А) результаты контрольного эксперимента





б) результаты констатирующего эксперимента

 

Здесь также наглядно можно увидеть, что при самостоятельном выполнении необходимых операций дети из экспериментальной группы справились намного лучше, чем из контрольной.

Результаты наблюдений в процессе выполнения детьми выше указанных контрольных работ, их анализа, а также анализа результатов контрольного среза позволили сделать следующие выводы: большинство учащихся экспериментальных классов выполняли работу осмысленно, рационально и последовательно, в точном соответствии с поставленным заданием. На изготовление деталей для этой работы осуществляли от 12 до 20 рабочих операций.

В контрольных классах наблюдалась иная картина. Многие дети чувствовали себя беспомощными, в их действиях прослеживалась неуверенность. Не закончив один вид деятельности, они переключались на другой, в результате выполняли от 30 до 50 лишних рабочих операций. В результате 56% выполнили работу на 4; на оценку удовлетворительно выполнили работу 40% учащихся и один ребенок не справился с проверочной работой. В экспериментальных классах результаты были сравнительно выше - 32% учащихся выполнили работу на 5; 60% - на 4 и 8% на удовлетворительно. Таким образом, фиксируется определенный рост уровня и качество формирования у детей самостоятельности, трудовой активности и культуры труда.

Результаты эксперимента подтвердили целесобразность и необходимость предлагаемой нами системы по более раннему формированию у детей трудовой активности и самостоятельности.

самостоятельность школьник трудовой обучение


Выводы по 2 главе

 

В экспериментальное исследование входило три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня сформированности самостоятельности в первых классах. Результаты этого эксперимента показали практически одинаковый уровень развития самостоятельности в обеих классах. Например: при проверке способности детей провести анализ образца и технического рисунка были получены следующие результаты – в 1 «а» классе 20% детей дали полные ответы, 60% ответили не совсем полно, некоторые при помощи учителя, а 20% вообще не смогли выполнить это задание в 1 «б» классе результаты были практически такие же – 32% детей ответили правильно, 56% дали неполные ответы, а 12% не ответили.

Целью второго этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных методов, которые были включены в обычные занятия по технологии сформировать у детей трудовую самостоятельность. На этапе формирующего эксперимента классы были разделены на контрольный – 1 «б» и экспериментальный – 1 «а». В экспериментальном классе была проведена работа, которая осуществлялась на уроках трудового обучения, в процессе учебного и общественно полезного труда детей, технического творчества, а также на отдельных уроках изобразительного искусства, природоведения, как правило, в плане межпредметных связей.

Целью контрольного эксперимента с помощью контрольного среза выявить уровень сформированности трудовой самостоятельности у детей в контрольной и экспериментальных группах для проверки эффективности проведенной работы. Результаты данного эксперимента выглядят следующим образом:

В экспериментальном классе (1 «а») при анализе образца и технического рисунка 64% детей дали правильные ответы (против 20% в констатирующем эксперименте), 36% ответов были неполными, детей не справившихся с данным заданием не было.

В контрольном классе (1 «б») – 36% детей дали полные ответы (против 32% в констатирующем эксперименте), 60% ответили либо с помощью учителя, либо дали не совсем полные ответы и 45 детей не справились с заданием.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов мы выявили что, в 1 «а» классе повысился процент детей, которые самостоятельно справлялись с заданием, а показатель детей не выполнивших задание равен нолю. В 1 «б» классе результаты констатирующего и контрольного экспериментов остались практически без изменений.

Оценивая ход и результаты выполнения контрольных заданий, мы убедились, что в деятельности учащихся экспериментальных и контрольных классов имеются существенные различия. Эти различия можно проследить по целому ряду параметров. Прежде всего следует отметить, что школьники из экспериментальных классов в большинстве случаев более точно выделяют и запоминают основные конструктивные особенности предъявляемых им изделий. У них не только лучше развиты внимание и память; гораздо важнее, что они лучше оценивают конструктивный смысл всех деталей, понимают их назначение - что ведет к более точному анализу конструкции. Можно также отметить заметные различия в умении оценивать и корректировать работу по промежуточным результатам. Учащиеся экспериментальных классов, выполняя предложенную работу, в большинстве случаев решали ее, как конструкторскую задачу.

 


Заключение

 

Проанализированная научно-педагогическая литература и проведенная опытно-педагогической работы показала, что в методике трудового обучения преобладающим методом является прямой показ практических действий учителем и копирование, повторение их учениками. При такой системе обучения внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка скрытой, приемы самостоятельности формируются незначительно.

Таким образом, разработка данной проблемы привлекла внимание многих ученых педагогов-психологов.

Результаты проведенного нами педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования. Мы убеждены – что процесс развития трудовой самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Нам удалось наглядно показать, что формирование у младших школьников познавательной самостоятельности на уроках технологии будет успешным, если в общей системе этой работы будет соблюден ряд необходимых условий. К ним в первую очередь относятся следующие условия

- содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве,

- способы руководства деятельностью школьников следует направлять на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения

- система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным;

- на уроках необходимо поддерживать атмосферу, позволяющую придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией.

Реализации методов создания проблемных ситуаций необходимо уделять должное внимание на уроках труда. Трудовому обучению следует отдавать особое предпочтение в силу особенностей детей младшего школьного возраста.

Результаты нашего исследования дают возможность использовать предложенную программу в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках технологии.

 


Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. – 151с.

2. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 272с.

3. Алисов. Г.В. Городничева. В. В. И др. Подготовка школьников к жизни и труду. - М.: Педагогика 1979. – 117с.

4. Ананьев. В. Г. Человек как предмет познания. - Л.: издательство ЛГУ, 1968. – 388с.: ил.

5. Антропова. М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение 1968. - 251с.

6. Аристова. Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение 1968 -98с.

7. Бабанский. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию (сущность, функций, процедура, и условия осуществления) Исследование методологических основ комплексного подхода к воспитанию. - М.: Просвет 1982. - 152с.

8. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.

9. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 200с.

10. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256с.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Спб.: Питер, 2000. – 137с.

12. Блонский. П.П. Избранные педагогические и психологические сопровождения в 2-х томах. - М.: т.2 1982. – 54с.

13. Борисовский. А.И., Сухомлинский. В.А. Труд обогащает духовную жизнь. - М.: Просвет 1985. - 196с.

14. Борисова Н.В. Технологизация образовательной деятельности в контексте гуманизации Гуманизация образования - императив XXI века: Материалы межрегион. конф. 27 - 29 февр. 1996 г., Набережные Челны, 1996. - Вып. 2. - 98с.

15. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208с.

16. Гликман И.З. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы. – 2004, №7. – С.46-49.

17. Громов. М.Д. Развитие мышления младших школьников (под редакцией Е.И.Игнатьева.) Психология младшего школьника. - М.: АПТИ РСФСР 1960. 270с.

18. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. – 1998. - №2 С.38-42.

19. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 82с.

20. Дёмин. М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1983. С.22 - 25.

21. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз 1961. - 127с.

22. Жиделев. М.А. Методы обучения трудовым действиям. - М.: Высшая школа 1972. - 95с.

23. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - М.: Посвет 1982. - 73с.

24. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор ун-та, 1993. - 107с.

25. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос 2000. – 384с.

26. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии – М.: Просвещение 1980. – 214с.

27. Загвязинский. В.И. Алексеев. М.Н. Формы и методы логического мышления педагогических исследованиях. Методология педагогических исследований. - М.: 1980. – 271с.

28. Занков. Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников (под редакцией М.В. Занкова и М.А. Зверевой.) - М.: Педагогика 1973. - 234с.

29. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: «Педагогика», 1982. – 267с.

30. Карякин Ю.В. Двойственность деятельности преподавания и ее проявление в онтогенетическом методе проектирования учебного курса // Электронные учебники и электронные библиотеки. 3-я Всероссийская конференция. М., МЭСИ, 2002, С.100-104.

31. Климов Е.А. Психология воспитания и обучение: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 367 с.

32. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Ассоциация XXI век; АО «Московские учебники и Картография», 2000. – 160 с.: ил.

33. Крякин Ю.В., Гуляева О.С. Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий Интернет, 2006г.

34. Кралевич И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. - М.: Просвещение 1989. 98с.

35. Машкова И.Н., Малов С.Л. Психология обучения. - М.: Высшая школа. 1986. – 152с.

36. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368с.

37. Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. Педагогическая поэма. – М.: Издательство «Правда», 1987. – 542.

38. Максимов В.Г. Педагогическая технология в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2002. – 272с.

39. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Посвещение, 1993. -97с.

39. Матюшкин. А.М. Творческая самостоятельность в освоения первоначальных навыков труда. – М.: Просвет.1989. – 146с.

40. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.

41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 253с.

42. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.;

43. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся Начальное образование. 1998 № 4 – С.28.

44. Педагогика Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство «Просвещение». 1996. – 271с.

45. Педагогическая энциклопедия. Том 3 / Гл. ред. И.А.Каиров, Ф.Н. Петрова М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с.

46. Педагогическая энциклопедия слов Гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол. М.М. Безрукий, В.А. Болотов и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528с.: ил.

47. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 275с. 48. Полежаев. Е.Ф. Физиологические и психологические основы труда. М.: Профиздат. 1974 - 69с.

49. Пидкасистый. П.И. Горячев. Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М.: 1991. – 173с.

50. Пидкасистый. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: 1980. – 124с.

51. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. // Воспитание школьников. 1995. № 6 – С.23.

52. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.

53. Подлиняев О.Л. Анализ феномена «педагогические технологии» с позиции личностно-центрированного подхода: Иркутский государственный педагогический университет // Интернет, 2006;

54. Прокопьев И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика Учеб. пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: Тетра Системс, 2002. – 544с.

55. Петровский А.В. Психология. - М.: Академия, 2000 – 152с.

56. Проблемы школьного воспитания. №4, 2000

57. Программа «Технология» «Художественный труд и искусство» для четырехлетней начальной школы Допущено Министерством образования и науки РФ (Письмо № 13-58-487/17 от 21.04.2003 г.) Авторы. О.А. Куревина, Е.А. Лутцев

58. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений В.А. Слатенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 576с

59. Словарь – справочник по педагогике / автор – сост. В.А. Мижеренков: Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 448с.

60. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

61. Селевко. Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование. 1998. № 3 – С.15 - 17.

62. Селевко. Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя. Народное образование. 2001. № 7 – С.7 - 9.

63. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «логос», 1999. – 272с.

64. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. ПЕДАГОГИКА. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Ростов – на - Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.

65. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 200. – 544с.

66. Столяренко. Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия Учебники, учебные пособия. - Ростов - на - Дону: Феникс. 2000. - 375с.

67. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1973. – 275с.

68. Ушинский. К.Д. Сенсорно-двигательное развитие труд. Народное образование. 1987 №8 – С.24 – 26.

69. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000;

70. Хроленко Е.В. Пути и средства формирования трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения в начальных классах Дис. к.п.н.. – М., МГУ, 2000 – 134с.

71. Чернышенко. И.Д. Трудовое воспитание школьника. - М.: Просвещение 1981. - 124с.

72. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: 2002. 97с.

73. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников – М.: 1992. – 195с.

Размещено на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: