

· супружеский (постсовременный),

и моногамная семья эволюционирует от патриархального к супружескому типу. Все больше разработок в области социологии семьи происходит в рамках групповой парадигмы. Больше всего исследований проведено в США, Франции и скандинавских странах.

Подходы к изучению понятия семья (Р. Хилл, Д. Хансен) можно объединить в пять групп:

Интеракционнистский (исследуется взаимодействие членов семьи, статус, межстатусные отношения, конфликт и др.);

Структурно-функциональный (анализ института семьи как социальной системы, через понятия структура, функции, референтная группа и др.);

Ситуационный подход (ценности и нормы в сфере брачно-семейных отношений через понятия социальная ситуация, роль и др.);

Институциональный подход (культурно-исторический анализ брачно-семейных отношений через понятия индивид, культурные ценности, которые он разделяет, институционалисты отмечают, что многие функции семьи перешли обществу);

Эволюционный подход (свести различные подходы в одну систему, так изучаются социальные стадии и циклы семьи, эволюция потребностей и целей, образцы поведения и др.)

Семейные отношения, необходимо рассматривать с точки зрения структурных особенностей и динамики (А.И. Антонов, В.М. Медков).Схема 2 указывает на соединение трех подходов в изучении семьи: социально-структурного; культурологического; социально-психологического.

Схема 2

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Институт семьи базируется на определенных социальных связях, в него входят родительский союз, их дети, родственники.

Семья как социальный институт имеет:

Основные функции – регулирование рождаемости, социализация и защита детей;

группы и организации – родственники, группы, объединенные родственными связями;

ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность;

роли – жена, муж, мать, сын, бабушка и др.;

нормы – супружеская верность, обязанность воспитания детей, материальное обеспечение детей, взаимопомощь, сотрудничесмтво, общие цели и др.;(1;с.27)

Признаки семьи как социального института (социолог С.Фролов):

Установки и образцы поведения –привязанность, уважение, ответственность.

Культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца;

Утилитарные культурные черты – дом, мебель

Устные и письменные кодексы поведения –Конституция РБ, Семейный кодекс РБ.(1; с. 27)

Типология семейных структур: моногамия, полигпмия, экзогамия, эндогамия. Согдасно антропологии семьи делятся на консангвинальные (кровные родственники) и конъюгальные. Критерий лидерства дифференцирует семьи на группы: патернальную, матернальную, эгалитарную. Формы семейно-брачныхотношений: традиционные, альтернативные (1;с. 36)

Под социальными функциями семьи подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья: регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения, социализация, забота и защита, социальное самоопределение и др. Существуют специфические (репродуктивная, содержание (экзистенциальная), социализации детей) и неспецифические (передача собственности, статуса, домоходяйства, отдыха и досуга, т.е. условия для реализации специфических функций) функции семьи. Социолог А.Г. Харчев особо выделяет сферу духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение эмоциональной поддержки, психологической защиты; рекреативная (восстановление) – достжение психологического комфорта, психотерапевтическая функция семьи.(1;с.41)

Задание – заполнить таблицу в группах

Таблица «Функции семьи»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: